Театральная педагогика - ТОП 50 лучших книг
Книга кандидата искусствоведения, профессора кафедры сценической речи РГИСИ, актрисы и режиссёра Е. И. Чёрной обращена к проблеме взаимопроникновения и взаимовлияния речи как естественного способа общения и стихов как особого вида словесного творчества. В данной работе автор особенно заинтересован проблемой перехода дисциплинированных стиховых ритмов в слово, содержащее свободные, но влияющие на речь ритмы. Одна из глав книги отдана проблеме стихового воспитания ребёнка.
Книга будет интересна преподавателям сценической речи театральных вузов, педагогам студий художественного слова, учителям русского языка и литературы в школах, воспитателям в детских садах и всем, кто любит поэзию и пытается проникнуть в тайны чтения стихов вслух.
Сергеи Гиппиус (1924-1981) – театральный педагог, режиссер. Книга «Гимнастика чувств», впервые увидевшая свет в 1967 году, суммировала многолетний преподавательский опыт автора, одного из ведущих теоретиков и практиков актерского мастерства. Книга включает 400 упражнений на развитие актерской техники, ясно сформулированных и систематизированных.
Книга адресована актерам, режиссерам, студентам и преподавателям театральных учебных заведений, ведущим тренингов и всем интересующимся актерской игрой.
Книга, предлагаемая читателю, не претендует на законченность изложения. Это не учебник, не «репертуарный справочник» для хореографов, а методическое пособие. Это и размышление о проблеме устойчивости и координации в хореографии, и теоретическое обобщение практического опыта, которым автор хочет поделиться с коллегами по профессии.
Цель работы – заострить внимание на проблеме устойчивости и координации при обучении будущих артистов балета, сознательно углубить и расширить диапазон своих профессиональных возможностей.
Книга адресована студентам и педагогам хореографических училищ и академий.
7-е издание, стереотипное.
В книге непосредственных учеников Е. Б. Вахтангова Л. М. Шихматова и В. К. Львовой «Сценические этюды» освещаются вопросы воспитания актера в Вахтанговской школе. Авторы обобщают свой богатейший педагогический опыт работы со студентами на 1-м и 2-м году обучения актерскому мастерству Театрального института имени Бориса Щукина. В пособии рассматриваются основные принципы обучения, даются методические рекомендации по освоению предложенных упражнений, а также освещаются последовательные этапы анализа отрывка и репетиционный процесс.
Пособие предназначено для студентов театральных вузов, институтов культуры и искусств, а также будет интересно действующим практикам театра и широкому кругу любителей сценического искусства.
Сценическое движение – одна из важнейших дисциплин, воспитывающих внешнюю технику актера. О создании учебника по сценическому движению мечтал еще К. С. Станиславский. Книга И. Э. Коха и была первой попыткой создания такого учебника.
Сценическое движение автор рассматривает в тесной связи со сценическим действием, т. е. мастерством актера. Теоретическую и практическую стороны своей работы, методику преподавания И. Э. Кох основывает на учении Станиславского и трудах современных психологов и физиологов. Большую ценность представляет та часть учебника, которая знакомит с этикетом и правилами поведения в быту XVI-XIX веков на Западе и в России. Отсутствие серьезных работ по истории быта прошедших эпох делает эту часть книги особенно нужной и интересной.
Книга представляет собой в полном смысле слова энциклопедию по сценическому движению, начиная с общих теоретических вопросов и кончая мельчайшими практическими деталями. Учебник снабжен большим количеством рисунков, нотными примерами.
Мария Осиповна Кнебель (1898–1985) – замечательный театральный педагог и режиссера. М. О. Кнебель оставила большое творческое наследие, которое не теряет своей актуальности и в наше время. В данном издании представлены две ее работы.
Книга адресована режиссерам, актерам, педагогам, студентам театральных вузов.
Книга театрального режиссера Марии Александровой .Актерское мастерство. Первые уроки. может стать первой ступенью на пути к актерской профессии. В интересной, увлекательной форме рассказывается об азах актерского ремесла, даются упражнения на владение телом, внимание, внутреннее видение, действия с воображаемыми предметами. К книге прилагается видеоурок на диске в формате DVD, в котором представлен тренинг из тех упражнений, которые описаны в книге. Первая часть тренинга посвящена раскрепощению, тренировке внимания и воображения. Вторая часть посвящена поведению в предлагаемых обстоятельствах.
Книга может быть полезна для студентов театральных учебных заведений, начинающих педагогов и режиссеров, участников художественной самодеятельности.
