Теория литературы - ТОП 50 лучших книг
В своей работе Владимир Кантор, доктор философских наук, заведующий Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ) и ординарный профессор Школы философии того же университета, избирает темой своего исследования сопряжение литературы с философией. На взгляд автора, не было ни одного великого литературного произведения, которое ни находилось бы в напряженном поле философских идей. Вне этого контекста настоящая литература непонятна. Уже диалоги Платона были одновременно и философией, и замечательной литературой. По словам Достоевского, «мысль надо чувствовать». Но для этого в произведении должна быть мысль, должен быть философский контекст. Так шекспировский «Гамлет» непонятен без обращения к текстам Эразма Роттердамского, Пико дела Мирандола, Мартина Лютера, отзвуки идей которых звучат в речах принца. Как говорил Хайдеггер, в поэтических изречениях древнегреческих философов рождается запад…
В своей новой книге Владимир Кантор, писатель, доктор философских наук, заведующий Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ) и ординарный профессор Школы философии того же университета, дает своеобразный мастер-класс, показывая, что литература и философская рефлексия нисколько не противоречат друг другу Одна из любимых идей автора – что только в философском контексте становится внятным художественный текст. В этой книге он попытался реализовать это свое понимание культуры.
Все тексты публиковались в периодике – московской, питерской, ярославской, чешской, американской (США).
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
В учебном пособии реализуется установка на формирование профессиональных и общекультурных компетенций студентов-филологов, предусмотренных государственным образовательным стандартом третьего поколения. Анализируется современное состояние изучения проблем жанрологии. В герменевтической парадигме освещается природа «понимающего бытия» литературного жанра, рассматривается соприродность его «частей» и «целого», обосновывается необходимость установления отношений между пониманием и интерпретацией в процессе изучения жанровой специфики художественных произведений. Определяется значение идей М. М. Бахтина (1895-1975) для эпистемологии современной теории и философии литературного жанра. Использование герменевтических категорий и процедур нацелено на идентификацию жанровой «системы средств и способов понимающего овладения и завершения действительности».
Для магистрантов по направлению подготовки 032700 – «Филология», а также аспирантов специальностей 10.01.01 – «Русская литература» и 10.01.08 – «Теория литературы,…
Учебное пособие предназначено студентам, изучающим специальные дисциплины по творчеству И. А. Бунина, по русской литературе рубежа XIX–XX вв. и начала ХХ в. Оно также связано с общими учебными курсами «История отечественной литературы» и «Теория литературы», так как предполагает углубленное изучение целого ряда разделов этих курсов.
Отрывки, лирические стихотворения, имеющие в названии стилизованное указание на фрагментарность («невыразимое (Отрывок)» В. Жуковского, «Осень (Отрывок)» А. Пушкина), в литературоведении до сих пор не были комплексно изучены. Возникавший время от времени вопрос о статусе литературного явления «отрывок» (жанр, художественная форма, часть произведения)в ызывал в литературоведении значительные разногласия. автор учебного пособия считает отрывок особым жанром, аргументирует свою точку зрения и в то же время оставляет читателю право стать участником литературоведческой дискуссии.
Для студентов старших курсов филологических факультетов, литературоведов, преподавателей литературы и просто любителей русской поэзии.
Наш эксперт Михаил Колонтай – научный руководитель программы Mini MBA Русской Школы Управления, профессор РАНХиГС при Президенте РФ – поделился своим мнением о книге Мортимера Адлера. «Несмотря на то что книга написана в 1940 году, она остается актуальной и сегодня. Ведь из года в год, изо дня в день поток информации просто перегружает наш мозг. В этой книге есть советы по поводу того, как правильно читать литературу, в том числе и книги по бизнесу. Как ни странно, у всех нас еще со школы есть убежденность в том, что мы умеем читать. Увы, это не так». Книга Мортимера Адлера «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» написана еще до Второй мировой войны, но актуальна и сегодня. Она посвящена науке активного, вдумчивого, многоэтапного чтения, помогающего находить ключевые предложения в тексте и понимать все оттенки смысла, заложенного в словах автора. Для чего вы читаете? Чтобы добыть информацию? Убить время? Получить удовольствие от словесного мастерства писателя? Задуматься о жизни? От…
В монографии рассмотрены теоретические вопросы специфики литературной критики, ее типологии, жанров, поэтики, возможности использования критики в вузовском и школьном преподавании литературы, предложены очерки истории критики и подробная библиографическая информация учебной и научной литературы по проблемам теории и истории отечественной литературной критики.
