Теория культуры - ТОП 50 лучших книг
Сборник включает статьи на темы, поднятые в научном творчестве лингвиста, философа языка и культуролога академика Ю. С. Степанова. Это работы по теоретической лингвистике, индоевропейскому сравнительно-историческому языкознанию, семиотике, философии, философии языка, искусствознанию и литературоведению. Особое внимание уделяется греко-индоиранскому языкознанию, вопросам литовского языка, интерпретации текста, семантической типологии, литературе и искусству (Гоголь, Достоевский, Лопе де Вега, Пруст, Веласкес, Суриков). Книга адресуется широкому кругу семиологов, лингвистов, философов, литературоведов и искусствоведов.
В очередной выпуск научного рецензируемого журнала «Studia Culturae» вошли научные статьи, посвященные изучению актуальных проблем теории и истории культуры, философии культуры, эстетики и философии искусства, истории и культурологи областничества.
Издание предназначено для всех, интересующихся философией, культурой и искусством.
В учебнике дано систематическое и развернутое изложение культурологии, объединяющее теорию, философию и историю культуры. Понятийный аппарат и дополнительная информация, даваемая во вставках-врезках, делают изложение материала доступным и интересным.
Для студентов вузов, а также читателей, интересующихся вопросами культурологи и историей искусства.
В учебном пособии раскрываются основные темы курса «Культурология», излагаются ведущие культурологические теории, школы и концепции, дается очерк становления и развития современной культуры. Рассматриваются вопросы о предмете культурологии и ее месте в системе гуманитарных дисциплин, излагается содержание ее основных понятий, показывается взаимосвязь мировой, народной, элитарной и массовой культур. Широко использованы междисциплинарный, сравнительный и культурно-исторический методы, обеспечивающие возможность творческого подхода к изучению культурологии.
Соответствует Государственному образовательному стандарту третьего поколения.
Для студентов-бакалавров различных специальностей, изучающих культурологию. Представляет интерес для студентов других гуманитарных специальностей.
В очередной выпуск научного рецензируемого журнала «Studia Culturae» вошли научные статьи, посвященные изучению актуальных проблем теории и истории культуры, философии культуры, эстетики и философии искусства, истории и культурологи областничества.
Издание предназначено для всех, интересующихся философией, культурой и искусством.
В очередной выпуск научного рецензируемого журнала «Studia Culturae» вошли научные статьи, посвященные изучению актуальных проблем теории и истории культуры, философии культуры, эстетики и философии искусства, истории и культурологи областничества.
Издание предназначено для всех, интересующихся философией, культурой и искусством.
Пособие включает два раздела – «Теория культуры» и «История культуры» – и представляет систематическое изложение в кратком виде основных проблем культурологического знания. Пособие поможет студентам вузов в сжатые сроки подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов по культурологии.
Для студентов вузов и колледжей. Издание представляет интерес для широкого круга читателей.
Основные положения, развиваемые в книге А. Вежбицкой, заключаются в том, что разные языки существенно разнятся в отношении своего словарного состава и эти различия отражают различия ядерных ценностей соответствующих культурных общностей. В своей книге А. Вежбицкая стремится показать, что всякая культура может быть исследована, подвергнута сопоставительному анализу и описана при помощи «ключевых слов» языка, обслуживающего данную культуру. Теоретическим фундаментом такого анализа может служить «естественный семантический метаязык», который реконструируется на основе широких сопоставительно-языковых исследований. Книга адресована не только лингвистам, но также антропологам, психологам и философам.
В издание вошли главы из работы Understanding Cultures through their Key Words: English, Russian, Polish, German, Japanese. New York: Oxford University Press, 1997.
В настоящем курсе в сжатой и доступной форме изложены предмет, метод и функции культуры, раскрыты ее типы и формы, раскрыты проблемы теории культуры, основные культурологические концепции, история мировой и отечественной культуры.
Для студентов вузов, преподавателей, учащихся лицеев и гимназий, всех, кто интересуется вопросами культурологии, может быть использована при изучении курсов «история мировой и отечественной культуры», «История художественной культуры».
