Социология искусства - ТОП 50 лучших книг
Обычный человек связывает слово «миф» со старинными сказаниями о богах и героях. Полагают, что миф — часть прошлого. Однако это не так. В своей статье я расскажу о процессах мифотворчества в наши дни.
В российской истории период 1970‒1980-х годов – это время, когда советское государство вошло в фазу активного внутреннего распада. Официальная идеология терпела крах: понятия, на которых она строилась, стремительно теряли свой изначальный смысл, а ритуалы превращались в демонстративную формальность. Чем жила в те годы «подпольная» культура? Как формировались круги концептуалистов и постмодернистов, имевших в конце 1980-х большой успех на западных арт-рынках? И что писала о них западная пресса? Новая книга Георгия Кизевальтера продолжает дело, начатое в сборнике «Время надежд, время иллюзий»: о неподцензурном искусстве 1970‒1980 годов здесь одновременно рассказывают герои эпохи (среди которых Ф. Инфанте, Л. Рубинштейн, В. Комар, А. Меламид, М. Чернышов и другие), сам автор и западная периодика тех лет. В результате перед читателем открывается объемная картина художественной жизни и неожиданные «новые» эпизоды знакомой истории, побуждающие пересмотреть устоявшийся взгляд на этот период. Георгий Кизевальтер …
Многолетний труд автора об идеологической роли искусства, литературы, театр и даже архитектуры, – в формировании «нового» типа личности.
Работа Троцкого, переведенная на множество языков, широко популярная у «левых» интеллектуалов Запада, впервые изданная в 1923 году, затем запрещенная в СССР и опубликованная в России только в 1991 году.
Книга, над которой автор трудился урывками много лет с 1907 по 1923гг.
В своей напористо-экспрессивной манере автор размышляет об идеологической роли искусства – и не только литературы, но и живописи, театра и даже архитектуры, – в формировании «нового» типа личности, и весьма жестко критикует, с одной стороны «пролетарское чванство» полуграмотных идеологов и влиявших на них представителей богемного авангардизма, мечтавших «сбросить старую культуру с корабля современности», а с другой – не менее хлестко прохаживается и по традиционно-патриархальным пристрастиям в искусстве Ленина и особенно Сталина (хотя прямо ни один из них в книге и не называется).
© ООО «Издательство А…
Монография представляет результаты исследования тенденций и закономерностей культурного поведения, выполненного по материалам социологических опросов аудитории искусства, а также городского населения России, проводившихся Государственным институтом искусствознания с начала 1980-х годов по настоящее время.
Социальный портрет публики искусства, картину художественной жизни страны и отношения населения к искусству, воссоздававшиеся в прежние годы в процессе многочисленных социологических исследований, автор дополняет культурологическим анализом поведенческих закономерностей и культурной активности аудитории искусства. В центре внимания находятся не только философские вопросы культурного потребления и публика искусства как социально-культурный феномен, но главным образом те сущностные черты, которые характеризуют реальную аудиторию различных видов искусства как участника художественной жизни и как важнейшего контрагента на рынке искусств, потребительское поведение которого во многом определяет условия деятель…
5. Время надежд, время иллюзий. Проблемы истории советского неофициального искусства. 1950–1960 годы
В этой книге неофициальное искусство 1950–1960-х годов рассматривается с разных сторон: о нем говорят как сами участники процесса, так и автор, привлекающий различные архивные материалы (в значительной части прежде неизвестные) и критически сопоставляющий свидетельства героев (среди них Э. Булатов, О. Рабин, О. Целков, И. Шелковский, М. Гробман и другие). В результате история художественной жизни в эпоху «оттепели» предстает не просто объемной и полифонической – в ней обнаруживаются неожиданные эпизоды, побуждающие к радикальному пересмотру традиционных для описания данного периода искусствоведческих клише. И это может оказаться интересным не только для специалистов, но и для всех интересующихся искусством того времени. Георгий Кизевальтер – художник, историк советского неофициального искусства.
Сборник включает статьи российских и зарубежных авторов, раскрывающие основные проблемы взаимоотношений наивного искусства, китча, любительского творчества и современной художественной деятельности. В него вошли материалы докладов, прозвучавших на научных чтениях памяти К. Г. Богемской (1947–2010), выдающегося исследователя примитива и наивного искусства.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся изобразительным, музыкальным, а также виртуальным непрофессиональным творчеством.
Обычный человек связывает слово «миф» со старинными сказаниями о богах и героях. Полагают, что миф — часть прошлого. Однако это не так. В своей статье я расскажу о процессах мифотворчества в наши дни.
Цель пособия – познакомить учащихся с различными аспектами религии и ее отражением в произведениях искусства, научить обсуждать эти темы по-английски, осуществлять устный и письменный перевод в рамках данной тематики и проводить экскурсии по храмам и картинным галереям.
Все тексты пособия снабжены большим количеством упражнений на перевод и активизацию религиозной и общекультурной лексики. В конце пособия приводится обширный справочный материал.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям, изучающих английский как первый или второй иностранный язык и достигших как минимум уровня Intermediate.
В своей напористо-экспрессивной манере автор размышляет об идеологической роли искусства – и не только литературы, но и живописи, театра и даже архитектуры, – в формировании «нового» типа личности, и весьма жестко критикует, с одной стороны «пролетарское чванство» полуграмотных идеологов и влиявших на них представителей богемного авангардизма, мечтавших «сбросить старую культуру с корабля современности», а с другой – не менее хлестко прохаживается и по традиционно-патриархальным пристрастиям в искусстве Ленина и особенно Сталина (хотя прямо ни один из них в книге и не называется).