Монография предназначена для литературоведов, преподавателей, а также для всех интересующихся вопросами теории и истории литературной критики. Может быть использована в качестве учебного пособия для бакалавров, магистрантов, аспирантов филологического и журналистского профиля.
Монография посвящена классикам европейской и американской литературы ХХ века: Т.С. Элиоту, У. Фолкнеру, Т. Вулфу, У. Голдингу, Э. Золя, Г. Ибсену, А. Камю, Ф. Кафке, Гамсуну, Ж.-П. Сартру, Д.Г. Лоуренсу, Дж. Джойсу, Г. Белю и Г. Грину. Выбранный угол зрения (религиозный дискурс), а также анализ малоизученных текстов («Четвероевангелие» Эмиля Золя, «По ту сторону» и «Нагорная победа» Фолкнера, «Катилина», «Кесарь и Галилеянин» Ибсена, «Солнце», «Женщины в любви» Лоуренса и другие) позволяют по-новому посмотреть на известные объекты. В работе предлагается понятие европейского генетического культурного кода, который содержит в себе, прежде всего, христианские (католические и протестантские) архетипы, а также языческие и ветхозаветные модели. Основной задачей было не рассмотрение религиозных взглядов писателей, а попыткой исследовать проявление культурного кода в каждом отдельном художественном тексте. Параллельно с этой же точки зрения рассматриваются философские и богословские сочинения европейских мыслител…
Монография С.Л. Слободнюка – это опыт философского и литературоведческого осмысления философии русской литературы. Автор подробно рассматривает различные аспекты избранной темы, показывая основные этапы становления художественной онтологии как онтологии особого бытия. Привлекая широкий круг источников, исследователь доказывает, что в творчестве К. К. Случевского, Д. С. Мережковского, Н. А. Заболоцкого, М. А. Булгакова, Л. М. Леонова и других художников, творивших на рубеже ХIХ-ХХ вв., была сформирована самодостаточная философская система, которая может рассматриваться как оригинальная философия «Искаженного Мира».
Настоящее издание дополнено третьим разделом, в который вошли материалы исследований, посвященных исканиям Ф. К. Сологуба, философии Иоанна Скота Эриугены и трем романам о будущем: «Мы» Е. Замятина, «1984» Д. Оруэлла и «Дюне» Ф. Херберта.
В монографии рассмотрена эволюция осмысления произведений Кристофера Марло в русской литературной критике и литературоведении XIX – начала XXI в., выявлены реминисценции и традиции творчества Кристофера Марло в русской литературе, проведен литературоведческий анализ русских переводов произведений Кристофера Марло, осуществленных во второй половине XIX – начале XXI в.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, переводчиков, а также для всех, кто интересуется проблемами сравнительно-исторического литературоведения, истории художественного перевода, истории русской переводной художественной литературы.
В учебнике впервые целостно представлено развитие русской литературы первой половины ХХ века. Авторами обоснована ее периодизация с выделением такого важного этапа литературного развития, как «Литература первой трети ХХ века», дан обзор русской литературы 1930–1940-х гг.; глубоко разработана персоналия: И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Платонов, М. Булгаков, Л. Леонов, В. Набоков.
Издание отличается максимально возможной в учебном пособии полнотой изложения учебного материала, высоким научно-теоретическим уровнем и предназначено для студентов-филологов, магистров, аспирантов.
В учебнике впервые целостно представлено развитие русской литературы первой половины ХХ века. Авторами обоснована ее периодизация с выделением такого важного этапа литературного развития, как «Литература первой трети ХХ века», дан обзор русской литературы 1930—1940-х гг.; глубоко разработана персоналия: И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Платонов, М. Булгаков, Л. Леонов, В. Набоков.
