ТОП-50 лучших книг в жанре Поэтика
bannerbanner

Поэтика - ТОП 50 лучших книг

Отображать сначала: популярныеновыеТОП лучших книг
Словарь языка русской поэзии ХХ века. Том IX. Книга 2: Уж – Цезарь
5
Вторая книга девятого тома «Словаря языка русской поэзии XX века» содержит 2290 словарных статей. Статьи включают в себя стихотворные строки из источников Словаря – произведений десяти выдающихся поэтов Серебряного века: И. Анненского, А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, М. Кузмина, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака, В. Хлебникова, М. Цветаевой. В статьях эти строки хронологически упорядочены; они дают возможность судить и о ритмике окружения заглавного слова, и о «приращениях смысла» в нем самом, и об истории слова в поэтическом языке эпохи. Все строки-контексты сопровождаются шифрами; в условной статье соответственно: Анн909, Ахм912, АБ914,Ес915, Куз9169 ОМ918, М920, П921, Хл921, Цв935. В необходимых случаях к заголовкам статей и контекстам даются пометы и краткие комментарии. Словарь демонстрирует разнообразие и выразительность языка поэзии и «художественную память» его слов. Обогащая наш эстетический кругозор, он помогает уточнить впечатления от давно любимых читателем строк и обдумать их…
Актуализация авторских смыслов в художественном тексте. Лингвопоэтический аспект
5
Монография посвящена проблемам лингвопоэтического анализа художественного текста. Художественный текст рассматривается как иерархическая система смыслов, заданных автором, создателем произведения. В работе описаны как универсальные актуализаторы авторских смыслов (сильные позиции текста, его композиция), так и индивидуально-авторские (окказионализмы, тропы, графические средства образности и др.). Описание материала строится на практическом анализе поэтических произведений XIX и XX вв. – стихотворений А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Адамовича, Н. Рубцова, Б. Пастернака, В. Соколова, А. Тарковского и др. Для студентов и аспирантов филологических специальностей, преподавателей курсов «Филологический анализ художественного текста», «Лингвистика текста», учителей-словесников.
Поэтика М. А. Тарковского: проблема хронотопа и образ героя
5
Монография посвящена изучению художественного мира сибирского писателя Михаила Александровича Тарковского – одного из ведущих представителей современного неотрадиционализма. В работе акцентируется исследовательское внимание на проблеме хронотопа и образе литературного героя. Монография включает значимые теоретико-литературные аспекты изучения современной русской словесности, непосредственно посвященные идеологии и поэтике традиционалистской прозы. Изучение художественного мира М. Тарковского является составной частью исследования эстетики неотрадиционализма как актуального направления в русской литературе рубежа XX–XXI веков. Материалы научного труда могут быть применимы при изучении курса современной русской литературы, профильных курсов, посвященных вопросам современного отечественного традиционализма, проблематике и поэтике неотрадиционализма, словесности рубежа ХХ–ХХI веков, культурологии. Книга адресована филологам, культурологам, студентам, магистрантам и аспирантам гуманитарных вузов.
Современная лингвистическая поэтика
5
В монографии освещаются актуальные проблемы лингвистического анализа поэтического текста с использованием феноменологического метода, стратегии деконструкции, а также общенаучных принципов симметрии, относительности, дополнительности. Основное внимание уделяется гармонии как критерию совершенства текста. Определяются общие принципы гармонической организации – аналитизм и синтетика поэзии, рассматриваются координаты гармонической организации, языковая ткань, склад, фактура текста. Изучаются законы гармонии в поэтическом творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, поэтов-авангардистов . Для студентов филологических факультетов, учителей и всех, кто интересуется вопросами лингвистической поэтики художественного текста.
Лингвопоэтика
5
Теоретической основой данного пособия послужили труды отечественных и зарубежных филологов XX века: Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, Я. Мукаржовского, А.М. Пешковского, Л.С. Выготского, Ш. Балли, Р. Барта, М. Риффатера, Л. Долежела, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева и других. Учебное пособие снабжено хрестоматийным материалом и практическими заданиями. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов. 2-е издание, переработанное
Литературоведческий анализ стихотворений
5
Книга посвящена разбору поэтических средств, применяемых Константином Воскресенским в стихотворениях, написанных преимущественно за последние годы. Это практическая поэтика в действии. Книга может быть интересна учащимся старших классов, студентам-филологам, представителям литературных объединений, пишущим стихи, а также всем, кто пытается открыть для себя мир поэзии.