В словаре с позиций современного научного знания раскрываются важнейшие категории и понятия теории и истории культуры с выделением некоторых западно-восточных и евразийских компонентов развития мировой и отечественной культуры. Книга вводит в проблематику современной культурологии, в ней раскрывается система культурологических знаний в социогуманитарном аспекте.
Издание рассчитано на специалистов в области теории и истории культуры, преподавателей культурологии и истории мировой и отечественной художественной культуры, студентов и всех, кто интересуется современными проблемами теории культуры.
Учебное пособие представляет собой краткое и доступное изложение курса культурологии, написанное в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений по этому предмету. Автором книги является известный культуролог А.С.Кармин.
Пособие предназначено для студентов вузов, школьников и всех, кто хочет ознакомиться с современными представлениями о культуре и ее развитии.
В очередной выпуск научного рецензируемого журнала «Studia Culturae» вошли научные статьи, посвященные изучению актуальных проблем теории и истории культуры, философии культуры, эстетики и философии искусства, истории и культурологи областничества.
Издание предназначено для всех, интересующихся философией, культурой и искусством.
Объектная и предметная область межкультурной коммуникации очень широка, так как новая дисциплина (межкультурная коммуникация) является «перекрестком» разнонаправленных исследований, тяготеющих к «единству» и «пересечению». В книге затронуты вопросы трансляции и диалога культур, восприятия и понимания текстовой деятельности, способов репрезентации знаний, дискурса межкультурного общения, национально-культурной и этнографической специфики, национального менталитета, соотношения стандартизации и глобализма.
Для студентов гуманитарных факультетов вузов.
В очередной выпуск научного рецензируемого журнала «Studia Culturae» вошли научные статьи, посвященные изучению актуальных проблем теории и истории культуры, философии культуры, эстетики и философии искусства, истории и культурологи областничества.
Издание предназначено для всех, интересующихся философией, культурой и искусством.
В очередной выпуск научного рецензируемого журнала «Studia Culturae» вошли научные статьи, посвященные изучению актуальных проблем теории и истории культуры, философии культуры, эстетики и философии искусства, истории и культурологи областничества.
Издание предназначено для всех, интересующихся философией, культурой и искусством.
Объектная и предметная область межкультурной коммуникации очень широка, так как новая дисциплина (межкультурная коммуникация) является «перекрестком» разнонаправленных исследований, тяготеющих к «единству» и «пересечению». В книге затронуты вопросы трансляции и диалога культур, восприятия и понимания текстовой деятельности, способов репрезентации знаний, дискурса межкультурного общения, национально-культурной и этнографической специфики, национального менталитета, соотношения стандартизации и глобализма.
Для студентов гуманитарных факультетов вузов.
В книгу вошли работы, публиковавшиеся автором в 1994—2015 гг. В них рассматривается происхождение слов, обозначающих важнейшие понятия человеческой жизни и культуры: и т. д. В ряде статей реконструируются фрагменты картины мира и древнейшей истории индоевропейцев: представление о небе, первичные миграции, особенности поэтики. Особое внимание уделяется таким понятиям, как культура, цивилизация, этика. Исследуются отдельные сюжеты античной и русской литературы: понятие античности как типа культуры, творчество поэтессы Эринны (IV в. до н. э.), история русских и советских песен. В особый раздел вынесены очерки, посвященные большим лингвистам прошлого и настоящего.
В очередной выпуск научного рецензируемого журнала «Studia Culturae» вошли научные статьи, посвященные изучению актуальных проблем теории и истории культуры, философии культуры, эстетики и философии искусства, истории и культурологи областничества.
Издание предназначено для всех, интересующихся философией, культурой и искусством.
В очередной выпуск научного рецензируемого журнала «Studia Culturae» вошли научные статьи, посвященные изучению актуальных проблем теории и истории культуры, философии культуры, эстетики и философии искусства, истории и культурологи областничества.
Издание предназначено для всех, интересующихся философией, культурой и искусством.