Издание отличается максимально возможной в учебном пособии полнотой изложения учебного материала, высоким научно-теоретическим уровнем и предназначено для студентов-филологов, магистров, аспирантов.
В пособии представлены развернутые планы лекций и их конспекты, а также материалы для подготовки к практическим занятиям со списками литературы. Материалы для подготовки к практическим занятиям представляют собой авторский пример трансформации репродуктивного знания в продуктивное применительно к решению конкретных исследовательских задач.
Для магистрантов, обучающихся по направлению 031000 – «Филология» по программе «Теория литературы».
Словарь является первым опытом лексикографического описания языка видного поэта XIX в. Е. А. Баратынского (1800–1844). Он включает историко-литературный очерк о писателе, его творческих связях с А. С. Пушкиным, обзор работ о лингвопоэтике Баратынского и новые наблюдения такого рода, алфавитно-частотный указатель лексем и онимов, отмеченных в произведениях автора (свыше 7 тысяч словарных единиц), рейтинг наиболее употребительных слов, толкует устаревшие, редкие и окказиональные лексемы, поясняет непонятные имена, мифологизмы и т. д. В словарных статьях даются указания на окказиональный характер слов, их фразеологические связи, каламбурные сближения.
Предназначен для лингвистов и литературоведов; может использоваться студентами филологических факультетов в качестве учебного пособия по курсам «Лексикология. Фразеология. Лексикография», «История русского литературного языка», «Введение в литературоведение», «История русской литературы», «Теория литературы» и др.
Монография посвящена повестям Гоголя, которые рассматриваются под углом зрения проблемы, формулируемой как пространство смысла. Речь идет о смысле, который дан в произведении (заложен в самой его структуре) и потенциально присущ ему, но актуализируется (выявляется, раскрывается, обнаруживается) только в ходе прочтения и изучения произведения. Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть и выявить заложенные в самой структуре гоголевских повестей возможности смыслообразования, то есть объективно данные возможности расширения и углубления пространства смысла.
Издание адресовано преподавателям, аспирантам и студентам филологических факультетов вузов, а также широкому кругу гуманитариев и читателей, интересующихся проблемами современного понимания русской классической литературы.
В настоящую книгу включены четыре важнейших трактата Аристотеля – великого древнегреческого мыслителя, оказавшего огромное влияние на развитие европейской и мировой культуры, ученого-энциклопедиста, который стоял у истоков современной науки. «Метафизика» – свод из 14 книг, объединенных в I веке до н. э. Андроником Родосским (в чьей редакции он и дошел до наших дней), – основополагающий труд философа, излагающий его учение о четырех первопричинах, или первоначалах, всего сущего. В «Политике» Аристотель рассматривает главные формы правления и цели государства, определяя последнее как «общение, организованное ради общего блага», критикует разнообразные политические режимы, анализирует институт семьи и проблему воспитания молодежи, размышляет о роли религии и рисует образ идеального общества, «дающего людям полную возможность жить согласно их стремлениям». Трактаты «Поэтика» и «Риторика» наметили на много столетий вперед вектор развития, проблемные контуры и категориальный аппарат европейской теории литератур…
Курс «Основы теории литературы» еще часто именуют «Введение в литературоведение» - базовый предмет на первом курсе филологического факультета. Часто он сложен в восприятии, потому что вчерашнему школьнику, нынешнему студенту не так просто освоить специфическую терминологию. Эта книга – краткий конспект лекций, написанный на основании вузовского курса. Она будет полезна не только и не столько студентам, но и читателям, которые хотят освоить теоретические основы литературы.
В научно-монографической работе доктора филол. наук, проф. О.В. Богдановой рассматриваются повесть Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки» (1970) и драма «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» (1984-1985). В контексте авангардных тенденций русской литературы 1970-1990-х годов в текстах Ерофеева выявляются особенности поэтического строя балансирующих «на грани» жанровых образований, эксплицируются константные признаки новой, складывавшейся в ту пору эстетики «новой литературы», квалифицируются доминантные черты поэтики отечественного постмодерна, зарождавшегося в недрах литературы конца XX века. Анализ повести «Москва – Петушки», вбирающей в себя черты драматургического дискурса, и драмы «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», построенной в стратегиях эпической наррации, порождает представление о самобытности поэтического мира Венедикта Ерофеева.