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Впервые на русском языке выходит книга выдающегося немецкого мыслителя XX века Теодора Адорно (1903–1969), написанная им в эмиграции во время Второй мировой войны и в первые годы после ее окончания. Озаглавленная по аналогии с «Большой этикой» («Magna moralia») Аристотеля, эта книга представляет собой отнюдь не систематический философский труд, а коллекцию острокритических фрагментов, как содержание, так и форма которых отражают неутешительный взгляд Адорно на позднекапиталистическое общество, в котором человеческий опыт дробится, рассыпается и теряет всякие ориентиры. Выходом из этого положения должно быть, по мысли автора, интеллектуальное сопротивление – как нацизму, так и капиталистической культурной индустрии.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Первое издание вышло в 2020 году при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). В монографии представлен результат исследования социокультурных условий, сформировавших сложный и многогранный феномен Серебряного века. Используя обширный мемуарный, публицистический, философский и художественный материал, автор анализирует мировоззренческие установки российской культурной элиты рубежа XIX–ХХ веков с позиций культурно-исторического подхода, дающего ключ к пониманию глубинных механизмов развития общества.
Издание адресовано историкам, культурологам и другим специалистам гуманитарного профиля, а также всем, кто интересуется культурной историей конца XIX – начала ХХ века.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
«Ван Гог. Самоубитый обществом» предстает ярким примером сразу двух тенденций в словесности – прежде всего, чрезвычайно личных и лирических, далеких от рецензии размышлений поэтов об искусстве и, шире, взаимного проникновения, влияния и обогащения лирики и живописи. Вторая «страта» – это критика так называемой «карательной психиатрии» и, шире, рестриктивной роли общества как такового.
В докладе представлены некоторые результаты эмпирического исследования зрительской аудитории Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (МАМТ), проведенного в 2022-2023 гг. социологической группой Отдела культурной политики и экономики искусства, а также Сектора театра Государственного института искусствознания в составе: к. иск. А.С. Галкин, Г.Г. Гедовиус, Е.А. Дудкина, А.В. Макухина Т.В. Петрушина, д. культ. А.А. Ушкарев (руководитель), к. иск. Г.М. Юсупова. В этом исследовании аудитория театра рассматривается и как социальная группа, носитель сложной системы художественных потребностей в широком контексте культурной жизни, и как особый социально-культурный феномен, часть «глобальной» общности – аудитории искусства. Аудитория оперных и балетных спектаклей изучалась не только по традиционно описываемым социологами искусства объективным параметрам, но и по ряду трудноизмеримых и латентных содержательных признаков, далеко выходящих за пределы социал…
Сборник стихотворений, затрагивающих вопросы любви, верности, заблуждений, животных инстинктов и вопрос борьбы за место под Солнцем. Среди множества тем, огранённых разными обстоятельствами и локациями, наиболее яркая - влюблённость и страх сделать шаг навстречу. Также выносятся на поверхность актуальные проблемы современности, такие как отсутствие осознанности, токсичные отношения, зависимости и стандартные манипуляции, присутствующие в межличностных отношениях.
Эта книга будет полезна всем, кто ищет аргументы против навязываемой нашему обществу мировой информационной паутиной мнения о Западе как о самом добром, справедливом и успешном проекте европейской цивилизации.
Для того чтобы избежать односторонности, дать возможность сравнения, в сборнике приводятся высказывания тех, для кого Россия — не ходовой товар, который можно удачно сбыть, и не гостиница, где нужно дождаться лучшей доли, а Родина.
Рассматриваются важнейшие социокультурные мифы, созданные в литературе ХХ века, анализируется их типологическая общность, выявляются исторические предпосылки возникновения. Наиболее полно представлены художественные мифы традиционной прозы, где миф рассматривается не как фантазия, «вымысел», «сказка», а как особый род сокровенного знания, форма мышления, обладающая мощной этической силой. В этом контексте особый интерес представляет авторский мифопроект В. Личутина. Книги писателя подводят своеобразный итог тех поисков, которые определили явление «деревенской прозы» на рубеже 50–60-х годов ХХ века.
Беловодский мифопроект Личутина анализируется через призму старообрядческой культуры, влияние которой сказалось и на художественной картине мира прозаика, и на концепции праведничества.
В исследовании определяется значение авторского варианта патриархального мифа о «крестьянском рае на земле» в культуре постмодерна.
Преподавателям истории, литературы, культурологии, философии, а также всем интересующимся гумани…
Обычный человек связывает слово «миф» со старинными сказаниями о богах и героях. Полагают, что миф – часть прошлого. Однако это не так. В своей статье я расскажу о процессах мифотворчества в наши дни.
Работа Кима Брейтбурга посвящена исследованию истории музыкального коммерческого театра Бродвея в контексте исторических и социокультурных особенностей, формировавших его генезис и дальнейшую эволюцию. Информация, содержащаяся в монографии, может быть полезна для специалистов, занимающихся исследованиями истории театра, созданием и сценической постановкой мюзиклов. Книга также адресована учащимся музыкальных и театральных колледжей и вузов, широкому кругу любителей жанра мюзикла.