Книга посвящена изучению режиссерской методологии В. Э. Мейерхольда в той ее грани, что связана с принципами формирования режиссерского сюжета спектакля. Предметом исследования выступают монтажные методы структурирования действия, когда для постановки берутся пьесы, написанные по одним драматургическим законам, а композиция спектакля выстраиваются на основе других драматургических принципов, главным образом монтажных. Проблема использования монтажных приемов в сценическом искусстве Мастера изучается в неотрывной связи с другими составляющими театральной системы Мейерхольда, взятой как целое.
Книга адресована историкам русского театра 1920 – 1930-х годов, преподавателям театральных вузов, аспирантам, режиссерам-практикам и театральным художникам-постановщикам.
Собрание изречений, мыслей и наставлений театрального маэстро, которыми он делился со своими учениками!
Беседы с Константином Сергеевичем Станиславским были записаны между 1918 и 1922 годами в студии Большого театра его ученицей Корой Антаровой, известной оперной певицей. Это собрание изречений, мыслей и наставлений театрального маэстро, которыми он делился со своими учениками. Антарова постаралась наиболее точно передать атмосферу, царившую на занятиях, – атмосферу всеобщей любви к искусству, открытости, тепла и взаимоуважения.
Через высказывания Константина Сергеевича открывается его отношение к театру, актеру, зрителю и всему, что его окружало. Принципы, внимательно им отобранные и переданные ученикам, полезны как для актеров, так и для тех, кто не связан с миром искусства. Здесь вы найдете размышления на философские темы, практические советы, объяснение устройства театральной жизни, а также объяснение методов знаменитой системы Станиславского и раскрытие творческих секретов.
© ООО «Издательство АСТ»
Своеобразная библия сценического мастерства, с помощью которой изучают свое искусство актеры всего мира!
«Работа актера над собой» – книга, ставшая своеобразной Библией сценического мастерства, с помощью которой изучают свое искусство актеры всего мира. Ведь именно в ней великий учитель полностью и подробно изложил названную его именем актерскую систему, раз и навсегда изменившую саму основу представлений о том, как совершается перевоплощение артиста в его сценический персонаж.
© ООО «Издательство АСТ», 2023
Беседы с Константином Сергеевичем Станиславским были записаны между 1918 и 1922 годами в студии Большого театра его ученицей Корой Антаровой, известной оперной певицей. Это собрание изречений, мыслей и наставлений театрального маэстро, которыми он делился со своими учениками. Антарова постаралась наиболее точно передать атмосферу, царившую на занятиях, – атмосферу всеобщей любви к искусству, открытости, тепла и взаимоуважения.
Через высказывания Константина Сергеевича открывается его отношение к театру, актеру, зрителю и всему, что его окружало. Принципы, внимательно им отобранные и переданные ученикам, полезны как для актеров, так и для тех, кто не связан с миром искусства. Здесь вы найдете размышления на философские темы, практические советы, объяснение устройства театральной жизни, а также объяснение методов знаменитой системы Станиславского и раскрытие творческих секретов.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
В книге непосредственных учеников Е. Б. Вахтангова Л. М. Шихматова и В. К. Львовой «Сценические этюды» освещаются вопросы воспитания актера в Вахтанговской школе. Авторы обобщают свой богатейший педагогический опыт работы со студентами на 1-м и 2-м году обучения актерскому мастерству Театрального института имени Бориса Щукина. В пособии рассматриваются основные принципы обучения, даются методические рекомендации по освоению предложенных упражнений, а также освещаются последовательные этапы анализа отрывка и репетиционный процесс.
Пособие предназначено для студентов театральных вузов, институтов культуры и искусств, а также будет интересно действующим практикам театра и широкому кругу любителей сценического искусства.
Книга написана театральным режиссером и педагогом с более чем двадцатилетним опытом работы в профессиональном театре и в сфере театрального образования. Данная книга предназначена как для учеников старших классов, так и студентов факультетов актерского мастерства, журналистики, педагогов соответствующих курсов, а также всем тем, кто хочет освоить искусство сочинения и рассказывания историй. Книга написана как серия последовательных шагов, позволяющих научиться сочинять или структурировать историю, сюжет, выступление из публицистических, документальных и художественных материалов, а также грамотно, внятно и эффектно преподносить ее слушателю. Актуальность практической части книги заключается в гармоничном соединении основ актерского тренинга, упражнений на импровизационное самочувствие, на развитие навыков управления зрительским вниманием, воображения и освоение навыков сочинения истории, а также основ литературно-художественного языка и композиции.