Издание предназначено для специалистов-филологов и для всех интересующихся проблемами развития русской литературы рубежа XX-XXI веков.
В формате PDF A4 сохранен …
В учебном пособии представлены тематический план лекций, планы практических занятий и исследовательские работы разных учёных по курсу «Теория литературы», который посвящён изучению основ теоретического литературоведения, различных методов исследования художественного текста, научных школ в этой области науки, основ текстологии и поэтики.
Учебное пособие адресовано студентам специальности «Филология», изучающим курс «Теория литературы», а также всем интересующимся вопросами теоретического литературоведения.
Дается определение органичного литературоведения. Сравниваются органичное и социально-психологическое литературоведения.
На примере русской словесности XVIII—XXI вв. рассматриваются законы литературного развития. К их числу отнесено чередование эпох стиха и прозы, повторяющееся в среднем каждые 60—80 лет. Это позволяет с максимальной объективностью – насколько та возможна при анализе всех разновидностей художественного творчества – оценить/объяснить положение литературы в любой момент её движения, исходя из её собственных законов и не обращаясь для этого к социальным, экономическим, политическим и прочим условиям: они теряют значение, когда речь заходит о литературном тексте.
В монографии рассматриваются изменения, происходящие в последние 30 лет в русском стихе: его метрике, строфике, способах рифмования. Отдельно анализируются процессы, происходящие в русской прозе, ориентированной на стиховую культуру (стихоподобной). Предлагаются подходы к описанию различных типов современного русского стиха, дается история их возникновения и развития: делается попытка рассмотреть такие новые явления, как визуальная и сонорная поэзия в их соотношении с традиционными типами стиха и прозы. Отдельно описываются индивидуальные версификационные стратегии ведущих русских поэтов последних десятилетий.
Настоящая работа посвящена одному из наименее исследованных явлений в русском стихе – цезуре. Несмотря на то что все традиционные руководства по стихосложению говорят о необходимости цезуры в некоторых типах стиха (в античном дактилическом гекзаметре или в шестистопном ямбе), они чаще всего умалчивают о том, что же такое цезура или ограничиваются рассуждениями о том, что цезура – это «пауза» или «остановка дыхания». Как правило, такое определение нельзя применить на практике, и, в силу этого, история цезуры в русском стихе полна двусмысленностей.
В настоящей работе предлагается теория цезуры, основанная исключительно на метрических критериях – на структуре текстов, входящих в обширный корпус русской поэзии, собранный специально для этого исследования. Основная часть работы – описание того, как эволюционировала цезура в русском стихе, начиная от силлабики XVII века и ранней силлаботоники XVIII века до неклассического стиха, который начинает активно развиваться в XX веке и нередко обращается к различным вид…
Нарратология принадлежит к числу наиболее энергично развивающихся в последние годы областей гуманитарного знания. «Нарратологический поворот» широко востребован в различных сферах культуры, науки и общественной жизни, однако ведущая роль здесь по-прежнему принадлежит литературной нарратологии. При этом количественно более развитая на сегодняшний день западная нарратология до сих пор остается излишне схоластичной, игнорируя исторический подход к предмету своих интересов. Предлагаемая монография является результатом многолетних исследовательских поисков, направленных на формирование исторической нарратологии в качестве инновационного и весьма перспективного научного направления, опирающегося на лучшие традиции отечественного литературоведения (А. Н. Веселовский, М. М. Бахтин, О. М. Фрейденберг и др.). Базовая нарратологическая проблематика событийности, нарративности, идентичности, интриги и этоса, а в особенности категория нарративных стратегий, рассматриваются в книге в историческом ракурсе закономерного …
В 1856 году известный археолог и историк Алексей Сергеевич Уваров обратился к членам Академии наук с необычным предложением: он хотел почтить память своего недавно скончавшегося отца, бывшего министра народного просвещения С. С. Уварова, учредив специальную премию, которая должна была ежегодно вручаться от имени Академии за лучшую пьесу и за лучшее исследование по истории. Немалые средства, полагавшиеся победителям, Уваров обещал выделять сам. Академики с благодарностью приняли предложение мецената и учредили первую в России литературную премию. В книге Кирилла Зубкова Уваровская премия становится своеобразным ключом, открывающим доступ к многочисленным проблемам литературной и социальной истории. Ее изучение позволяет автору поставить вопросы о соотношении литературы и театра, драматургии и общества, профессиональной и любительской литературы, о влиянии развивающихся общественных институтов эпохи «Великих реформ» на драматургию того времени, о связях хрестоматийных драматических произведений с развитием …
Данная статья может рассматриваться как продолжение моей работы «Количественная оценка метафорического описания». Обе работы посвящены количественной оценке фрагментов художественных текстов в рамках «информационной» модели, где показателем качества служит информативность фрагмента, отнесённая к его длине, т.е. к числу составляющих его слов. В то же время, обе работы взаимно дополняют друг друга, отличаясь по типу текстов, подлежащих оценке: если первая исследует тексты типа «описание» и его наиболее яркой разновидности – «метафорического описания», то в данной – предпринята попытка анализа фрагмента текста типа «повествование», причём – в его юмористической ипостаси.
