Текстология - ТОП 50 лучших книг
Книга посвящена рассмотрению классического текста с философских позиций. Классика в постнеклассическую эпоху – не только актуальная научная тема, но и нравственный и экзистенциальный выбор и вызов. Жизненная энергия, рождаемая совершенной формой классического текста, существующего на границе языка и молчания, представляет собой неоценимый ресурс – источник свободы и радости.
Автор книги – кандидат философских наук, преподает историю литературы в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения, постоянный автор и ведущая радио «Град Петров».
Книга обращена как к профессиональным философам, филологам, культурологам, так и к широкому кругу читателей, интересующихся вопросами философии и литературы.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Сборник посвящен 110-летию со дня рождения выдающегося отечественного востоковеда Ю. Н. Рериха (17.08.1902—21.05.1960) и представляет итог последних пяти лет (2006—2010) ежегодных «Рериховских чтений», проводившихся в Институте востоковедения РАН с 1960 г. Предлагаемые статьи, охватывая географически и тематически ареал исследовательских интересов Ю. Н. Рериха (классическая Indo-Tibetica), выходят при этом на широкий круг новейшей проблематики. Рассматриваются феномены древней и средневековой культуры с ориентацией на современные подходы к понятию «Текст», включая генеративные модели, культурные коды и пр., что не вмещает в себя заглавие книги и что связано с разработкой новой методологии. Содержание сборника включает несколько областей гуманитарного знания: «Лингвистика и лингвофилософия», «Порождение доктринального текста», «Строительный код и ритуал», «Психокультурные феномены и текст» и др. Особый интерес представляет исследование и первая публикация памятников тибетской живописи из коллекции Рерихов.…
В монографии рассматриваются актуальные для современного терминоведения вопросы, связанные с образностью научного текста и способами её реализации. В качестве теоретической базы исследования введено понятие «образный слой текста», который образуют извлеченные из лингвистических и филологических текстов двадцати авторов фрагменты различного текстового объёма и включающие в качестве организующего компонента живой образ того или иного типа: метафору, сравнение, уподобление и фразеологизм. Проанализированы интерпретирующая, предикативная, терминологическая и эмоционально-оценочная функции когнитивного образа научного текста. Также уделено внимание разного типа внутриязыковым и межъязыковым перекличкам.
Книга адресована терминоведам, специалистам в области лексикологии, лексикографии и стилистики, а также аспирантам и магистрантам, осваивающим учебный курс «Проблемы терминологии в профессиональной сфере», и способствует формированию метафорической компетенции у современной профессиональной личности.
Вниманию читателя предлагаются ранее не издававшиеся историко-филологические работы выдающегося ученого Сергея Алексеевича Бугославского (1888–1945), написанные им в последние годы жизни – «Повесть временных лет» (1939) и «Древнерусские литературные произведения о Борисе и Глебе» (1940).
С. А. Бугославский был одним из первых, кто выступил против господствующего в отечественной науке XIX – начала XX вв. «конъектурального метода» критики памятников древнерусской литературы. Именно поэтому он по праву может считаться одним из основателей классической текстологии в России.
Издание настоящих работ имеет целью не только воздать должное памяти талантливого историка и филолога, но и познакомить современного читателя с трудами, представляющими и сегодня научно-практический и методологический интерес.
Вы потратите не четыре часа, а семнадцать минут. Книгу Норы Галь «Слово живое и мертвое» обязательно должен прочитать каждый культурный человек.
Хотите быть культурным - извольте прочитать. Хотя бы в кратком изложении. Перед Вами – именно такое краткое комментированное изложение культовой книги Норы Галь для читателя XXI века.
Легко ли начать текст? А закончить? Почему нелегко? Как научиться этому непростому умению? Как научить этому других? Вот те вопросы, которые автор обсуждает в учебном пособии.
Студентам-словесникам, учителям-методистам, а также учащимся средних школ, гимназий, лицеев и всем, кто по характеру своей работы связан с текстовой деятельностью.
