Крестьянство - ТОП 50 лучших книг
1905 год. Южный Урал…
Что-то произошло в далёком Петербурге, и вот уже в Москве идут бои.
Всколыхнулась Николаевка, прогнали управляющего и взяли власть в свои руки. Но поползли по станицам слухи, что «калдыки» с «куряками» сговорились землю у казаков отнять. И потемнели станичники, стали враждебно коситься на разгулявшееся крестьянство.
Не потечь реке вспять, не бывать мужикам над вольным казачеством. Ворвались в бунтующую Николаевку пластуны из соседней станицы Кичигинской и мигом усмирили безоружных крестьян. Много их тогда было отправлено в Троицк для вразумления, многих посекли кнутами принародно на деревенской площади.
До сей поры таится обида в крови николаевских, теперь уже красносельских стариков на соседей кичигинцев. «Всех казаков перебьём, - говорили их деды, мечтая о светлых, грядущих днях, - самои останемся».
И за говор свой русский: курский, рязанский, тамбовский получили от казаков ещё одну презрительную кличку – «самои».
Более 50 лет Шмелев Иван Васильевич писал роман о истории родного села. Иван Васильевич начинает свое повествование с 20-х годов двадцатого века и подробнейшим образом описывает достопримечательности родного села, деревенский крестьянский быт, соседей и родственников, события и природу родного края. Роман поражает простотой изложения, безграничной любовью к своей родине и врождённым чувством достоинства русского крестьянина.
Мне всегда хотелось окунуться в прошлое, ощутить то время, которое уже не вернешь.
В своём повествовании я хочу рассказать о событиях, которые происходили в Царской России, во время Революции, после её, предвоенное и военное время.
Я попытаюсь донести до Вас, ту атмосферу, которая царила тогда, рассказать о людях, об их тяготах, холоде и голоде, любви и ненависти.
Герои моей книги реальные люди, жившие в то время. В основу написания книги положены практически реальные трагические события. Безусловно, в книге присутствует художественный вымысел. Имена, фамилии и название населенного пункта вымышлены.
«Кому на Руси жить хорошо» – итоговое произведение Некрасова, народная эпопея, куда вошел весь многовековой опыт крестьянской жизни, все сведения о народе, собранные поэтом «по словечку» в течение двадцати лет. Комментированное издание.
Для старшего школьного возраста.
Книга посвящена истории реализации крестьянской реформы 19 февраля 1861 г. в Санкт-Петербургском уезде. Освещаются сложные, порой противоречивые социально-экономические процессы, происходившие в период освобождения петербургских крестьян в каждом из помещичьих имений уезда. Рассмотрены структура наделов и платежей различных категорий помещичьих крестьян и степень ее трансформации в ходе реформы, хозяйственное районирование, климатические условия. Исследование выполнено на основе анализа обширной информационной базы, созданной в результате компьютерной обработки уставных грамот, выкупных актов, материалов земской и официальной статистики. Особое внимание уделено особенностям и информационным возможностям массовых и статистических источников середины XIX в., большинство из которых в настоящее время оцифрованы сотрудниками Российского государственного исторического архива и Президентской библиотеки в Санкт-Петербурге.
Издание предназначено для студентов исторических факультетов университетов, аспирантов, спе…
Дед мой, Тимофей Иванович, за всю свою долгую жизнь ни разу не покидал своей деревни. Дальше ближнего леса не хаживал. Откуда черпал свои истории – непонятно. Но слушать его - одно удовольствие. Рассказчиком он был великолепным. Дух захватывало от дедушкиных историй, сказок, баек, щедро приправленных присказками, пословицами и поговорками. Рот сам собой открывался от удивления. Да что там ребята малые! Взрослые часто подсаживались послушать, что «старый мелет». Иногда расходились по домам далеко за полночь. Одну из таких сказок сейчас вам и перескажу. Слово в слово, как дедушка мой сказывал. Тимофей Иванович уверял, будто это и не выдумка вовсе, а всё случилось на самом деле. Может быть, и так. А может быть, и нет. Не знаю. Это уже не мне судить…
К концу XIX века крестьянство занимало 80 % населения всей Российской империи, а значит большинство жителей современной России – их потомки. Пора узнать о быте и традициях своих предков! Эта книга о том, как жили русские крестьяне XIX–XX века. О богатой культуре, знаниях, традициях, обрядах и поверьях простого народа. О буднях и праздниках тех, кто не писал, но «делал» историю страны.
Любовь Швецова – автор популярного блога mama.history подробно рассказывает о том, как и чем жили ваши предки: «Мне хочется рассеять представления о „серости“ и „дикости“ русского крестьянина. Да, люди прошлого жили иначе, не так, как мы сегодня: они не имели столько знаний и технических возможностей, многие не имели даже малейшего образования. Но у них была богатая, духовная, нравственная культура, которую они сумели пронести через тысячелетие. Простой народ обладал другими знаниями, жил в единении с природой, которую уважал и чувствовал. Русские крестьяне вовсе не были дикарями! Наоборот – это люди мудрые и умелые».
В фор…
Повесть Анатолия Санжаровского «Говорила мама…» – это будни повседневной крестьянской жизни.
Автор вспоминает:
«Я тайком 35 лет записывал за мамой её повседневные истории о самой себе и близких людях. Если она замечала, что я что-то за нею записывал – она тут же сердито замолкала. Пришлось всё делать так, чтоб она и не догадывалась ни о каких записях».
Повесть опубликована была через 18 лет после смерти матери.
