ТОП-50 лучших книг в жанре Церковная музыка
bannerbanner

Церковная музыка - ТОП 50 лучших книг

Отображать сначала: популярныеновыеТОП лучших книг
Музыка литургии эпохи классицизма. Нотные публикации и исследования
5
В настоящем издании впервые в полном виде собрано музыкально-литургическое наследие эпохи классицизма – с 1760-х до 1825 года, с начала царствования Екатерины II до конца правления Александра I. В этот период в России возникла профессиональная композиторская школа, духовная музыка достигла классического совершенства. Нотный текст публикуемых произведений базируется на источниках рубежа XVIII—XIX веков – изданиях и манускриптах, хранящихся в крупнейших архивах Москвы, Петербурга и Киева. В развернутых текстологических комментариях приводится свод рукописных и печатных источников. В научный обиход впервые вводятся многие иллюстративные материалы. Благодаря данной публикации, духовая музыка классицизма обогащается яркими, талантливыми сочинениями, которые могут быть использованы за богослужением и в концертной практике. Издание предназначено для профессионалов – певчих, регентов, хористов, хормейстеров, историков и музыковедов – и всех любителей русской духовной музыкальной культуры.
Очерк богословия литургической музыки. Православный взгляд
5
В книге положено начало глубокому духовно-разумному осмыслению и переживанию феномена церковного слова, облеченного в литургическую форму богослужебной музыки Православной Церкви. В каком смысле можно говорить о «богословии» литургической музыки? Развивается ли канон и традиция литургической музыки или наша задача сохранять ее в неизменном виде, как сохраняется канон Божественной литургии? Что может считаться, по аналогии с иконописью, каноничным в церковном пении? И какова цель литургической музыки в Церкви? Автор, воспитанный на лучших образцах славянской традиции церковной музыки в ее русском варианте, опирается также на практику различных, преимущественно восточных, Церквей, пытаясь найти ответ на все эти вопросы, неизменно возникающие перед каждым, кому не чужд литургический опыт жизни в Церкви.
Архиерейская литургия
4
В данном сборнике собраны и изложены для трехголосного детского хора песнопения архиерейского чина литургии святого Иоанна Златоуста, входящие в репертуар Детского хора Русской Православной Церкви. Хор состоит из учащихся церковно-певческих, музыкальных и воскресных школ и хоровых студий со всей России. Коллектив участвует в патриарших богослужениях и крупнейших концертных мероприятиях (пример – концерт, посвященный 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Кремлевском дворце съездов). Песнопения, закрепившиеся в репертуаре в процессе творческой деятельности хора, отличает строгий и продуманный отбор, следование традиции русского православного богослужебного пения, доступность, простота и грамотность изложения. В сборнике представлен полный перечень как песнопений собственно литургии, так и специфических песнопений, дополняющих чинопоследование в случае архиерейского служения.
Хоровые произведения на богослужебные тексты Русской православной церкви
3
В сборник хоровых произведений на богослужебные тексты Русской православной церкви вошли авторские композиции разных лет композитора, регента, хормейстера и педагога Р.М. Имамутдинова. Многие из них предназначены для исполнения как за Богослужением, так и на концертной эстраде (по усмотрению руководителя хора и по согласованию с церковноначалием). Такие партитуры, как «Свете тихий 2» и «Блажен муж» являются опытом личностного прочтения богослужебных текстов и больше подойдут для концертного исполнения. Сборник предназначен для профессиональных и любительских хоровых коллективов разных возрастных категорий.
Stabat Mater. Клавир и текст Г. Рёслер на основе обработки И. А. Хиллера
3
«Stabat Mater» – средневековая секвенция, состоящая из двух частей: первая посвящена страданиям Девы Марии по Иисусу Христу, вторая – обращению к ней грешника, молящего спасительного рая. Среди самых известных сочинений на этот текст – «Stabat Mater» для сопрано, альта соло и струнного квартета с органом итальянского композитора Дж. Пер голе зи (1710-1736). Кантата состоит из 13 частей. Перголези смело подошел к трактовке жанра и первым ввел в «Stabat Mater» мажорные части. Издание адресовано профессиональным музыкантам, студентам музыкальных училищ и консерваторий, а также любителям.