В данной книге в популярной и доступной форме рассказывается о новой области гуманитарного знания и учебной дисциплине «Социальная экстремология», призванной рассмотреть влияние экстремальных законов и принципов на весь процесс становления и развития противоречивой человеческой деятельности. Работу отличает новый, нетривиальный взгляд на проблемы человека, его специфическую, парадоксальную активность, сохраняющую амплитуду от взлетов высокого творчества до экстремистских проявлений.
Для всех, кого интересуют вопросы человека и общества.
В очередной выпуск научного рецензируемого журнала «Studia Culturae» вошли научные статьи, посвященные изучению актуальных проблем теории и истории культуры, философии культуры, эстетики и философии искусства, истории и культурологи областничества.
Издание предназначено для всех, интересующихся философией, культурой и искусством.
В очередной выпуск научного рецензируемого журнала «Studia Culturae» вошли научные статьи, посвященные изучению актуальных проблем теории и истории культуры, философии культуры, эстетики и философии искусства, истории и культурологи областничества.
Издание предназначено для всех, интересующихся философией, культурой и искусством.
В очередной выпуск научного рецензируемого журнала «Studia Culturae» вошли научные статьи, посвященные изучению актуальных проблем теории и истории культуры, философии культуры, эстетики и философии искусства, истории и культурологи областничества.
Издание предназначено для всех, интересующихся философией, культурой и искусством.
В очередной выпуск научного рецензируемого журнала «Studia Culturae» вошли научные статьи, посвященные изучению актуальных проблем теории и истории культуры, философии культуры, эстетики и философии искусства, истории и культурологи областничества.
Издание предназначено для всех, интересующихся философией, культурой и искусством.
Учебник создан коллективом преподавателей под руководством Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заведующего кафедрой культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Солонина Ю. Н. и профессора той же кафедры, доктора философских наук Суровой Е. Э. Он написан с учетом современных требований к преподаванию культурологии в высших учебных заведениях нашей страны и может быть полезен студентам различных направлений профессиональной подготовки (поскольку нацелен на формирование важных общекультурных компетенций, единых для большинства образовательных стандартов, а также на формирование профессиональных компетенций, значимых для различных гуманитарных направлений). В учебнике подробно рассматриваются фундаментальные проблемы теории и истории культуры; методы изучения культурных форм, процессов и практик; типология культуры; формы и практики современной культуры; основы культуры повседневности; основы российской и зарубежной культуры в исторической динамике; вз…
В очередной выпуск научного рецензируемого журнала «Studia Culturae» вошли научные статьи, посвященные изучению актуальных проблем теории и истории культуры, философии культуры, эстетики и философии искусства, истории и культурологи областничества.
Издание предназначено для всех, интересующихся философией, культурой и искусством.
В книге выдающегося ученого-философа, иностранного члена (академика) НАН Беларуси Вячеслава Семеновича Стёпина (1934–2018) показано, как возникает и развивается в культуре ее феномен – теоретическое знание. Анализируются типы и структура теоретических знаний. Рассматриваются механизмы порождения теорий. Показано, что эти механизмы исторически развиваются, зависят от типов системных объектов, осваиваемых наукой, а также от особенностей, присущих той или иной культуре ценностей. Анализ проведен на конкретном материале истории естественных и социальных наук. Особое внимание уделено современным способам и формам теоретического освоения мира.
Издание адресовано специалистам в области философии науки и теории познания, научным работникам, преподавателям учреждений высшего образования, аспирантам, студентам, а также всем, кто интересуется актуальными проблемами современности.
Цель учебника – ввести читателя в сложный мир художественной культуры, научить пониманию художественных произведений.
Кратко рассматриваются происхождение, сущность и структура художественной культуры. Дается характеристика социально-историческим условиям возникновения и этапам развития каждого регионального и временного типа художественной культуры. На примерах всемирно известных памятников архитектуры, скульптуры, живописи, литературы показываются особенности основных направлений и стилей художественной культуры, раскрывается творческая манера их создателей.