Избранные работы
5
В настоящей книге публикуется 86 эссе и статей российского скульптора и философа-герменевтика Владимира Циммерлинга (1931–2017) по проблемам эстетики, этики и истории культуры. Научный аппарат издания включает комментарии к разделам, а также сопроводительные статьи о философской концепции и творчестве автора, именной и тематический указатели. В приложение вынесены фотографии избранных скульптурных работ Владимира Циммерлинга. Концепция Владимира Циммерлинга может быть охарактеризована как комбинация принципа эмпиризма с элементами герменевтики и критики метаязыковых понятий. Центральное место в его философском наследии уделено основаниям этики и эстетики. Он был также одним из пионеров аналитического изучения поэтики Осипа Мандельштама, его работа «Промер» (1974–1975 гг.) содержит толкования 10 трудных для восприятия стихотворений поэта, включая «Грифельную Оду», «Слепая ласточка бросается к ногам», «Я слово позабыл, что я хотел сказать». В настоящее издание также включены другие работы Владимира Циммерли…
Единство мира. Опыт поэзии и метафизики
5
Новая книга известного петербургского философа Александра Секацкого посвящена проблемам поэзии и времени, можно сказать, сокровенной сущности и того, и другого. При этом книга нисколько не похожа ни на учебник, ни на монографию, здесь нет искусственной систематичности, нет анонимных отсылок к тому, что уже известно. В каждом эссе решается некая конкретная метафизическая проблема с привлечением эрудиции, аналитической мысли и опыта самой поэзии. Фактически автор предлагает собственную версию современной философии, используя при этом интуицию и все смысловые возможности русского языка. Знакомство с книгой, возможно, потребует от читателя немалых усилий, но все они окупятся и смогут послужить основанием для собственных дальнейших размышлений.
Словарь языка русской поэзии ХХ века. Том IX. Книга 1: Только – Уехать
5
Первая книга девятого тома «Словаря языка русской поэзии XX века» содержит 1350 словарных статей. Статьи включают в себя стихотворные строки из источников Словаря – произведений десяти выдающихся поэтов Серебряного века: И. Анненского, А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, М. Кузмина, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака, В. Хлебникова, М. Цветаевой. В статьях эти строки хронологически упорядочены; они дают возможность судить и о ритмике окружения заглавного слова, и о «приращениях смысла» в нем самом, и об истории слова в поэтическом языке эпохи. Все строки-контексты сопровождаются шифрами; в условной статье соответственно: Анн909, Ахм912у АБ914, Ес915, Куз916, ОМ918, М920, П921, Хл921, Цв935. В необходимых случаях к заголовкам статей и контекстам даются пометы и краткие комментарии. Словарь демонстрирует разнообразие и выразительность языка поэзии и «художественную память» его слов. Обогащая наш эстетический кругозор, он помогает уточнить впечатления от давно любимых читателем строк и обдумать и…
Книжная и фольклорная поэтическая словесность
5
В пособие включены литературно-иллюстрационные материалы по основным разделам элективного курса «Стихосложение». В доступной форме рассказано о книжных (баллада, басня, мадригал, ода, эпиграмма и др.) и фольклорных (прибаутка, потешка, считалка, частушка и пр.) жанрах поэзии. В качестве примеров приведены лучшие образцы произведений русской литературы и отечественного фольклора. Предназначено для учащихся, интересующихся поэзией, а также для учителей, ведущих факультативы и программные занятия, связанные со стихотворным искусством.
Les Contes / Сказки
5
Аудиостудия «АРДИС» предлагает вашему вниманию сказки французского писателя Шарля Перро, прочитанные на языке оригинала. В аудиокнигу включены сказки «Cendrillon ou La petite pantoufle de verre», «La Barbe bleue» и «La Belle au bois dormant».