Монография является дополнением к изданию «Изборник 1076 г. Второе издание, переработанное и дополненное» (Подг. М. С. Мушинская, Е. А. Мишина, В. С. Голышенко под ред. А. М. Молдована. Т. 1—2. Москва: Рукописные памятники Древней Руси, 2009). Книга состоит из двух частей. Первая включает источниковедческое и текстологическое исследование Изборника 1076 г. и родственных сборников, значительно расширенное по сравнению с изданием 2009 г. за счет привлечения нового рукописного материала и методов его анализа; реконструируется эволюция текста начиная с наиболее раннего этапа, засвидетельствованного рукописными источниками, до создания Изборника 1076 г. Во второй части представлено лингвистическое исследование: выявляются слои языковой правки, вносившейся в текст на каждом этапе его эволюции, и делаются выводы об истории распространения сборника.
В монографии на основании обширного корпуса литературных текстов, принадлежащих африканскому ареалу, проводится сравнительный анализ использования лингвостилистических средств в художественном дискурсе на французском и испанском языках, исследуются способы репрезентации этноспецифических концептов, а также рассматриваются различные виды интертекстуальности и доминантных хронотопов.
Для филологов, в том числе преподавателей, аспирантов и студентов вузов, а также всех, кто интересуется проблематикой анализа художественного дискурса.
Пособие «Стилистика текста» создается впервые.Оно посвящено всестороннему анализу самого сложного явления современной лингвистики и некоторых других наук – текста и отвечает на вопросы: Что такое текст? Как он устроен? От чего зависит его выразительность и гармоничность? Как можно классифицировать тексты?
Пособие рассчитано на широкий круг читателей – учащихся старших классов, студентов, аспирантов, учителей и всех, кому небезразличны судьбы русского слова.
Учебное пособие предназначено как для аудиторной, так и для самостоятельной работы иностранных студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки, владеющих русским языком как иностранным в объёме не ниже 1 сертификационного уровня (В1). Пособие содержит учебные (специально смоделированные) и аутентичные новостные тексты, алгоритмизированные подсказки, облегчающие работу студентов, тестовые, коммуникативные и творческие задания.
Легко ли начать текст? А закончить? Почему нелегко? Как научиться этому непростому умению? Как научить этому других? Вот те вопросы, которые автор обсуждает в учебном пособии.
Студентам-словесникам, учителям-методистам, а также учащимся средних школ, гимназий, лицеев и всем, кто по характеру своей работы связан с текстовой деятельностью.
Учебное пособие посвящено анализу структурно-семантической специфики электронного художественного текста. Актуальность работы определяется обращением исследовательского внимания к активно развивающейся сфере электронной художественной коммуникации и малоизученному феномену электронного художественного текста.
Учебное пособие адресовано магистрантам первого года обучения, направление 44.04.01 – Педагогическое образование (магистерская программа «Обучение иностранному языку»). Также оно может представлять интерес для широкого круга специалистов, работающих в области гуманитарных наук, преподавателей, научных сотрудников, аспирантов, а также всех, кто интересуется развитием и становлением российских и зарубежных цифровых гуманитарных исследований.
В теоретической части работы даны основные параметры анализа лингвистики текста и его литературной формы. Здесь же представлен краткий словарь литературных терминов. Вторая часть пособия представляет собой комплекс художественных образцов из классической и современной англоязычной литературы, которые подобраны для интерпретации разностилевого материала на языке оригинала. Помимо этого, тексты сопровождаются лингвистическими комментариями и сведениями об их авторах.
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих английский язык как специальность.
Пособие отражает опыт проведения лингвистического (и шире – филологического) анализа текста и опирается на достижения современного гуманитарного знания и интегральную концепцию языка. Первая часть посвящена определению места текста и его лексической структуры в кругу смежных явлений, а вторая – лексическим аспектам новой, формирующейся дисциплины – лингвосинергетики, имеющей большую объяснительную силу. Анализ текстов в пособии учитывает все разнообразие методов современного языкознания.
Для бакалавров, магистрантов, аспирантов и преподавателей-русистов.
Монография посвящена текстологическому и историко-литературному исследованию сборника Римские Деяния, известного в Западной Европе с XIII в. и переведенного на Руси в последней трети XVII столетия. Сборник в разных редакциях включает около 40 повестей беллетристического характера и оказал большое влияние на русскую словесность в период перехода от древнерусской литературной традиции к литературе нового времени. В итоге текстологического исследования выявлен ряд неизвестных ранее редакций как комплекса в целом, так и отдельных повестей из его состава; все они впервые публикуются с привлечением всех доступных рукописных текстов.