Особое внимание уделяется русской художественной культуре, ее достижениям и связи с мировыми художественными ценностями.
Для студентов высших учебных заведений, а также учащихся и учителей старших классов средних школ, лицеев и колледжей.
В условиях, когда в ценностном отношении встает вопрос о приоритете культуры, духовных начал над материальными, о перспективе и возможностях перехода от экономического к постэкономическому обществу, изучение теории и истории культуры приобретает первостепенную значимость для новых поколений. В предлагаемой работе, написанной на интереснейшем материале из истории культуры разных этносов и регионов, значительное внимание уделяется проблемам преемственности и инновации в культуре, истории культурологических учений, а также характеристике основных этапов истории мировой художественной культуры. Понимая, какое большое значение сегодня имеет идея глобализации мира, авторы значительное место уделили, наряду с проблемой типологии культуры, проблеме единства и многообразия культур.
В очередной выпуск научного рецензируемого журнала «Studia Culturae» вошли научные статьи, посвященные изучению актуальных проблем теории и истории культуры, философии культуры, эстетики и философии искусства, истории и культурологи областничества.
Издание предназначено для всех, интересующихся философией, культурой и искусством.
Стремление человека к совершенству присуще человеку издавна, но в XX веке проявилась его неоднозначность. В монографии прослеживается история развития понятия «совершенство» от античности и Древнего Востока до XX века, а также понятий «идеального человека» и «нового человека». Предлагается классификация процессов самосовершенствования; такие состояния, как вера, любовь, одиночество рассматриваются в их влиянии на эти процессы. Анализируется специфика совершенных художественных произведений (шедевров) и их восприятия.
Специалистам в области психологии, философии и социологии культуры, студентам гуманитарных вузов, широкому кругу читателей.
Рассмотрены концептуальные основания анализа процессов создания сложной идентичности, методологические подходы к исследованию сложной идентичности, а также культурные механизмы их конструирования. Особое внимание уделено интеллектуальной истории методологического исследования. Введены новые положения, связанные с уточнением научной модели конструирования сложной идентичности.
Предназначена для специалистов в области теории и истории культуры, социальной и культурной антропологии, философии культуры и прикладной культурологии, а также для всех, кто интересуется феноменом идентичности как сложной формы социального восприятия и самоопределения в современном мире.
Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей, занимающихся изучением вопросов межкультурной коммуникации. В нем рассмотрен широкий круг вопросов, отражающих специфику современного культурного обмена и межкультурных коммуникаций, их основные формы и направления. В книге освещаются межкультурные коммуникации в области музыки, театра и кино, спортивные, научные и образовательные связи, фестивали и выставки. Отдельные части пособия посвящены проблеме образов, имиджей и стереотипов, в частности, проблеме имиджей современных государств. Книга будет полезна не только для студентов, но и аспирантов, преподавателей, всех, кто интересуется вопросами культуры и межкультурных связей.
Настоящее пособие подготовлено в соответствии с программой курса культурологии. Предложенное издание рассматривает основные и наиболее важные вопросы, необходимые как для подготовки к экзамену, так и для успешной его сдачи.
Данное учебно-методическом пособие содержит материалы для подготовки в соответствии с требованиями современного образовательного стандарта РФ программы обучения, учебно-тематического плана, семинаров, контрольных и курсовых работ студентов, а также экзаменов по специальностям: сравнительная культурология, история мировой культуры и культурология высшего профессионального образования.
В книге публикуется монография «Культура и смысл», в которой разворачивается авторская смыслогенетическая теория культуры, основанная на понимании феномена культуры в широком междисциплинарном синтезе как явление общей эволюции материи, но более всего – эволюции психики человека.
Книга предназначена для ученых-культурологов, преподавателей культурологии, докторантов и аспирантов, ведущих исследования по проблемам культурологической науки и образования.
Тысячи книг предлагают сегодня рецепты самосовершенствования и «позитивного мышления». В какой степени человек может быть субъектом и объектом «работы над собой»? Какие тупики и ловушки подстерегают его на пути самосовершенствования? Книга дает обзор взглядов на возможность самоанализа и взвешивания последствий жизненных выборов и поступков, в первую очередь в юности.