Б. Е. Захава (1896-1976) – выдающийся театральный педагог, режиссер и артист. В данной книге автор обобщил весь свой жизненный, актерский и педагогический опыт, сформулировал основные методы воспитания и обучения будущих артистов и режиссеров. Пособие имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В нем представлена система упражнений, необходимых всем начинающим актерам.
Пособие предназначено для студентов театральных вузов, институтов культуры и искусств, а также будет интересно действующим практикам театра и широкому кругу любителей сценического искусства.
Книга, предлагаемая читателю, не претендует на законченность изложения. Это не учебник, не «репертуарный справочник» для хореографов, а методическое пособие. Это и размышление о проблеме устойчивости и координации в хореографии, и теоретическое обобщение практического опыта, которым автор хочет поделиться с коллегами по профессии. Цель работы – заострить внимание на проблеме устойчивости и координации при обучении будущих артистов балета, сознательно углубить и расширить диапазон своих профессиональных возможностей. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и педагогов средних специальных учебных заведений.
Сценическое движение – одна из важнейших дисциплин, воспитывающих внешнюю технику актера. О создании учебника по сценическому движению мечтал еще К. С. Станиславский. Книга И. Э. Коха и была первой попыткой создания такого учебника.
Сценическое движение автор рассматривает в тесной связи со сценическим действием, т. е. мастерством актера. Теоретическую и практическую стороны своей работы, методику преподавания И. Э. Кох основывает на учении Станиславского и трудах современных психологов и физиологов. Большую ценность представляет та часть учебника, которая знакомит с этикетом и правилами поведения в быту XVI-XIX веков на Западе и в России. Отсутствие серьезных работ по истории быта прошедших эпох делает эту часть книги особенно нужной и интересной.
Книга представляет собой в полном смысле слова энциклопедию по сценическому движению, начиная с общих теоретических вопросов и кончая мельчайшими практическими деталями. Учебник снабжен большим количеством рисунков, нотными примерами.
С. М. Волконский (1860–1937) – выдающийся российский театральный деятель, режиссер, искусствовед, критик. Его книга «Человек на сцене» посвящена исследованию проблемы сценического существования актера. Автор рассматривает вопросы актерской техники, выразительности жеста и голоса; рассуждает о соотношении красоты и правды в изображении героев и событий на сцене, а также о человеке как «материале» искусства; исследует систему и школу ритмической гимнастики Далькроза; описывает собственные впечатления от театральных постановок на московской и берлинской сцене; затрагивает вопросы художественного воспитания личности.
Книга будет интересна историкам театра, искусствоведам и культурологам, профессиональным актерам и студентам театральных вузов, а также всем любителям театра.
Cергей Гиппиус (1924–1981) – театральный педагог, режиссер. Книга «Гимнастика чувств», впервые увидевшая свет в 1967 году, суммировала многолетний преподавательский опыт автора, одного из ведущих теоретиков и практиков актерского мастерства. Книга включает 400 упражнений на развитие актерской техники, ясно сформулированных и систематизированных.
Соответствует современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным квалификационным требованиям. Книга адресована студентам и педагогам средних специальных учебных заведений.
Мария Осиповна Кнебель (1898–1985) – замечательный театральный педагог и режиссера. М. О. Кнебель оставила большое творческое наследие, которое не теряет своей актуальности и в наше время. В данном издании представлены две ее работы.
Книга адресована режиссерам, актерам, педагогам, студентам театральных вузов.
Сергеи Гиппиус (1924-1981) – театральный педагог, режиссер. Книга «Гимнастика чувств», впервые увидевшая свет в 1967 году, суммировала многолетний преподавательский опыт автора, одного из ведущих теоретиков и практиков актерского мастерства. Книга включает 400 упражнений на развитие актерской техники, ясно сформулированных и систематизированных.
Книга адресована актерам, режиссерам, студентам и преподавателям театральных учебных заведений, ведущим тренингов и всем интересующимся актерской игрой.
Г. А. Товстоногов (1915-1989) – выдающийся театральный режиссер, педагог, народный артист СССР. Книга представляет собой сборник статей, в которых автор касается многих вопросов театральной практики, щедро делясь с читателями опытом, наблюдениями, размышлениями о сущности режиссерской профессии. Он рассказывает о процессе работы над многими спектаклями, встречах с драматургами, актерами, художниками. Одно из главных убеждений мастера – мысль о профессиональной ответственности режиссера.
Книга будет полезна режиссерам, актерам, студентам театральных вузов, всем, кто работает в театре или интересуется его проблемами.
Георгий Александрович Товстоногов (1915–1989) – советский театральный режиссер и педагог, народный артист СССР. Книга содержит статьи и выступления проблемного и общетеоретического характера, режиссерские экспликации, записи репетиций.