В монографии представлены результаты исследования неовикторианского романа конца 1990-х – начала 2000-х годов: уточнены причины обращения современных английских писателей к эстетике викторианства, викторианской культуре и литературе, проанализировано отражение ключевых понятий и образов-символов викторианства, установлено происхождение английского неовикторианского романа и описана его эволюция, определены содержание и объем понятия «неовикторианский роман», определено место неовикторианского романа в жанровой системе исторического романа и, наконец, выявлены жанровые характеристики неовикторианского романа конца 1990-х – начала 2000-х годов.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Данный учебник является одним из лучших по теоретической поэтике. Он основан на стремлении сделать поэтику самостоятельной наукой, обладающей своей системой понятий, определяющей эти понятия, соотнося каждое из них с тонкими и точными наблюдениями над фактами словесного искусства.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов.
Сборник филологических работ посвящен памяти профессора Московского университета Александра Андреевича Смирнова (07.05.1941–13.10.2014). Он состоит из следующих разделов: первый – статьи коллег и учеников А. А. Смирнова (работающих ныне в учреждениях науки, образования и культуры России, Беларуси, Украины, Болгарии, Венгрии и Германии), развивающие основные направления поисков ученого: история русской литературы XVIII–XX вв., творчество А. С. Пушкина, русско-европейские литературные взаимосвязи, вопросы теории литературы; второй – мемориальные заметки, воссоздающие неповторимый образ А. А. Смирнова как ученого, педагога и человека; третий – впервые публикуемые сведения по истории рода ученого, собранные на основе материалов его личного архива; четвертый – полный библиографический перечень печатных работ А. А. Смирнова; пятый – избранное научное наследие ученого, отражающее широту его интересов и энциклопедизм мышления.
Для специалистов-филологов, преподавателей литературы и широкого круга читателей.
Монография посвящена актуальным вопросам современного литературоведения. В книге системно рассматриваются история, теория, морфология, методология, критика, программирование и другие сферы литературоведения. Это позволяет увидеть даже такие области, которые еще не имеют своего названия (как, например, рефлексивно-организационное литературоведение). Таким образом, строится здание металитературоведения, комплекс разных по содержанию и задачам дисциплин, направленных на литературоведение, обеспечивающих его самосознание и тем самым способствующих его развитию в соответствии со своей спецификой, задачами, составом, внутренними связями его определенных аспектов. Из литературоведческих дисциплин особое внимание уделено теории литературы, поскольку она имеет приоритетное значение для всей системы литературоведческого знания и познания.