К русской речи: Идиоматика и семантика поэтического языка О. Мандельштама
5
В гуманитарном мире сложился устойчивый образ О. Мандельштама – сложного, «темного» поэта, чьи стихи нуждаются в кропотливой дешифровке. Увлеченные поисками интертекстуальных связей, филологи зачастую игнорируют первооснову мандельштамовской лирики – язык. В своей монографии «К русской речи» П. Успенский и В. Файнберг исследуют роль идиоматики в поэтическом языке Мандельштама: как поэт систематически использует фразеологию для создания сложных поэтических образов и подчас загадочных смыслов. Идиоматика, по мнению авторов, определяет не только смысл строк или строф, но иногда и развитие всего стихотворения, что позволяет считать русский язык главным «вдохновителем» поэта. Предложенная авторами когнитивная модель восприятия творчества Мандельштама дает ответ на вопрос, почему его стихи, несмотря на всю их «эзотеричность», кажутся интуитивно понятными и сохраняют силу поэтического высказывания для нескольких поколений читателей. П. Успенский – кандидат филологических наук, PhD, доцент Департамента истории и …
Philologica parerga. Статьи по этимологии и теории культуры
5
В книгу вошли работы, публиковавшиеся автором в 1994—2015 гг. В них рассматривается происхождение слов, обозначающих важнейшие понятия человеческой жизни и культуры: и т. д. В ряде статей реконструируются фрагменты картины мира и древнейшей истории индоевропейцев: представление о небе, первичные миграции, особенности поэтики. Особое внимание уделяется таким понятиям, как культура, цивилизация, этика. Исследуются отдельные сюжеты античной и русской литературы: понятие античности как типа культуры, творчество поэтессы Эринны (IV в. до н. э.), история русских и советских песен. В особый раздел вынесены очерки, посвященные большим лингвистам прошлого и настоящего.
Преображения Мандельштама
5
Наум Вайман – известный журналист, переводчик, писатель и поэт, автор многотомной эпопеи «Ханаанские хроники», а также исследователь творчества О. Мандельштама, автор нашумевшей книги о поэте «Шатры страха», смелых и оригинальных исследований его творчества, таких как «Черное солнце Мандельштама» и «Любовной лирики я никогда не знал». В новой книге творчество и судьба поэта рассматриваются в контексте сравнения основ русской и еврейской культуры и на широком философском и историческом фоне острого столкновения между ними, кардинально повлиявшего и продолжающего влиять на судьбы обоих народов. Книга составлена из статей, объединенных общей идеей и ставших главами. Они были опубликованы в разных журналах и в разное время, а посему встречаются повторения некоторых идей и цитат.
Символизм и поэтика пространства в творчестве Андрея Белого
5
В сборнике представлены материалы международной научной конференции «Символизм и поэтика пространства в творчестве Андрея Белого», проходившей с 1 по 3 декабря 2016 г. в Италии на Сицилии, в мистическом месте, явившемся этапом путешествия «на Восток», в Тунис и Египет, Андрея Белого и Аси Тургеневой в 1910–1911 гг. Именно исследованиям о «Путевых заметках» писателя, книге, ставшей творческим итогом этой поездки, посвящена первая часть сборника. Во второй части публикуются статьи о символике северной столицы России и о романе «Петербург», который Белый начал писать после возвращения на родину как продолжение трилогии «Восток или Запад». Сицилия, которая является с чисто географической точки зрения частью Западной Европы, становится в воображении Белого местом пересечения и синтеза Востока и Запада, древнего и современного, уродливого и возвышенного в человеческой жизни, что позже мы найдем на страницах романа. Эта книга – результат совместной работы Департамента языковых и литературоведческих исследований …
«Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII—XIX вв.
5
Издание дает начало систематическому изучению наследия Е. Г. Эткинда (1918—1999), выдающегося современного филолога, исследователя русской и зарубежной литературы, переводчика. В настоящий том включены итоговая работа «Внутренний человек» и внешняя речь (Очерки психопоэтики русской литературы XVIII—XIX веков)» и статьи разных лет, собранные по тематическому принципу из разных источников (в том числе зарубежных).
Ритмические средства языка. Фигуры и стили
5
В монографии рассмотрены типы речевого ритма. Особое внимание уделено анализу колометрического, или синтаксического ритма, – феномена, который до сих пор не привлекал активного исследовательского внимания специалистов. Систематизированы и описаны понятия, составляющие его категориальный аппарат, выявлен ряд приемов и стилей колометрической, в частности периодической ритмизации, на этой основе уточнены описания отдельных речевых жанров, прежде всего верлибра и версета. Охарактеризовано соотношение различных типов ритма, скорректированы описания и определения целого ряда понятий, в частности стихового переноса и стихового членения, цезурного наращения и цезурного усечения и др. Проанализирован ряд спорных проблем, при рассмотрении дискуссионных понятий освещена историческая ретроспектива вопроса, даны аналитические комментарии. Адресуется всем, кто интересуется вопросами стилистики, поэтики и стиховедения.