Подготовка регентов в России: прошлое и современность
3
Учебное пособие посвящено проблеме возрождения традиций обучения церковному пению детей и взрослых. В результате основательного анализа истории становления формы и содержания подготовки учителей пения и регентов в дореволюционной России, автором разработаны учебные программы для учащихся воскресных школ и православных гимназий, а также для студентов музыкальных факультетов педагогических вузов. Пособие адресовано студентам музыкальных факультетов педагогической направленности, практикующим регентам и учителям музыки, работающим в специальных учебных заведениях православной ориентации.
Музыкальная культура родного края
3
Учебное пособие «Музыкальная культура родного края (Оренбуржье в XVIII–XXI веках)» представляет собой труд, посвящённый становлению и развитию музыкальной культуры Оренбуржья. Ее параметры представлены в контексте исторического развития. Важнейшие и сопутствующие звенья музыкальной жизни региона воссозданы исключительно на основе имеющихся в хранилищах документов, ряда монографий, а также воспоминаний и свидетельств очевидцев. В поле внимания автора попали не только этапы развития крупных организаций, входящих в музыкальную инфраструктуру Оренбуржья, но и личные судьбы деятелей искусств, внесших в них свой очевидный вклад. Учебное пособие адресовано преподавателям и студентам Оренбургского государственного института искусств по дисциплинам «Музыкальная культура родного края», «Региональные особенности музыкальной культуры», «Музыкальная культура Оренбурга XX столетия».
Очерк богословия литургической музыки. Православный взгляд
3
В книге положено начало глубокому духовно-разумному осмыслению и переживанию феномена церковного слова, облеченного в литургическую форму богослужебной музыки Православной Церкви. В каком смысле можно говорить о «богословии» литургической музыки? Развивается ли канон и традиция литургической музыки или наша задача сохранять ее в неизменном виде, как сохраняется канон Божественной литургии? Что может считаться, по аналогии с иконописью, каноничным в церковном пении? И какова цель литургической музыки в Церкви? Автор, воспитанный на лучших образцах славянской традиции церковной музыки в ее русском варианте, опирается также на практику различных, преимущественно восточных, Церквей, пытаясь найти ответ на все эти вопросы, неизменно возникающие перед каждым, кому не чужд литургический опыт жизни в Церкви. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Духовная музыка славянского Средневековья. Русь, Болгария, Сербия. IX–XVII века
5
Книга, написанная на материале рукописной традиции, посвящена начальному периоду отечественной профессиональной музыки, в который были заложены ее духовные основы и определены важнейшие стилистические черты: широкая распевность, эпическая мощь и своеобразное многоголосие. Автором раскрывается процесс освоения и переработки византийских канонов на Руси, их органичный синтез с интонацией русской речевой культуры и музыкального фольклора. В работе впервые в отечественном и зарубежном музыкознании воссоздана картина истории храмового пения византийского периода в Болгарии и Сербии, культура которых в перспективе оказалась связанной с православием. В книге дано целостное представление о певческих школах Руси – новгородской, московской и усольской – и выделены их важнейшие музыкальные особенности. В работе дается обзор произведений и оценка творчества ведущих распевщиков – Маркелла Безбородого, Фёдора Крестьянина, Ивана Лукошкова и др. В истории раннего русского многоголосия показана роль певческих школ. На осн…
Русская духовная музыка в документах и материалах. Том 9. Русское православное церковное пение в ХХ веке. Советский период. Книга 1. 1920—1930-е годы. Часть 2
4
Тема, подобная той, которой посвящен IX том серии «Русская духовная музыка в документах и материалах», до сих пор не ставилась как отдельная и самостоятельная, в охвате не только примыкающего к 1917 десятилетия, но всего исторического периода. Между тем, осмысление наследия советской эпохи в целом все отчетливее ныне осознается как одна из основных задач актуального искусствознания. Этот том – опыт приближения к огромной по объему и значению сфере, опыт первичного обобщения материала. Ввиду объема публикуемых документов том делится на две книги, посвященные, соответственно, периоду между двумя мировыми войнами (в данном случае от 1917 – по начало 1940-х) и послевоенному (от 1943 до 1988, то есть празднования 1000-летия Крещения Руси). В отличие от предыдущих томов РДМ в этой книге нет какой-либо единообразной формы подачи материалов классического типа: «вступление – текст – комментарии». Форму подачи здесь диктует характер имеющегося материала; это может быть и «чистая» публикация архивного (или опубликов…