Монография адресована литературоведам, преподавателям, аспирантам, студентам филологических факультетов, а также всем, кто интересуется проблемами литературоведческой интеллектуал…
31. Проблемы поэтического бытия. Сборник работ по фундаментальной проблематике современной филологии
В книге собраны все значимые работы проф. В. В. Федорова: от кандидатской диссертации об «Анне Карениной» («Диалог в романе») до сугубо теоретических очерков последних лет. Радикальную инаковость филологического проекта В. В. Федорова определяет понимание автора как субъекта бытия, а не субъекта специализированной активности. Соответственно, концепт воображения в его исследованиях уступает место онтологическому превращению, а понятие о произведении – интуиции поэтического мира. Косвенную поддержку своих обобщений автор усматривает в теориях эстетического объекта Б. Христиансена и М. М. Бахтина, а также «внутреннего мира» Д. С. Лихачева.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
В учебном пособии подробно рассмотрены вопросы теории литературы и поэтики художественного текста. В первой части представлены образцы анализа важнейших аспектов произведения (художественный мир, хронотоп, роды и жанры, субъектная организация, мотивы и лейтмотив, интертекстуальные связи). Во второй части содержатся советы и методические рекомендации для выполнения письменных научных работ, представляемых на творческие конкурсы по литературоведению.
Для студентов-филологов, учащихся школ, научных руководителей творческих работ.
История о взаимоотношениях с окружающим миром талантливого мальчика, страстно увлеченного литературой. Ситуация, в которую он попал, оказала сильное влияние на его характер, всю дальнейшую жизнь и судьбу.
Словарь является первым опытом лексикографического описания языка поэта И. И. Дмитриева (1760–1837). Он включает три раздела: теоретическое введение, где рассматриваются вопросы литературного наследия писателя, делаются выводы относительно количественно-качественной структуры его поэтического языка; алфавит-но-частотный указатель лексем и онимов, отмеченных в произведениях автора; рейтинг наиболее употребительных слов. В словаре толкуются устаревшие, редкие и окказиональные лексемы, поясняются непонятные имена, мифологизмы, даются указания на фразеологические связи слов и другие их контекстно-функциональные характеристики.
Предназначен для лингвистов и литературоведов; может использоваться студентами филологических факультетов в качестве учебного пособия по курсам «Лексикология. Фразеология. Лексикография», «История русского литературного языка», «Введение в литературоведение», «История русской литературы», «Теория литературы» и др.
В настоящую книгу включено 28 статей известного казахстанского теоретика литературы, переводчика, писателя А.Л. Жовтиса (1923-1999), посвященных проблемам теории стиха и поэтической речи. Собранные под одной обложкой, они дают представление о диапазоне и динамике научных интересов и вкладе ученого в русское и мировое стиховедение второй половины XX века. Статьи были опубликованы в самых престижных филологических журналах и стиховедческих сборниках. В предлагаемом вниманию издании впервые дана наиболее полная библиография статей, книг и переводов, созданных А.Л. Жовтисом на протяжении его пятидесятилетнего творчества.
Для широкой филологической аудитории.
Автор, известный киевский учитель-словесник, делится с коллегами своим опытом преподавания литературы в школе. Помимо разработок интерактивных уроков, в книгу вошли научно-методические статьи, дидактические материалы и сценарии литературных вечеров, написанные для школьного театра поэзии, которым автор руководил на протяжении почти двадцати лет. Книга адресована не только учителям, методистам, преподавателям и студентам педагогических университетов, но и всем любителям русской и мировой литературы.
В гуманитарном мире сложился устойчивый образ О. Мандельштама – сложного, «темного» поэта, чьи стихи нуждаются в кропотливой дешифровке. Увлеченные поисками интертекстуальных связей, филологи зачастую игнорируют первооснову мандельштамовской лирики – язык. В своей монографии «К русской речи» П. Успенский и В. Файнберг исследуют роль идиоматики в поэтическом языке Мандельштама: как поэт систематически использует фразеологию для создания сложных поэтических образов и подчас загадочных смыслов. Идиоматика, по мнению авторов, определяет не только смысл строк или строф, но иногда и развитие всего стихотворения, что позволяет считать русский язык главным «вдохновителем» поэта. Предложенная авторами когнитивная модель восприятия творчества Мандельштама дает ответ на вопрос, почему его стихи, несмотря на всю их «эзотеричность», кажутся интуитивно понятными и сохраняют силу поэтического высказывания для нескольких поколений читателей. П. Успенский – кандидат филологических наук, PhD, доцент Департамента истории и …
Важнейший ключ к поэзии О. Мандельштама – его теоретическая поэтика, система взглядов на природу поэтического слова и образа.