Поэтика Лермонтова. Опыт структурного анализа
5
Книга посвящена проблемам поэтики Лермонтова. Подробный структурно-семантический анализ отдельных произведений (как поэтических, так и прозаических) позволил сделать обобщения, относящиеся к его творчеству в целом. Предложена гипотетическая реконструкция сюжета ряда незаконченных произведений. Представлены аргументы в пользу того, что некоторые другие представляют собой «псевдооборванные тексты», когда произведение является законченным целым, но сюжет оборван автором намеренно – ради выполнения художественных задач. Выделен ряд сочинений, которые отнесены к промежуточным между законченными и незаконченными (тексты в миниатюре, когда набросок не развернут в полновесное художественное произведение, но главные сюжетные линии реализованы). В первую очередь книга адресована филологам и преподавателям русской литературы. Поскольку специальная терминология сведена в книге до необходимого минимума, она может оказаться полезной студентам и школьникам, а также всем, для кого представляет интерес творчество Лермонто…
Арабские поэты: поэтическая лексика арабской лирики
5
В монографии на обширном материале арабской классической, современной литературной и народной поэзии рассматриваются устойчивые лексические единицы любовной и пейзажной лирики. Анализируются характерные особенности поэтического словаря и выразительные средства. Приводится специальный лексикон, содержащий слова и выражения, часто употребляемые поэтами. Дается анализ творчества отдельных поэтов и произведений народной поэзии. Для востоковедов‑филологов, а также для всех, кто интересуется восточной поэзией.
«И слово плоть бысть…» Вопросы православной поэтики
5
Русская национальная культура создана многими поколениями православных людей, которые словом Христа возделывали, взращивали свои души и тем самым преображали мир по закону красоты, добра и истины. Слово Бога становилось частью их души, а затем воплощалось в звуке, цвете, слове. Оно создало основу русского языка и русской литературы, придав им неповторимую красоту формы и глубину содержания. Ответ на вопрос о том, как идеи Священного Писания, пройдя через сердце писателя, становятся художественными образами, дает православное литературоведение. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Анализируем текст: 100 стихотворений
5
В пособии содержится анализ 100 стихотворений 73 русских поэтов – от Державина и Пушкина до современных поэтов. Каждое стихотворение сопровождается кратким пояснением его художественной специфики и места в русской литературе и культуре. Отдельная глава посвящена принципам и приемам самостоятельного анализа стихотворного текста. В пособие включен словарь литературоведческих и общенаучных терминов в области стихосложения. Учебное пособие адресовано школьникам старших классов общеобразовательных организаций, учителям, студентам педагогических вузов. Может быть полезно при подготовке к ЕГЭ по литературе и русскому языку, а также для самостоятельного изучения особенностей русского литературного творчества.
Словарь языка русской поэзии ХХ века. Том IX. Книга 1: Только – Уехать
5
Первая книга девятого тома «Словаря языка русской поэзии XX века» содержит 1350 словарных статей. Статьи включают в себя стихотворные строки из источников Словаря – произведений десяти выдающихся поэтов Серебряного века: И. Анненского, А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, М. Кузмина, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака, В. Хлебникова, М. Цветаевой. В статьях эти строки хронологически упорядочены; они дают возможность судить и о ритмике окружения заглавного слова, и о «приращениях смысла» в нем самом, и об истории слова в поэтическом языке эпохи. Все строки-контексты сопровождаются шифрами; в условной статье соответственно: Анн909, Ахм912у АБ914, Ес915, Куз916, ОМ918, М920, П921, Хл921, Цв935. В необходимых случаях к заголовкам статей и контекстам даются пометы и краткие комментарии. Словарь демонстрирует разнообразие и выразительность языка поэзии и «художественную память» его слов. Обогащая наш эстетический кругозор, он помогает уточнить впечатления от давно любимых читателем строк и обдумать и…
Набег язычества на рубеже веков
5
В настоящее, наиболее полное, издание выдающегося украинского литературоведа, исследователя украинской и российской поэзии начала XX века, доктора филологических наук, профессора Сергея Борисовича Бураго (1945—2000) вошли статьи разных лет, исследование «Мелодия стиха», в котором представлена оригинальная теория мелодики стиха как универсального смыслообразующего начала поэтической речи, фрагменты выступлений в журнале на сцене «Collegium», а также статьи и воспоминания, посвященные его жизни и творчеству. Книга предназначена для филологов, философов, культурологов, а также для всех тех, кому небезразлична судьба человеческой культуры. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Метаморфоза слова. Теоретическая мысль Осипа Мандельштама