Издание рассчитано на филологов, историков литературы, студентов и всех, интересующихся древнерусской литературой и международными сюжетами.
Пособие «Стилистика текста» создается впервые.Оно посвящено всестороннему анализу самого сложного явления современной лингвистики и некоторых других наук – текста и отвечает на вопросы: Что такое текст? Как он устроен? От чего зависит его выразительность и гармоничность? Как можно классифицировать тексты?
Пособие рассчитано на широкий круг читателей – учащихся старших классов, студентов, аспирантов, учителей и всех, кому небезразличны судьбы русского слова.
В монографии на основании обширного корпуса литературных текстов, принадлежащих африканскому ареалу, проводится сравнительный анализ использования лингвостилистических средств в художественном дискурсе на французском и испанском языках, исследуются способы репрезентации этноспецифических концептов, а также рассматриваются различные виды интертекстуальности и доминантных хронотопов.
Для филологов, в том числе преподавателей, аспирантов и студентов вузов, а также всех, кто интересуется проблематикой анализа художественного дискурса.
Сборник исследовательских статей представляет итог последних лет (2012–2015 гг.) ежегодных Рериховских чтений, проводившихся в Институте востоковедения с 1960 года и посвященных памяти выдающегося тибетолога, индолога и специалиста по Центральной Азии Ю. Н. Рериха. Рассматривая памятники древней и средневековой культуры, составлявшие классическую «Индо-тибетику», авторы статей выходят на широкий круг новейшей проблематики, прежде всего на современные подходы к понятию «текст» на материале малоисследованных древних и средневековых подлинных текстов – ведийских, санскритских, палийских, тибетских, тамильских, непальских, китайских, японских. Дискуссии о трансформации смыслов и диалоге между текстами способствуют формированию новой методологии современного гуманитарного знания, связанной с понятием «интертекст». Особый интерес представляет исследование и первая публикация памятников тибетской живописи из коллекции Ю. Н. Рериха.
Книга представляет собой сборник избранных статей автора, примыкающего к Московско-тартуской семиотической школе (ныне Заслуженного профессора Страсбургского университета), по различным вопросам филологии, писавшихся на протяжении более полувека. Их тематика связана с историей и теорией литературы, лингвистикой, семиотикой, текстологией и комментарием, поэтикой, стиховедением, анализом текста, вписанными во всеобщую историю культуры. Статьи объединены лингвистическим подходом к поэтическому тексту, поисками его мифологических, мифопоэтических и культурно-антропологических корней. Сюжеты статей относятся к таким областям, как востоковедение и библеистка, мелическая поэзия Древней Греции, поэзия трубадуров, русская поэзия от Пушкина, акмеистов и футуристов до обэриутов и Бродского, творчество Джойса и Набокова. Книгу завершают «филологические воспоминания» об учителях автора и диалоги с писателями, поэтами и его коллегами – выдающимися филологами, которым автор благодарен за поддержку, консультации и помощь…
В доступных «Очерках» рассматривается динамика четырех сюжетных и трех несюжетных замыслов поэта, оставшихся в черновиках «Евгения Онегина» и «Медного всадника». Известно, что Пушкин иногда задумывал одно, а с течением времени реализовывал другое. Однако конкретные повороты его намерений обнаружены не все, – их выявлению и посвящены нижеследующие наблюдения. Следы перемен, как сказано, отложились в черновиках, однако вчитаться в труднейшие рукописи (а мы их прочитали не так, как предшественники) – дело непростое (хотя и захватывающее). Соответственно содержание нашей книги составили результаты въедливой расшифровки и на ее основе перетолкования фрагментов рукописей двух важнейших пушкинских произведений. Все изученные нами повороты сюжетов и характеристик персонажей отличаются от традиционных интерпретаций. Всего текстологических очерков – семь.
