Семантическая модель - ТОП 50 лучших книг
0В словаре описываются семантические термины, составляющие понятийную основу французской школы анализа дискурса – одного из оригинальнейших направлений в развитии функционального подхода к языку. Описание включает определение значений терминов, комментарии, иллюстративный и справочный материал в виде отсылок к текстам, в которых употребляются описываемые термины. Словарь включает также некоторые терминологические наименования, относящиеся к области современной семантики предложения и семантики высказывания, которые по своей форме или значению имеют непосредственную связь с понятийной системой анализа дискурса. Словарь рассчитан на магистрантов и аспирантов лингвистического профиля.
Коллективная монография продолжает серию «Проблемы функциональной грамматики», задуманную Александром Владимировичем Бондарко и осуществлявшуюся в течение многих лет под его руководством. Тема этого тома была предложена им и разрабатывалась по его плану и замыслу. Как и предшествующие тома серии, он содержит ряд глав, посвященных грамматическому описанию русского языка в синхронии и диахронии, а также затрагивает типологические и онтогенетические аспекты обсуждаемой проблематики. Основное внимание авторов направлено на анализ речевых реализаций отношения говорящего в семантике грамматических категорий, их дискурсивные и текстовые функции. Книга подготовлена в Отделе теории грамматики Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) и предназначена для широкого круга лингвистов, интересующихся теорией и методологией грамматических исследований. В написании монографии принимали участие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Хельсинки.
The monograph is the next volume of “Probl…
Монография посвящена исследованию метафоры как эволюционирующего средства образного мышления и познания мира, реализуюшегося во французском военном дискурсе. Рассматриваются в диахроническом аспекте метафорические единицы начала XX века и начала XXI века. На основе аутентичного и ценного материала, включающего французские периодические военные издания, произведения мемуарно-документального характера, написанные французскими военнослужащими в 1914-1918 и 2000-2018 годы, документальные материалы, размещённые на интернет-сайте Министерства обороны Франции, интернет-сайте Института стратегических исследований Военной академии Франции, персональных интернет-сайтах современных французских военнослужащих, в работе исследуется концептуальная структура французской военной сферы; выявляются и описываются метафорические номинации в современном французском военном дискурсе; характеризуется функционирование метафоры в современном французском институциональном и неинституциональном военном дискурсе; рассматривается эво…
В статье исследуются два метода векторизации контуров на примере разработанной подсистемы описания. С помощью предложенной базы изображений сравниваются основные группы характеристик: качественные, количественные и временные. Такие методы векторизации необходимы в робототехнике, САПР, ГИС и т. д.
Важнейшей задачей при построении системы формализованных знаний является правильный выбор логической схемы, которая должна быть достаточно выразительной и понятной.
Формализацию смысла связывают с понятием «онтология». Как известно, онтология является одной из базовых философских понятий, – это теория о сущем, о природе существования. В сфере искусственного интеллекта и информатики онтология выступает вполне практическим инструментом для работы со знаниями. В нашем случае онтология представляет в формальном стиле взаимосвязи между объектами конкретной предметной области и их свойствами.
В основе подхода лежит предположение, что наблюдаемые нами явления и процессы объективной реальности представляются как объекты. Объекты характеризуются свойствами. Объекты действительности, несущие символику, которая интерпретируется сознанием, как информация о других объектах, называют информационными объектами.
В монографии рассматриваются основные проблемы, связанные с раскрытием семантики неизвестных, малопонятных и непонятных многим носителям языка слов и выражений, осуществляемым с помощью глосс. Источниковедческий анализ глосс, эксцерпированных из разнообразных в хронологическом и жанровом отношении письменных памятников, позволил описать типологию данного языкового феномена и предложить принципы классификации.
Работа предназначена для филологов всех специальностей и широкого круга читателей, интересующихся вопросами русистики.
В пособии дана общая характеристика структуры простого осложненного предложения, подробно рассматриваются виды и способы осложнения различными оборотами и конструкциями. Изложение ведется на основе современных понятий конструктивного, коммуникативного и семантического синтаксиса.
Монография посвящена описанию системы сложных предложений современного русского языка в конструктивно-синтаксических полях. КСП представляет собой пересечение горизонтальной парадигмы СП несколькими вертикальными. КСП объединяются в классы. Членение семантического пространства класса показано на примере модусно-пропозициональных предложений.
Монография может быть полезна специалистам-филологам, бакалаврам, магистрантам и аспирантам.
Монография содержит изложение основных методов искусственного интеллекта: методов представления знаний, методов моделирования рассуждений, методов моделирования поведения, методов обучения и приобретения знаний интеллектуальными системами. Весь материал излагается с единых позиций. В качестве основных средств используются системы правил в их общем виде и семантические сети; особенное внимание уделено неоднородным семантическим сетям, а также методам планирования и моделирования целенаправленного поведения. Системы правил использованы и для описания этих методов. Описаны методы автоматизации приобретения знаний, для чего применен аппарат неоднородных семантических сетей. Для специалистов, аспирантов и студентов старших курсов университетов, изучающих информатику и информационные технологии. Издание осуществлено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту 10-07-07014
Оценивая вклад Аркадия Васильевича Соколова в становление и развитие информатики, следует отметить, что, начав с эмпирических исследований и потребности практики, разработав методологию фасетно-блочных тезаурусов, позволяющую повысить релевантность информационного поиска, он постоянно стремился более глубоко исследовать природу и сущность информации и информатики.
Его концепция амбивалентной природы информации как единство двух противоположных субстанций – материи и смысла – вносит существенный вклад в развитие теории семантической информации и теории социальных коммуникаций.