5
Важнейший ключ к поэзии О. Мандельштама – его теоретическая поэтика, система взглядов на природу поэтического слова и образа. Книга, которую читатель держит в руках, – значительный шаг к пониманию философии языка и творчества, которая выразилась в «Разговоре о Данте» и других литературно-эстетических сочинениях О. Мандельштама. В центре исследования – коммуникация поэта с его предшественниками и читателями и процессы смыслообразования в системе «автор – сообщение – адресат». Как показывает Е. Глазова, задача поэзии для Мандельштама – не транслировать сообщения, но пробуждать, формировать и разрабатывать образ как коммуникативный посыл и запрос, собирающий вокруг себя комментарии, разговоры, перeсуды, множественные слои художественных традиций. Мандельштам выступает как поэт метаморфозы, т. е. динамичного преобразования разных пластов бытия: ландшафтного и портретного, визуального и музыкального, скорости, звука и цвета. Книга раскрывает сложнейшую систему координат поэтического и теоретического мышления М…
Филология. История. Методология. Современные проблемы
5
В учебном пособии филология рассматривается как интегративное научное знание, основывающееся на взаимодействии лингвистики и литературоведения в контексте других форм научной рациональности: философии, психологии, естественнонаучного знания. Это специфическая форма духовной деятельности, ориентированная на осмысление вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на литературу как вербальное искусство. Предназначено для студентов, бакалавров, магистров, а также аспирантов, обучающихся на филологическом факультете. Книга будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся проблемами филологии, семиотики.
Одиссей, или День сурка. Работы по поэтике
5
В этой книге дается единый ответ на множество разнообразных вопросов. Например: • Почему Ельпенор падает вниз головой с крыши дома Цирцеи? • Почему в фильме «Зеркало» размокает и осыпается потолок? • Что общего у Чичикова с Кинг-Конгом? • Что означает торчащая из песка голова в фильме «Белое солнце пустыни»? • Почему падение убитого Ленского в снег сравнивается с падением снеговой глыбы по скату горы? • Почему чайки смотрят на Гайавату блестящими глазами? • Какая тысячелетняя тайна скрыта в подвижных голых локтях госпожи Пшеницыной в «Обломове»? И тому подобное. Для всех, кому это важно знать.
Рифмы внутри. Часть первая
5
Все строки, имевшие место быть здесь, написаны лично мной. Многие удивлялись, как я так научился писать стихотворения. Могу честно заверить, что я не изучал особо подробно само искусство, как поэзия. Это пришло само собой. Где-то два с небольшим года назад я ощутил, словно слуховые галлюцинации, голоса рифм внутри себя. Пока они нашептывали мне слова, я устремлялся как можно быстрее их зафиксировать. Одним стихотворением это не закончилось. Содержит нецензурную брань.
Моего ума дело
5
"Моего ума дело" - сборник небольших, но емких, и, порой, ироничных, заметок. Она состоит из нескольких пластов. Первый - яркие штрихи к портретам советских и российских литераторов: от Анны Ахматовой до Виктора Топорова. Второй: анализ творчества современных поэтов, выполненный доступным, увлекательным языком. И третий: философский взгляд автора на историю, не только литературы, но и страны, где эта литература развивалась. Книга даст богатую пищу для исследователей и доставит удовольствие широкому кругу читателей. Острая, содержательная, полемичная, она написана литератором, владеющим не только поэтическим даром и критическим взглядом, но и твердой гражданской позиций.
Три века русской метапоэтики: легитимация дискурса. Том III. Первая половина XX в. Авангард
5
Антология «Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса» – первый опыт системного изучения метапоэтики (исследования поэтами собственного творчества). Метапоэтика – особая область знания, характеризующаяся энциклопедичностью, многожанровостью, взаимодополнительностью художественных и научных посылок, она дает уникальные по достоверности сведения о поэзии. В третьем томе представлены метапоэтические произведения поэтов-авангардистов. Предназначается для специалистов, занимающихся исследованием поэзии, а также для читателей, интересующихся поэтическим творчеством.
Однажды, в северном Неаполе…
5
Девушка, воспитанная в духе порядочности и давшая клятву взаимной любви, попала в сети соблазна неординарного иностранца. Познакомив её со своим мировоззрением и показав себя её мимолётным героем, радикально изменившим её жизнь, мужчина превратил месяцы обучения девушки за границей в сладостную мечтательную негу и одновременно в сущий ад. Муза для вдохновения или жених для стабильной жизни? Путь к собственному «я» или боязнь чужого мнения? Один день, оставивший надолго глубокий отпечаток и приобщивший к теории любви как вечной мужской и женской философии.