Книга, которую читатель держит в руках, – значительный шаг к пониманию философии языка и творчества, которая выразилась в «Разговоре о Данте» и других литературно-эстетических сочинениях О. Мандельштама. В центре исследования – коммуникация поэта с его предшественниками и читателями и процессы смыслообразования в системе «автор – сообщение – адресат». Как показывает Е. Глазова, задача поэзии для Мандельштама – не транслировать сообщения, но пробуждать, формировать и разрабатывать образ как коммуникативный посыл и запрос, собирающий вокруг себя комментарии, разговоры, перeсуды, множественные слои художественных традиций.
Мандельштам выступает как поэт метаморфозы, т. е. динамичного преобразования разных пластов бытия: ландшафтного и портретного, визуального и музыкального, скорости, звука и цвета.
Книга раскрывает сложнейшую систему координат поэтического и теоретического мышления М…
В монографии представлен анализ произведений ярчайшего представителя русского модернизма ХХ века Е. И. Замятина, при этом в поле зрения автора книги оказывается как раннее, так и зрелое творчество писателя, что помогает показать эволюцию его творческих взглядов и выявить универсальные черты поэтики. В книге использованы различные исследовательские алгоритмы, позволяющие рассмотреть проблемы неомифологизма, синкретизма, раскрыть роль математической символики в романе «Мы», проанализировать литературные контексты, с которыми соотнесены как художественные произведения писателя, так и его литературоведческие работы.
Этот текст – сокращенная версия книги Мортимера Адлера «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.
Книга Мортимера Адлера «Как читать книги» впервые была опубликована в 1940 году и с тех пор стала живой классикой. Ее советами пользуются студенты и те, кто стремится извлекать из книг максимум пользы. Качественный навык чтения дарит человеку интеллектуальное развитие, умение различать пропаганду, распознавать манипуляции и не поддаваться ложным авторитетам. Как любое дело, чтение требует подготовки. Адлер учит читать сразу тремя способами. Аналитически, чтобы извлекать главную идею автора. Синтетически, чтобы следить за развитием авторской мысли. Критически, чтобы выработать собственное суждение. В книге даны советы для чтения литературы разных жанров – от научных трудов до художественных текстов. А чтобы измерить прогресс в усвоении прочитанного, в книгу включены проверочные тесты.
В монографии выясняется и объясняется изобразительный и экспрессивный смысл преимущественно небольших средств и форм повествования в древнерусских литературных произведениях ХII–ХVII вв. и рукописных сборниках ХVII в.; анализируются словосочетания, перечисления, сравнения, эпитеты, параллелизмы, афоризмы, комплексы деталей, циклы рассказов и иные формы древнерусского изложения. Так определяется степень литературности словесных памятников и их место в истории древнерусской литературы.
Книга предназначена для филологов и студентов, обладающих литературным вкусом, для более глубокого и верного понимания текста произведений Древней Руси.
Понятие аскезы, то есть стремления к воздержанию и отречению от земных благ, – ключевое для самосознания русской культуры. Оно связано с темой бедности, под которой понимается не только нужда, но и скудость окружающей среды, аскетичность самой природы. Такие мыслители, как Н. Бердяев, М. Вебер и Н. Элиас, описывали аскезу как технику самоограничения и самодисциплины и, следовательно, как ключевой экономический и цивилизационный фактор. Однако если обратиться к Библии, то евангельским понятием оказывается изобилие, а вовсе не аскеза. Его образцом стало чудо умножения хлебов, достигнутое без каких-либо аскетических подвигов со стороны присутствующих людей. В таком случае, действительно ли пара изобилие/аскеза антонимична? Как моделируется напряжение между этими двумя полюсами в русской литературе? Какое отражение идея трансформации крайней бедности в избыточное богатство нашла в советской культуре? В сборник вошли статьи Ж.-Ф. Жаккара, К. Ичин, О. А. Ханзена-Лёве и других исследователей, посвященные этой те…
Этот текст – сокращенная версия книги Мортимера Адлера «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.