Издание предназначено специалистам в области психологии, философии и социологии культуры, студентам гуманитарных вузов, широкому кругу читателей.
Тысячи книг предлагают сегодня рецепты самосовершенствования и «позитивного мышления». В какой степени человек может быть субъектом и объектом «работы над собой»? Какие тупики и ловушки подстерегают его на пути самосовершенствования? Книга дает обзор взглядов на возможность самоанализа и взвешивания последствий жизненных выборов и поступков, в первую очередь в юности.
Издание предназначено специалистам в области психологии, философии и социологии культуры, студентам гуманитарных вузов, широкому кругу читателей.
Данное двухтомное учебное пособие профессора Е.П. Борзовой содержит наиболее полное изложение и сравнительный анализ всех основных научных концепций развития культуры с древних времен до первого десятилетия XXI века. По полноте охвата материала оно является единственным в своем роде. Предназначено для студентов высших учебных заведений по гуманитарным специальностям и всех тех, кто интересуется историей культуры. Подготовлено с учетом требований современных государственных образовательных стандартов. В первый том включены материалы по типологии культуры.
Робин Джордж Коллингвуд (1889—1943) – английский философ, историк, теоретик искусства (с 1935 – профессор Оксфордского университета по кафедре метафизической философии). Диапазон творческого наследия Р. Дж. Коллингвуда чрезвычайно широк и включает в себя разнообразные проблемы истории, философии, эстетики, религиоведения, политики. Основные труды Р. Дж. Коллингвуда были опубликованы в 30-х – начале 40-х годов: «Очерк философского метода» («Essay on Philosophical Method») – 1933, «Принципы искусства» («The Principles of Art») – 1938, «Автобиография» («An Autobiography») – 1939, «Очерк метафизики» («Essay on Metaphysics») – 1940, «Идея истории» («The Idea of History»), которую он не успел завершить (первое издание в 1946 году), «Новый Левиафан» («The New Leviaphan») – 1947. В своих философско-исторических трудах, опираясь на гегельянские идеи, Коллингвуд развивает последние и создает свою оригинальную концепцию истории. Этот подход выделяет его из позитивистского и неопозитивистского контекста Англии 20—40-…
Содержание сборника отражает программу международной конференции «Абсурд и славянская культура XX в», которая состоялась в октябре 2001 г. в Цюрихском университете, объединив представителей самых разных научных дисциплин. Одна из главных задач сборника – на фоне современного теоретического дискурса об абсурде описать феномен абсурда (мировоззренческий, логический, художественный) в культуре XX в., показать его междискурсивный и межкультурный характер. В связи с этим выбранное нами название «Абсурд и вокруг» – в некоторой степени и полемическая отсылка к коллективному труду «Around the Absurd: Essays on Modem and Postmodern Drama», авторы и составители которого ограничивали понимание абсурда лишь сферой театрального искусства.
Сборник рассчитан на специалистов по литературоведению, философии, искусствоведению и теории культуры, а также на более широкий круг читателей, интересующихся вопросами абсурда в культуре.
Стержневая проблематика книги – вопрос о жизнеспособном цивилизационном пространстве и принципах его построения с учетом культурного многообразия и культурной динамики в современном мире. Он исследован прежде всего применительно к России в аспекте ее исторического опыта. Особое внимание уделено незападным культурам (исламский мир, Индия, Китай), поставлена проблема типологии рациональности и ее соотношения с особенностями цивилизационного развития.
Шмит Ф. И. (1877–1937) – русский историк культуры и искусства, создатель эволюционно-циклической концепции развития искусства. Шмит полагал, что искусство, как и вся художественная культура, развивается по своим собственным законам, которые необходимо установить. Кроме разработки «законов», создания собственно категориально-понятийного аппарата ему принадлежит первенство и в анализе других культурологических проблем.