Русская духовная музыка в документах и материалах. Том 9. Русское православное церковное пение в ХХ веке. Советский период. Книга 1. 1920—1930-е годы. Часть 1
3
Тема, подобная той, которой посвящен IX том серии «Русская духовная музыка в документах и материалах», до сих пор не ставилась как отдельная и самостоятельная, в охвате не только примыкающего к 1917 десятилетия, но всего исторического периода. Между тем, осмысление наследия советской эпохи в целом все отчетливее ныне осознается как одна из основных задач актуального искусствознания. Этот том – опыт приближения к огромной по объему и значению сфере, опыт первичного обобщения материала. Ввиду объема публикуемых документов том делится на две книги, посвященные, соответственно, периоду между двумя мировыми войнами (в данном случае от 1917 – по начало 1940-х) и послевоенному (от 1943 до 1988, то есть празднования 1000-летия Крещения Руси). В отличие от предыдущих томов РДМ в этой книге нет какой-либо единообразной формы подачи материалов классического типа: «вступление – текст – комментарии». Форму подачи здесь диктует характер имеющегося материала; это может быть и «чистая» публикация архивного (или опубликов…
Русская духовная музыка в документах и материалах. Том 1: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма
4
Настоящая книга представляет собой первый в музыкознании опыт издания литературных и документальных первоисточников по истории русской духовной музыки Нового времени. Сборник задуман авторами в двух томах. В первом томе сосредоточены литературные материалы: дневники, воспоминания, статьи мемуарного характера и письма лиц, имевших непосредственное отношение к знаменитому Синодальному хору и Синодальному училищу церковного пения. Кроме источников из государственных хранилищ, в томе широко представлены воспоминания и письма из частных архивов, а также фонозаписи бесед с мемуаристами, которые на протяжении ряда лет делали составители данного издания. Во второй том сборника войдут документальные материалы – учебные программы Синодального училища, списки его преподавателей и выпускников, материалы Наблюдательного совета при училище, концертные программы Синодального хора, обзор его репертуара, а также избранные рецензии на выступления Синодального хора и некоторые основополагающие исторические работы.
Русская духовная музыка в документах и материалах. Том 6. Книга 2: С. В. Смоленский и его корреспонденты. Переписка с С. С. Волковой, Д. В. Разумовским, А. В. Преображенским, В. М. Металловым, C. И. Т
5
В шестом томе серии «Русская духовная музыка в документах и материалах» публикуется переписка С. В. Смоленского: в первой книге – с графом С. Д. Шереметевым и К. П. Победоносцевым; во второй книге – с С. С. Волковой и представителями художественного, музыкального и церковно-певческого мира. Историко-культурная ценность переписки Смоленского исключительно велика, и круг его корреспондентов максимально широк: от мальчиков-учеников до высших лиц государства; столь же разнообразны темы, затрагиваемые в переписке с разными лицами. Если в первой книге тома корреспонденты Смоленского представлены фигурами крупных общественных деятелей, то во второй книге – фигурами музыкальных (преимущественно церковно-музыкальных) деятелей. Первый раздел содержит переписку с С. С. Волковой, далее следует пять двухсторонних переписок: с Д. В. Разумовским, П. И. и М. И. Чайковскими, С. И. Танеевым, А. В. Преображенским, В. М. Металловым; в заключительном разделе представлена обширная (более двух десятков адресатов) подборка писем…
Русская духовная музыка в документах и материалах. Том 2. Книга 2: Синодальный хор и училище церковного пения. Концерты. Периодика. Программы
5
Освещение истории Синодального хора и Синодального училища церковного пения в рамках серии «Русская духовная музыка в документах и материалах» с самого начала задумывалось составителями в двух томах. Во второй том входят исследования по истории училища и хора, подборка архивных документов, отклики в печати на некоторые важные события в жизни обоих учреждений, источники, освещающие богослужебную деятельность Синодального хора, впервые составленный свод его концертных программ за более чем три четверти века и свод рецензий на выступления хора, учебные программы Синодального училища и проект его нового Устава. Во вторую книгу второго тома вошли свод концертных программ и рецензий, подборка статей о деятельности Синодального училища и хора, а также учебные программы и Устав. В конце помещаются справочные материалы к обеим книгам второго тома: списки директоров, регентов, преподавателей, выпускников и аннотированный именной указатель.