В статье описывается алгоритм регионального стратегирования, основанный на разработанном авторами инструментарии.
Тема статьи – разработка модели системы управления базой данных для описания пространственно-временных отношений физических объектов. Модель базы данных относится к классу сетевых (графовых), т. е. она представляет собой семантическую сеть. Сеть построена по принципам объектно-атрибутной организации структур данных. Система управления базой данных обеспечивает информационный поиск и получение новой информации из уже имеющейся в базе данных, для чего разработано пространственно-временное исчисление.
Монография посвящена установлению типологического статуса искусственного языка, именуемого в научной литературе «биологической латынью» и терминологически обозначенного в монографии латинизированным семантическим метаязыком агрономии. Дается типолого-характерологическое описание этого языка с позиции информационно-поисковых языков, на широком лингвокультурологическом, цивилизационном фоне, с учетом его функционирования в подъязыке агрономии русского национального языка.
Монография предназначена для широких кругов читателей, интересующихся естественным человеческим языком в его информационной функции и искусственными, информационными языками в семантическом континууме языков.
Монография посвящена комплексному исследованию когнитивно-семантических структур дискурса, формирующихся и функционирующих в качестве когнитивного обеспечения понимания и интерпретации речи, а также изучению энтропийных процессов, развивающихся в семантических структурах и влияющих на конечный результат интерпретации.
Монография предназначена лингвистам, изучающим когнитивно-прагматические аспекты языка, аспирантам и студентам лингвистических специальностей.
В монографии анализируются базовые парадигмы, определяющие облик лингвистики во второй половине XX – начале XXI века (изоляционистская, антропоцентричная, социокультурная), а также их философские и психологические основания. Возможности, открываемые социокультурной парадигмой, проиллюстрированы на материале анализа социокультурной истории метафоры механизма, когнитивных и культурно-исторических оснований метонимии, содержания понятия «кризис культуры». Важным итогом книги становится «социокультурная теория лексических комплексов» и выполненное в ее рамках описание комплекса «интеллигенция».
Книга адресована студентам и аспирантам гуманитарных университетов.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
В монографии анализируются базовые парадигмы, определяющие облик лингвистики во второй половине XX – начале XXI века (изоляционистская, антропоцентричная, социокультурная), а также их философские и психологические основания. Возможности, открываемые социокультурной парадигмой, проиллюстрированы исследованием социокультурной истории метафоры механизма, когнитивных и культурно-исторических оснований метонимии, содержания понятия «кризис культуры». Важным итогом книга становится «социокультурная теория лексических комплексов» и выполненное в ее рамках описание комплексов «открыть», «камень», «интеллигенция».
Книга адресована студентам и аспирантам гуманитарных университетов.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
В монографии рассматривается языковое значение категории интеррогативности (вопросительности), ее структура и функциональная направленность. Семантика интеррогативности и система разноуровневых средств ее выражения представлены как функционально-семантическое поле.
Материалы монографии могут представлять интерес для студентов, аспирантов и преподавателей русского языка.
Монография посвящена когнитивно-дискурсивному исследованию лингвоцветовой картины мира в ее базовом компоненте: ахроматическом фрагменте, ядром которого является универсальная архетипическая семантическая оппозиция белый – черный в русском и английском языках. Анализ проводится при синтезе макроситуационного и микроситуационного подходов, что позволило выявить узуальные прототипические и индивидуальные речевые смыслы изучаемых концептов. Анализ речевых смыслов проводится на семантико-феноменоногической основе. Установлены этнокультурные и этносимволические смыслы ахроматических концептов семантической оппозиции.
Для широкого круга читателей, интересующихся проблемами цветолингвистики и категориальным подходом к языкам.
This paper is devoted to cognitive-discursive study into the linguistic colour picture of the world and its basic component, namely the achromatic fragment based on the universal archetype semantic opposition white – black in the Russian and English languages. The research is conducted com…
Монография посвящена когнитивно-дискурсивному моделированию категории партитивности в статистике (фрагмент предметной картины мира) и в динамике (фрагмент процессуально-событийной картины мира) на материале русского и английского языков. Выявлены основные прототипические и модификационные смыслы партитивности в русскоязычном и англоязычном дискурсах. Определена степень когнитивной выделенности этих смыслов в национальных концептосферах. Описаны особенности вербализации категории партитивности в изучаемых языках.
Монография предназначается широкому кругу читателей, интересующихся категориальным подходом к языкам.
This paper is devoted to cognitive-discursive modeling of the partitiveness category in statics (subject fragment of the picture of the world) and in the dynamics (procedural-event-driven fragment of the picture of the world) on the material of the Russian and the English languages. The fundamental prototypical and modificational partitive meanings in the Russian language and the English discours…
Цель пособия – познакомить с основными единицами словообразовательной системы; проанализировать формы, обобщённо-словообразовательную семантику, функции и закономерности функционирования словообразовательных единиц; рассмотреть методические принципы описания словообразования как одного из аспектов обучения РКИ; описать методическую организацию словообразовательного материала в целях эффективного преподавания РКИ.
Для учащихся по направлению обучения 44.03.01 – Педагогическое образование, профиль обучения: Русский язык как иностранный, а также для начинающих преподавателей русского языка как иностранного.
Информационная коммуникация является открытой интегральной системой, стремящейся в процессе самоорганизации к определенной структуре, которая придает системе устойчивость к внешним воздействиям.
С появлением новых средств коммуникации прежние средства не отмирают, но сохраняются с более ограниченными функциями.