О книге
Книга Мортимера Адлера «Как читать книги» впервые была опубликована в 1940 году и с тех пор стала живой классикой. Ее советами пользуются студенты и те, кто стремится извлекать из книг максимум пользы. Качественный навык чтения дарит человеку интеллектуальное развитие, умение различать пропаганду, распознавать манипуляции и не поддаваться ложным авторитетам. Как любое дело, чтение требует подготовки. Адлер учит читать сразу тремя способами. Аналитически, чтобы извлекать главную идею автора. Синтетически, чтобы следить за развитием авторской мысли. Критически, чтобы выработать собственное суждение. В книге даны советы для чтения литературы разных жанров – от научных трудов до художественных текстов. А чтобы измерить прогресс в усвоении прочитанного, в книгу включены проверочные тесты.
Зачем слушать
• Овладеть чтением как интеллек…
Авторы сборника отвечают на ключевые теоретические вопросы интертекстуального анализа: о верификации скрытых цитат и реминисценций, об их функциях, о перспективах мифопоэтического анализа и изучения топосов Нового времени.
Книга предназначена филологам, теоретикам и историкам литературы. Может быть полезна и интересна студентам и аспирантам-филологам.
Книга включает статьи, подготовленные по материалам международного коллоквиума «Теория трех стилей и европейские средневековые литературы. Поэтики и литературная практика» (Москва, ИМЛИ, 2008). Статьи посвящены анализу литературных произведений на фоне учений о стиле в его различных средневековых версиях: поиску «маркеров», позволяющих связать какое-либо произведение со стилем или стилями, релевантными для литературной теории и, шире, литературного самосознания Средних веков, а также вопросу о применении этих учений к средневековым литературам разных регионов и периодов.
Книга представляет собой сборник статей по истории и теории стиха и поэтического языка, написанных специально к 80-летию М. Л. Гаспарова. Материалом стал не только русский, но и голландский, немецкий, английский стих. Здесь можно найти статьи, развивающие новую теорию русского ямба; размышления о механизме связи между ритмом и рифмой в «Евгении Онегине»; серьезные опыты вслед за Гаспаровым применить статистику для решения вопросов атрибуции (тексты Шекспира), описания поэтического словаря, распознания цитат.
Авторы статей – ведущие отечественные и зарубежные филологи и лингвисты.
Цель предлагаемого пособия – систематизировать и обогатить представления о природе, структуре и особенностях художественной литературы как вида искусства, помочь совершенствованию читательского мастерства. Книга снабжена кратким словарем основных литературных понятий и терминов (составлен при участии доцента О. В. Быстровой).
Для студентов филологических факультетов, учителей, преподавателей литературы высших и средних учебных заведений.
В учебнике впервые целостно представлено развитие русской литературы первой половины ХХ века. Авторами обоснована ее периодизация с выделением такого важного этапа литературного развития, как «Литература первой трети ХХ века», дан обзор русской литературы 1930—1940-х гг.; глубоко разработана персоналия: И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Платонов, М. Булгаков, Л. Леонов, В. Набоков.
Издание отличается максимально возможной в учебном пособии полнотой изложения учебного материала, высоким научно-теоретическим уровнем и предназначено для студентов-филологов, магистров, аспирантов.
В учебнике впервые целостно представлено развитие русской литературы первой половины ХХ века. Авторами обоснована ее периодизация с выделением такого важного этапа литературного развития, как «Литература первой трети ХХ века», дан обзор русской литературы 1930–1940-х гг.; глубоко разработана персоналия: И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Платонов, М. Булгаков, Л. Леонов, В. Набоков.
Издание отличается максимально возможной в учебном пособии полнотой изложения учебного материала, высоким научно-теоретическим уровнем и предназначено для студентов-филологов, магистров, аспирантов.
В монографии рассмотрена эволюция осмысления произведений Кристофера Марло в русской литературной критике и литературоведении XIX – начала XXI в., выявлены реминисценции и традиции творчества Кристофера Марло в русской литературе, проведен литературоведческий анализ русских переводов произведений Кристофера Марло, осуществленных во второй половине XIX – начале XXI в.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, переводчиков, а также для всех, кто интересуется проблемами сравнительно-исторического литературоведения, истории художественного перевода, истории русской переводной художественной литературы.