В том вошли основные работы Шмита: «Искусство. Основные проблемы теории и истории», «Музейное дело. Вопросы экспозиции», «Искусство, его психология, его стилистика, его эволюция», «Искусство Древней Руси, Украины».
Учебник «Культурология» разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В нем рассмотрены наиболее значимые вопросы теории и истории культуры, а также военно-прикладной культурологии. Всесторонне анализируются проблемы культурологии как системы знаний, сущность, структура и функции культуры, ценности культуры, особенности искусства как составной части культуры, основные этапы истории мировой и отечественной культуры, особенности военной культуры и воинского этикета.
Особое отличие учебника – его направленность на будущего офицера, патриота своего Отечества, защитника мировой и отечественной культуры, являющегося образцом высокой культуры в обществе и воспитывающего в этом духе своих подчиненных.
Издание подготовлено коллективом преподавателей военных вузов: Военной академии связи им. С. М. Буденного, Михайловской военной артиллерийской академии, Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского и др. В авторский коллектив учебника во…
На современном этапе реформирования правоохранительной системы, в том числе органов внутренних дел, от сотрудников требуется не только проявление профессионального мастерства, но и общегуманитарного кругозора, наиболее яркой составляющей которого является должное отношение к эстетическим ценностям. Культурно-эстетическая воспитанность, наряду с нравственной, – профессионально важное качество специалиста.
Эстетическая культура, сформированная на основе системных эстетических знаний, способствует осознанию социальной значимости своей профессии сотрудника правоохранительных органов, помогает в конкретных ситуациях использовать полученные знания, профессионально взаимодействовать с коллегами, гражданами, со СМИ и т.д.
Цель учебника – помочь обучающимся освоить наиболее важные категории эстетики, получить представление об основных этапах развития эстетической мысли с зарождения до современности. Особое внимание уделяется искусству как основному средству формирования эстетической культуры сотрудника ОВД, рассма…
Тематику работ, составляющих пособие, можно определить, во-первых, как «рассуждение о методе» в науках о культуре: о понимании как процессе перевода с языка одной культуры на язык другой; об исследовании ключевых слов; о герменевтическом самоосмыслении науки и, во-вторых, как историю мировой культуры: изучение явлений духовной действительности в их временной конкретности и, одновременно, в самом широком контексте; анализ того, как прошлое культуры проглядывает в ее настоящем, а настоящее уже содержится в прошлом. Наглядно представить этот целостный подход А.В.Михайлова – главная задача учебного пособия по культурологии «Языки культуры».
Пособие адресовано преподавателям культурологии, студентам, всем интересующимся проблемами истории культуры.
Автор книги представляет свое видение нравственно-философской проблематики в русской философии XI–XVII вв., дает собственное прочтение понятий истины, правды, справедливости, человечности в русской средневековой философии. Монография представляет собой попытку проникнуть в сущность русской философии как в герменевтически понимаемый, распредмечиваемый текст.
Книга рассчитана на преподавателей, студентов, аспирантов и всех интересующихся проблемами духовной жизни человека.
Учебное пособие создано коллективом высококвалифицированных специалистов кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. В нем изложены теоретические представления о культуре, ее сущности, становлении и развитии, особенностях и методах изучения. В книге также рассматриваются такие вопросы, как преемственность и новаторство в культуре, культура повседневности, семиотика культуры и межкультурных коммуникаций. Большое место в издании уделено специфике современной, в том числе постмодернистской, культуры, векторам дальнейшего развития культурологии.
Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту по предмету «Теория культуры» и предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Культурология», и преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, философам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы развития культуры.
В очередной выпуск научного рецензируемого журнала «Studia Culturae» вошли научные статьи, посвященные изучению актуальных проблем теории и истории культуры, философии культуры, эстетики и философии искусства, истории и культурологи областничества.
Издание предназначено для всех, интересующихся философией, культурой и искусством.
Монография посвящена проблематике формирования информационно-семиотической теории культуры в парадигмальных рамках постнеклассической науки. Адресуется научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам, обучающимся по культурологическим, философским, социологическим, историографическим и филологическим направлениям.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.