Поэты Колымы. Сборник произведений
5
Уважаемый читатель, вы держите в руках уникальную книгу! А уникальность её заключается в том, что пятнадцать авторов из литературной WhatsApp группы «ПОЭТЫ КОЛЫМЫ» решили объединиться и выпустить коллективный сборник со своими стихами и рассказами. В публикации приняли участие не только поэты и прозаики Магаданской области, но и авторы из других регионов страны. Никто не знает, как сложится завтрашний день и в какую сторону подует ветер перемен, но одно известно наверняка – объединившись в одном сборнике, у каждого из них на всю жизнь сохранится память друг о друге.
Поэзия как филологический дискурс
5
В монографии представлено описание поэтического творчества как собственно филологического дискурса: а именно, в ней изучается, как в поэзии используются лингвистические, стиховедческие термины и слова, связанные с порождением текста. В книге анализируются динамические процессы, происходящие в составе этой целостной лексической группы на протяжении XIX—XXI вв. Выделенные единицы, с одной стороны, рассматриваются как элементы текста, а с другой – как элементы метатекста. С этой точки зрения поэзия предстает как самоописывающая система, а поэты выступают не только как создатели поэтических текстов, но и как исследователи языка, влияющие на его развитие. Как еще одно проявление метаязыковой функции в книге описываются языковые девиации и неологизмы разных уровней, в результате чего предлагается создание «Словаря метапоэтических неологизмов». В монографии также специально изучается идиостилевой аспект использования определенных лингвопоэтических терминов и слов, связанных с текстопорождением, – в этом аспекте …
Поэтика драматургии А. П. Платонова конца 1930-х – начала 1950-х гг.
5
Монография посвящена изучению драматургии А. П. Платонова конца 1930 – начала 1950-х гг. в качестве органической части его творчества как единого метатекста. Рассмотрение пьес «Голос отца», «Волшебное существо», «Ученик лицея», «Ноев ковчег (Каиново отродье)» ведется на обширном материале, включающем в себя также прозу, публицистику, записные книжки, письма, архив писателя. Художественное своеобразие поздних пьес Платонова раскрывается с помощью синтеза различных методов исследования: контекстуально-мотивного, микропоэтического, «генетического». Избранный аспект исследования проявил одновременно «генезис» платоновских драм и их мотивную структуру. А обращение к фольклорным, библейским, литературным контекстам позволило впервые прочесть тайнописный слой рассматриваемых произведений, наметить художественно-философскую эволюцию Платонова-драматурга. Книга рассчитана на литературоведов, студентов-филологов, аспирантов, преподавателей, учителей-словесников и всех интересующихся наследием А. Платонова.
Велимир Хлебников в четырехмерном пространстве языка. Избранные работы. 1958—2000-е годы
5
В книгу вошли статьи 1958—2004 годов, сжато представившие путь автора к выдвигаемой им идее 4-мерного пространства(-времени) языка: в ней семантике, синтактике и прагматике сопоставлена «эвристика», охватывающая и пронизывающая их. В основании идеи лежит, прежде всего, творчество Велимира Хлебникова; автор видит в нем «нашего Эйнштейна от гуманитарии». В развитие теории экспрессем, с опорой на «Словарь языка русской поэзии XX века», обсуждается модель «Словаря эвристем» с отбором в него «сильных» (в идейно-художественном смысле) контекстов из источников и проблема динамики в самой эвристике, условная смена «парадигмы Блока» «парадигмой Хлебникова», то есть их «метабиотические» связи. Идею эвристики во многом обусловили опыт прямых учителей автора (это А. А. Реформатский, В. В. Виноградов, Е. А. Бокарев) и специфический круг его интересов: к русистике и целостной филологии, словообразованию, лексикографии, языку поэзии, интерлингвистике, кризису младограмматизма, Будетлянину, Авангарду; у модели языковых ф…
Русская литература в зеркале семиотики
5
В книге на основе ключевых положений семиотики рассмотрены специфические характеристики текстов русской литературы XIX—XXI веков с учётом развития принципов исторической поэтики.
Гармония и симметрия
5
Учебное пособие посвящено изучению законов гармонии и симметрии в поэтическом тексте. Дается целостный анализ стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, В. Хлебникова и других поэтов. В книгу включена хрестоматия, в которой симметрия рассматривается глазами ученых – представителей естественнонаучного и гуманитарного знания – от Пифагора до наших дней. Приводятся материалы, посвященные организации фестивалей симметрии в Ставрополе в 2003, 2004 годах, уроки симметрии.