Особняком стоит восьмой очерк, посвященный рече-поведенческому анализу «Станционного смотрителя». В нем мы касаемся религиозности Пушкина и выясняем, как поэт пер…
В книгах, написанных об архимандрите Павле (Груздеве), достаточно подробно изложена его биография, приведены документы, сопровождавшие его жизнь, опубликовано большое количество воспоминаний современников о встречах с ним, изданы рассказы самого отца Павла, записанные с его слов. Текстологическим анализом «тетрадей» отца Павла ещё никто не занимался. Задача данных статей – дополнить портрет архимандрита Павла (Груздева) через текстологическое исследование «тетрадей», которые заполнялись рукой самого отца Павла, в них – его мысли о прошедшем, настоящем, будущем. В словах, буквах, почерке, ритме, избранных жанрах предстаёт сам отец Павел, потому что это слова, которыми он говорил, эти буквицы и почерк, которыми он писал. Это его ритмы жизни, внутренней, душевной и духовной, которой он постоянно жил. Это жанры, которыми он общался с людьми. Закрытый для мира, он неожиданно открывается в своих писаниях. Личность автора выявляется во всём: в структуре текста, в хронотопе записей, в избранных темах, мотивах, ид…
Очерки, собранные в книге, посвящены «темным местам» пушкинского романа, трудность интерпретации которых связана с особенностями словоупотребления и спецификой поэтического языка первой трети XIX столетия. Предмет исследования – редкие и устарелые слова и обороты, сегодня совершенно забытые или изменившие свое значение. Рассмотрение исторических сдвигов в семантике пушкинских слов и выражений ведется на широком языковом и культурном материале. Изучению поэтического словоупотребления предшествует скрупулезный анализ лексикографических данных. Особое внимание уделено иноязычным и заимствованным словам, а также именам собственным. Проблемы поэтической семантики обсуждаются в тесной связи с вопросами пушкинской текстологии и орфографии.
Книга будет интересна пушкинистам, историкам русской литературы и русского языка, лексикологам, текстологам, специалистам по лингвистической поэтике и всем, кто хочет глубже понять культуру пушкинского времени.
В монографии представлена история возникновения юридической лингвистики, а также современная методико-методологическая база исследования конфликтогенных текстов.
Материалы предназначены для лингвистов и всех, кто интересуется проблемами лингвистической экспертизы.
Исследование посвящено рукописным сборникам, в состав которых входит «История о князя великого московского делех». Они получили распространение в России в конце XVII в. и вызвали оживленный интерес читателей. Автор использует методы кодикологии и текстологии и на основе 85 ранее известных и нововведенных в научный оборот списков создает новую концепцию рукописной традиции, реконструирует первоначальный текст Сборника Курбского, описывает историю бытования дошедших до наших дней и несохранившихся списков, их читательские круги и общественный резонанс в конце XVII – начале XIX в., археографические проекты и издания сочинений князя А.М.Курбского, дискуссии XIX-XX вв. о подлинности и историческом значении этих сочинений.
Книга рассчитана на историков, филологов, книговедов и читателей, интересующихся историей российской книжной культуры.
Монография посвящена комплексному исследованию древнеславянского перевода Поучений огласительных и тайноводственных святителя Кирилла Иерусалимского на основе изданий древнейших рукописей и работах предшествующих исследователей. Подробное рассмотрение текстологии доказывает, что древнеславянский перевод является одним из древнейших и представляет спорные чтения так, как они приняты в православной Церкви, что может быть серьёзным аргументом в дискуссиях, касающихся литургической традиции. В качестве результата анализа палеографии, фонетики, морфологии и частично лексики выдвигается предположение о типе и происхождении перевода.
В монографии представлено обобщенное описание методико-методологической базы, используемой для научных исследований одного из центральных медиатопиков – «Политика». В работе сделана попытка дифференциации большого массива исследований политических текстов, бытующих в российских и зарубежных печатных и электронных СМИ, в зависимости от использования авторами достижений лингвостилистики, когнитологии, дискурсоведения, лингвоперсонологии, семиотики, лингвокультурологии и ряда других научных направлений. В свою очередь, инвентаризация существующих в рамках этих направлений методов, методик и приемов анализа политических текстов сопровождается достаточно подробной характеристикой некоторых из них.