Издание рассчитано на театральных деятелей, актеров, режиссеров, а также всех, кто интересуется театром.
А. Я. Таиров – российский актер, режиссер, создатель и художественный руководитель Камерного театра. В книге собраны материалы, которые характеризуют общие принципы режиссуры Таирова, его взгляды на театральное искусство. Важнейший раздел его творческого наследия представляют режиссерские экспликации. Его речи, статьи, заметки, письма – это документы эпохи, свидетельствующие о многообразии художественных поисков начала XX века и тех тридцати с лишним лет истории советского театра, когда жил и работал Таиров. Учебное пособие адресовано режиссерам, актерам, студентам театральных вузов, всем интересующимся театром.
Книга кандидата искусствоведения, профессора кафедры сценической речи РГИСИ, актрисы и режиссёра Е. И. Чёрной обращена к проблеме взаимопроникновения и взаимовлияния речи как естественного способа общения и стихов как особого вида словесного творчества. В данной работе автор особенно заинтересован проблемой перехода дисциплинированных стиховых ритмов в слово, содержащее свободные, но влияющие на речь ритмы. Одна из глав книги отдана проблеме стихового воспитания ребёнка. Книга будет интересна преподавателям сценической речи театральных вузов, педагогам студий художественного слова, учителям русского языка и литературы в школах, воспитателям в детских садах и всем, кто любит поэзию и пытается проникнуть в тайны чтения стихов вслух.
В книге проанализированы многочисленные материалы и источники и сделана попытка представить две группы принципов режиссуры театрализованных представлений и праздников. Данная работа является первым шагом к написанию фундаментального цикла пособий по режиссуре массовых представлений и праздников.
Книга адресована актерам, режиссерам, театральным деятелям и театроведам, студентам театральных вузов.
Василий Григорьевич Сахновский (1886-1945) – русский советский театральный режиссер, театровед, педагог. Настоящая работа включает в себя опыт определения объема и содержания режиссуры, рассмотрение и описание главнейших процессов режиссерского искусства (разбор пьесы, принципы работы с актером, художником, работа над мизансценой, над музыкой и т. д.), а также попытку наметить примеры, которыми следует руководствоваться, предлагая студентам изучить искусство режиссуры.
Данное пособие адресовано студентам вузов и ссузов режиссерских отделений.
В. Г. Сахновский (1886–1945) – русский театральный режиссер, театровед и педагог. Был деканом режиссерского факультета ГИТИСа, а также художественным руководителем Московского драматического театра, работал в МХТ. В данное издание входят две книги В. Г. Сахновского: «Театр А. Н. Островского» и «Крепостной усадебный театр». Книга представляют собой ценность для театроведов, а также для всех, кто интересуется историей театра.
Учебно-методическое пособие раскрывает проблемы театральной педагогики в современном детском саду в контексте требований ФГОС дошкольного образования, рассматривает принципы организации театрализованной деятельности, условия ее педагогического сопровождения, оптимизации. Пособие включает вопросы на закрепление учебного материала, задания для самостоятельной работы студентов, рекомендации к постановке творческих работ студентов бакалавриата направления 44.03.01 – педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование», список рекомендуемой литературы по каждой теме.
Пособие предназначено преподавателям, аспирантам, студентам, педагогам дошкольных образовательных организаций.
В основе Системы Станиславского лежит теория сценического искусства, уникальный метод актерской техники, разработанный К.С. Станиславским с 1900 по 1910 гг, целью которого является достижение полной психологической достоверности актерской игры. Система была полностью описана в труде К.С. Станиславского «Работа актера над собой», который вышел в свет в 1938 году. Книга состоит из двух частей – часть I: работа над собой в творческом процессе переживания: дневник ученика и часть II: работа над собой в творческом процессе воплощения.
В основе Системы Станиславского лежит теория сценического искусства, уникальный метод актерской техники, разработанный К.С. Станиславским с 1900 по 1910 гг., целью которого является достижение полной психологической достоверности актерской игры. Система была полностью описана в труде К.С. Станиславского «Работа актера над собой», который вышел в свет в 1938 году. Книга состоит из двух частей – часть I: работа над собой в творческом процессе переживания: дневник ученика и часть II: работа над собой в творческом процессе воплощения.
С.В. Гиппиус – известный театральный педагог, режиссер дубляжа, кинорежиссер. Его самая известная работа «Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники», состоящая из теоретической части и актерских упражнений, впервые вышла в свет в 1967 г. и вот уже 50 лет остается основным пособием театральных педагогов и используется в большинстве творческих ВУЗов.