Мудрость веков. Поэзия. Афористическая мудрость
5
Книга включает фрагменты нескольких книг автора: «Пророки и поэты», «Что такое модернизм», «Данте», «Шекспир», а также обзора «Поэзия как непосредственная мудрость». Читатель может познакомиться с литературными портретами и творчеством Данте, Вийона, Ронсара, Гвининелли, Кавальканти, Дю Белле, Шекспира, Джонсона, Лили, Грина, Донна, Драйдена, Марло, Бомонда, Флетчера, Мильтона, Блейка, Гёте и Гёльдерлина. Поэзию часто называют биением сердца, совестью человечества, сокровенным раскрытием сознания и подсознания, священной книгой души. Источник красоты поэтического произведения искусства заключен в творце, но ведь и сам поэт является произведением Творения. Поэтому замысел и план произведения сообщаются художнику высшей творческой силой, исходящей из божественной воли. Вещи являются прекрасными постольку, поскольку они уподоблены абсолютной и совершенной божественной красоте. Художник в известной мере «обречен» на творение: он должен создавать то, что ему предназначено, и совершенно неважно, как он поступае…
Мифотворчество и религиозно-философские искания Максимилиана Волошина на перепутьях Серебряного века
5
В монографии прослеживаются мифопоэтика и мифотворчество Максимилиана Волошина, его философские искания и духовное становление на перепутьях Серебряного века, его творческий путь, явивший миру не только блестящего художника слова и красок, но и создавшего уникальный миф о Киммерии, прошедший огонь революции и гражданской войны, чтобы утвердить «высшую тайну» в человеке – его Божественный Лик. Для всех интересующихся творчеством Максимилиана Волошина и культурой Серебряного века.
Поэтическая кухня
5
Л.Н. Толстой в своём известнейшем эссе "Об искусстве", критикуя всяческий разврат, замечает, что раз уж балет признали как искусство, нужно признать искусством и работу повара. Сейчас, спустя 120 с гаком лет, в этом, похоже, никто уже не сомневается. И, хотя по крылатому выражению А.А. Ахматовой, стихи сами растут из сора, для того, чтобы они стали доступны сознанию массового читателя, их требуется собрать, обработать (например, поперчить и пожарить), а затем неплохо бы упаковать. Эта книга, продолжающая традицию "Поэтического максимума", как раз о том, как автор управляется со своими любимыми поэтическими сорняками. На обложке - я за приготовлением одного из блюд.
Метапоэтика. Поэты исследуют русскую поэзию
5
В монографии представлена русская метапоэтика поэзии – исследование поэтами собственного творчества со времен С. Полоцкого (конец XVII века) до конца XX века. Осуществляется легитимация дискурса: впервые системно изучаются работы русских поэтов о творчестве, выделяется несколько этапов формирования метапоэтики: метапоэтика усвоения (рецепции – XVII–XVIII века), метапоэтика преобразования (преображения) и установления (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, поэты XIX века), метапоэтика синтетики поэзии (символизм, акмеизм – конец XIX – начало XX века), метапоэтика аналитизма поэзии (авангард – первая половина XX века), метапоэтика отображения реальной действительности и отрешения от нее (соцреализм – XX век), метапоэтика деконструкции (постмодернизм – конец XX века), метапоэтика новейшего времени (И.А. Бродский – конец XX века). Дается теория русской метапоэтики, рассматриваются общая метапоэтика и частные (индивидуальные) метапоэтики (Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Баратынский, Тютчев, Пастернак, Твардовский …
Словарь языка русской поэзии XX века. Том VIII. Cмола – Толщь
5
Восьмой том «Словаря языка русской поэзии ХХ века» содержит более 3500 словарных статей. Статьи включают в себя стихотворные строки из источников Словаря – произведений десяти выдающихся поэтов Серебряного века: И. Анненского, А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, М. Кузмина, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака, В. Хлебникова, М. Цветаевой. В статьях эти строки хронологически упорядочены; они дают возможность судить и о ритмике окружения заглавного слова, и о «приращениях смысла» в нем самом, и об истории слова в поэтическом языке эпохи. Все строки-контексты сопровождаются шифрами; в условной статье соответственно: Анн909, Ахм912, АБ914, Ес915, Куз916, ОМ918, М920, П921, Хл921, Цв935. В необходимых случаях к заголовкам статей и контекстам даются пометы и краткие комментарии. Словарь демонстрирует разнообразие и выразительность языка поэзии и «художественную память» его слов. Обогащая наш эстетический кругозор, он помогает уточнить впечатления от давно любимых читателем строк и обдумать их связи с…
Когда-то я был…
5
Когда-то я был поэтом... писал кому-то стихи. Влюблялся, любил, без конца отдавался той, что была лучше мечты.Когда-то я был мечтателем... видел иные миры. Нырял в них, желая навеки остаться. Нырни же за мною и ты.