Старообрядческая певческая культура. Выпуск 1. Старообрядческие периодические издания 1905–1908 гг.
5
Настоящий указатель представляет собой первый выпуск продолжающегося справочного издания, посвященного старообрядческой богослужебно-певческой культуре. Целью большого аннотированного библиографического указателя является составление наиболее полного списка всех публикаций, размещенных в периодических изданиях XIX – начала XX в. и содержащих в себе сведения о церковном пении русских старообрядцев. В первый выпуск включены статьи из старообрядческих периодических изданий 1905–1908 годов. Впервые подробно рассматривается раздел хроники, в том числе сообщения, не повествующие непосредственно о певческой культуре, но содержащие упоминания о хорах, головщиках, певчих, школах церковного пения и чтения, людях, так или иначе трудившихся на ниве старообрядческой богослужебно-певческой культуры.
Регентское мастерство
4
Учебное пособие рассматривает основные положения спецкурса «Регентское мастерство», разработанного на кафедре регентования ПСТГУ. В книге рассматриваются концептуальные, историко-теоретические и практические вопросы церковного пения и руководства церковным хором. Подробно анализируется специфика церковного пения и чтения, система регентского показа, принципы подбора песнопений и темпо-ритмической организации богослужения. Пособие предназначено для преподавателей и учащихся регентских школ, дирижерско-хоровых факультетов средних и высших музыкальных учебных заведений, регентов и певцов церковных хоров, а также всех любителей церковного пения.
Русская духовная музыка в документах и материалах. Том 2. Книга 1: Синодальный хор и училище церковного пения. Исследования. Документы. Периодика
5
Освещение истории Синодального хора и Синодального училища церковного пения в рамках серии «Русская духовная музыка в документах и материалах» с самого начала задумывалось составителями в двух томах. В первый том были включены литературные источники – дневники, воспоминания, письма, статьи мемуарного характера, принадлежащие тем, кто имел непосредственное отношение к Синодальному училищу и хору в его реформенный и пореформенный период (1880-1910-е). Во второй том входят материалы иного типа – классические исследования по истории училища и хора, весьма богатая тематически подборка архивных документов, отклики в печати на некоторые важные события в жизни обоих учреждений, источники, освещающие богослужебную деятельность Синодального хора, а также впервые составленный список его концертных программ за более чем три четверти века и свод рецензий на выступления хора. Завершает том публикация учебных программ Синодального училища и последнего по времени его устава. Ввиду очень большого объема материалов том бы…
Лекция «„Молодой Папа. Саундтрек“. Комментарий музыковеда»
3
Музыка играет далеко не последнюю роль: фильм движется не только под восхитительный саундтрек Леле Маркителли. В нем еще звучат фрагменты десятков самых разных музыкальных произведений: тут и песни Шарлотты Гейнсбур, и вариации на тему Боба Дилана, и потрясающие пассажи Арво Пярта и невероятный «Реквием» Габриэля Форе. Конечно, вся эта музыка звучит в «Молодом Папе»" не просто так: она фактически выполняет роль рассказчика, помогая раскрывать истинный смысл происходящего на экране. «Молодой папа» – сериал неслучайный. Более того – это удивительно системное творение: в нем нет, пожалуй, ни единого проходного элемента, ни единой сцены, ни единой декорации, которая не имела бы своего собственного смысла, раскрывающего идею сериала в целом. Вместе с музыковедом Павлом Сурковым мы попробуем разобраться в этом циклопическом звуковом полотне. И, будьте уверены, после этого вам захочется не просто пересмотреть этот замечательный сериал. Вы будете его переслушивать.