Широкая представленность в монографии современных методов и методик анализа политического медиатекста дает возможность использования ее материалов специалистами по медиалингвистике и политической лингвистике, а также аспирантами и студентами лингвистических и политологических специальностей.
В монографии исследуется многогранная филологическая проблема. Авторов интересует в основном функционирование, рецепция, интерпретация литературно-художественных текстов, а также текстов СМИ. Актуализируют различные аспекты того, каким образом «сотканы» литературные тексты. Уделено внимание целому ряду теоретических явлений, близких понятию «текст» в принятом авторами понимании – как более узких, частных («предисловие», «интонация», «повествование» и др.), так и выходящих за пределы собственно текстуальной проблематики («компаративистика», «традиции», «Зарубежье» и др.). Авторы монографии предлагают многоаспектное исследование конкретных проблем восприятия, анализа литературных, а также журналистских текстов.
Пособие отражает опыт проведения лингвистического (и шире – филологического) анализа текста и опирается на достижения современного гуманитарного знания и интегральную концепцию языка. Первая часть посвящена определению места текста и его лексической структуры в кругу смежных явлений, а вторая – лексическим аспектам новой, формирующейся дисциплины – лингвосинергетики, имеющей большую объяснительную силу. Анализ текстов в пособии учитывает все разнообразие методов современного языкознания.
Для бакалавров, магистрантов, аспирантов и преподавателей-русистов.
В пособии предложена методика анализа смысловой структуры текста, охарактеризованы основные и второстепенные элементы смысловой структуры и способы их выражения. Также описаны компоненты формальной структуры журналистского текста. Особое внимание уделено погрешностям, связанным со смысловой структурой произведения.
Для студентов-журналистов, а также для журналистов, редакторов, специалистов по рекламным и PR-текстам.
В соответствии с тремя областями филологии, к которым относятся включаемые в книгу работы (лингвистика, поэтика, текстология), сборник подразделяется на три соответствующих одноименных раздела. Последняя статья первого (лингвистического) раздела – «О точности в филологии» – имеет общефилологический методологический статус. В последний, четвертый, раздел – «Из воспоминаний» – помещены три мемуарных очерка, связанные с университетскими учителями автора. Шесть статей написаны в соавторстве (соавторы – Р.В. Дутанов, Н.Н. Перцова, И.А. Пильщиков, И.С. Сидоров). Сквозные мысли работ сборника: 1) скрепляющая роль лингвистики в широкой области филологического знания; 2) отказ в области филологии – понимаемой широко, т. е. при включении в нее собственно лингвистической проблематики, – от категорических утверждений; 3) необходимость в этой области ранжированной характеристики явлений и фактов – в соответствии с недискретной природой языкового смысла; 4) необходимость в большом числе случаев не жестко бинарной харак…
Вниманию читателя предлагаются ранее не издававшиеся историко-филологические работы выдающегося ученого Сергея Алексеевича Бугославского, написанные им в последние годы жизни – «Повесть временных лет» (1939) и «Древнерусские литературные произведения о Борисе и Глебе» (1940).
С. А. Бугославский был одним из первых, кто выступил против господствующего в отечественной науке XIX – начале XX вв. «конъектурального метода» критики памятников древнерусской литературы. Именно поэтому он по праву может считаться одним из основателей классической текстологии в России.
Издание настоящих работ имеет целью не только воздать должное памяти талантливого историка и филолога, но и познакомить современного читателя с трудами, представляющими и сегодня научно-практический и методологический интерес.
В учебном пособии представлены тематический план лекций, планы практических занятий и исследовательские работы разных учёных по курсу «Теория литературы», который посвящён изучению основ теоретического литературоведения, различных методов исследования художественного текста, научных школ в этой области науки, основ текстологии и поэтики.
Учебное пособие адресовано студентам специальности «Филология», изучающим курс «Теория литературы», а также всем интересующимся вопросами теоретического литературоведения.
В книге поставлены проблемы этнопоэтики русской словесности: раскрыты ее христианские основания, выявлен национальный акцент в трактовке категорий исторической поэтики (фабула, сюжет, жанр, хронотоп, образ, символ, фантастика, условность, текст), рассмотрены актуальные задачи новой текстологии.