Поэтика древнерусского воинского повествования
5
Монография посвящена комплексному исследованию поэтики древнерусского воинского повествования в историческом развитии на материале летописных и внелетописных повестей XI–XVII вв. Прослежены основные композиционные компоненты повествования, эволюция стиля, системы художественных средств. Выявлены особенности работы летописцев XV–XVI вв. над ранними воинскими сюжетами. Исследование адресовано филологам, историкам, культурологам, преподавателям и студентам, всем интересующимся историей русской литературы.
Карантин поневоле
5
Книга-мотиватор. Содержит мастер-классы с фото, калькуляцию, советы, примеры и задания, подсказки, идеи и чек-листы. Изо дня в день прикованные к инвалидному креслу и малоподвижные люди находятся в вынужденном заточении. Как пережить изоляцию? Чем занять руки и голову, чтобы не сойти с ума от однообразной жизни? Ответы вы найдете в книге. Она для тех, кто годами не выходит из дома, и будет полезна всем, кто вынужден ограничить общение.
Этюды романтической любви
5
Собрание прозаических и поэтических сочинений посвященных романтической любви. В книге представлена галерея этюдов, чернилами написанные художником, они красками вашего воображения обрисуются печальными тенями, дабы затем осветиться бликами радости на полотне жизни.
Пространственно-поэтические анализы. Классические и современные тексты русской литературы
5
В книге, подходящей к вопросу восприятия пространства со стороны истории философии и литературы, акцент делается на анализе пространственных аспектов и пространственно-подобных взаимоотношений текстов русских классиков (М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, А.П. Чехова) и авторов XX—XXI вв. (А.И. Солженицына, Венедикта Ерофеева, Виктора Ерофеева, Л.Е. Улицкой). Выбранные литературные произведения, помимо раскрытия новых сторон применимости пространственного аспекта, также предстают как части текстового пространства, в котором они вступают в диалог друг с другом. Более того, перед нами вырисовывается образ такого литературного пространства, где интертекстуальные связи между классическими и современными произведениями построены на уровне сети пространственных метафор. Исследование раскрывает отдельные аспекты пространственности, отображающиеся в процессе чтения и понимаемые уже как языковое явление. Монография является дополненным вариантом венгерского издания «Térképzetek az orosz irodalomban. Klas…
Словарь языка русской поэзии ХХ века. Том IX. Книга 2: Уж – Цезарь
5
Вторая книга девятого тома «Словаря языка русской поэзии XX века» содержит 2290 словарных статей. Статьи включают в себя стихотворные строки из источников Словаря – произведений десяти выдающихся поэтов Серебряного века: И. Анненского, А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, М. Кузмина, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака, В. Хлебникова, М. Цветаевой. В статьях эти строки хронологически упорядочены; они дают возможность судить и о ритмике окружения заглавного слова, и о «приращениях смысла» в нем самом, и об истории слова в поэтическом языке эпохи. Все строки-контексты сопровождаются шифрами; в условной статье соответственно: Анн909, Ахм912, АБ914,Ес915, Куз9169 ОМ918, М920, П921, Хл921, Цв935. В необходимых случаях к заголовкам статей и контекстам даются пометы и краткие комментарии. Словарь демонстрирует разнообразие и выразительность языка поэзии и «художественную память» его слов. Обогащая наш эстетический кругозор, он помогает уточнить впечатления от давно любимых читателем строк и обдумать их…
Универсальность Лермонтова
5
В монографии развиваются идеи предшествующих исследований авторов «Лермонтов и барокко» (2007), «Метапоэтика Лермонтова» (2009). Критерий универсальности предполагает изучение творчества Лермонтова во всей полноте, единстве, дает возможность перехода на новый уровень абстрагирования в его осмыслении. Исследование универсальности Лермонтова – научная задача, связанная с определением всесторонности, всеохватности взглядов художника в единстве бытия и инобытия, стремления к целостности, предельной открытости миру, широты интересов, многообразия дарований и продуктивности в различных видах творчества. Книга будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся проблемами филологии, философии, семиотики, лермонтоведения.