Мы с увлечением в юности читаем Фенимора Купера, Майн Рида… Романтика завоевания новых земель! Но ведь все это было и у нас. С одним только отличием: наши предки, осваивая новые земли, приходили не с оружием в руках, а с верой и любовью. Они старались обратить аборигенов в православную веру, не истребляя их и не сгоняя в резервации.
Роман «Амур-батюшка» рассказывает о прошлом Приамурья, о тяжелых условиях жизни крестьян-переселенцев в 60–70-е годы XIX века, об освоении ими дикой природы края и, конечно, о дружбе с местными народами, без которой невозможно было бы выжить на новом месте.
В 1952 году роман был отмечен Государственной премией СССР.
Так же не пропустите ранее вышедшие аудиокниги Николая Задорнова «Капитан Невельской», «Война за океан»
Использованы материалы сайта www.zadornov.net
Исполняет: Всеволод Кузнецов© Н. Задорнов (наследники)©&℗ ИП Воробьев В.А.©&℗ ИД СОЮЗПродюсер: Владимир Воробьёв
Книга посвящена изучению России конца XIX – начала XX века как развивающейся страны, для которой крестьянство является важнейшим фактором социальной трансформации. Рассмотрев особенности крестьянских домохозяйств, крестьянской общины и культуры, проанализировав аргументы в спорах об особенностях внутренней дифференциации крестьянства между либералами, марксистами и народниками, автор книги в центр своего аналитического повествования ставит обоснование собственной модели многомерной и разнонаправленной циклической мобильности российского крестьянства, валидность которой подтверждается разнообразными эмпирическими данными земских статистических и бюджетных обследований. Заключительная часть книги посвящена исследованию послереволюционного взаимодействия власти большевиков и крестьян до середины 1920-х годов. В приложениях к книге приводятся статьи автора, посвященные анализу феномена крестьянства с точки зрения политической социологии, рассматриваются особенности российского законодательства и вопросы собст…
Книгу открывает статья белорусского критика Людмилы Воробьевой «Одухотворенная земля Сибирская» о «Сибирском романе Николая Олькова» в пяти книгах (Барнаул, 2020).
В сборник вошли три повести известного русского писателя Николая Олькова. Разные по времени написания, они объединены судьбами сибирского крестьянства в ХХ и начале ХХI века.
В романе «И ныне и присно» вслед за главным героем читатель пройдет по России от дворца Николая Второго в Царском селе до его последнего пристанища на Волчьей горе. Через всю многострадальную жизнь он пронесет образ своей юношеской влюбленности – Великой Княжны Анастасии.
«Птица, залетевшая в окно» рассказывает о человеке, побывавшем на самом дне трагической пропасти алкоголизма. Бывший большим начальником и уважаемым человеком, он почти гибнет и спасен только любовью. Автор безжалостно рисует это падение, его не смущает, что тема вроде сегодня никого не волнует. Но она страшна своей повседневностью и повсеместностью.
Герой романа «Хлеб наш насущный» на глазах читателя выр…
Капитон Карпович Самоплясов, 26 лет, с пышностью приезжает из Петербурга в родное
село Антропово. Молодой человек недавно унаследовал от своего отца – строгих правил
крестьянина, разбогатевшего в Петербурге от извоза – и дом в селе, и большой
извозчичий двор в Петербурге.
Прочитано по – Н. А. Лейкинъ Просвѣтитель. С.-ПЕТЕРБУРГЪ.Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 2-я Рождественская, дом No 7, 1905
Музыка CC BY "Toreador Song" from Carmen (1875) by Bizet https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bizet_-_Carmen_-_Toreador_Song_(French,_Musopen).oggГунно Ария Мефистофиля (Ф Шаляпин)https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Faust_de_Gounod_Le_veau_d%27or.ogg
В книгу выдающегося русского писателя, лауреата Государственных премий, Героя Социалистического Труда Михаила Николаевича Алексеева (1918–2007) вошли роман «Вишневый омут» и повесть «Хлеб – имя существительное». Это – своеобразная художественная летопись судеб русского крестьянства на протяжении целого столетия: 1870–1970-е годы. Драматические судьбы героев переплетаются с социально-политическими потрясениями эпохи: Первой мировой войной, революцией, коллективизацией, Великой Отечественной, возрождением страны в послевоенный период… Не могут не тронуть душу читателя прекрасные женские образы – Фрося-вишенка из «Вишневого омута» и Журавушка из повести «Хлеб – имя существительное». Эти произведения неоднократно экранизировались и пользовались заслуженным успехом у зрителей.
Крестьянский парнишка Илейка Арапов с юных лет мечтает найти обетованную землю Беловодье – страну мужицкого счастья. Пройдя через горнило испытаний, познав жестокую несправедливость и истязания, он ступает на путь борьбы с угнетателями и вырастает в храброго предводителя восставшего народа, в одного из ближайших сподвижников Емельяна Пугачева.
Исторический роман писателя Владимира Буртового «Над Самарой звонят колокола» завершает трилогию о Приволжском крае накануне и в ходе крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева.
Крупномасштабное восстание Колесникова, прокатившееся по южным уездам Воронежской губернии в 1920–1921 гг., по количеству участников и охвату территории сопоставимо со всесторонне исследованным восстанием тамбовских крестьян, или «антоновщиной». Тема же «колесниковщины» до сих пор мало изучена. Представляемое исследование является, по сути, первой попыткой комплексно и наиболее полно осветить историю одного из самых масштабных вооружённых выступлений российского крестьянства в Гражданской войне.
В монографии рассматривается влияние решений КПСС и Советского правительства, принятых на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС, ХХ съезде и других решений партии, направленных на активизацию советских людей в деле развития экономики, социалистической демократии, подъема трудовой активности, патриотизма, проявленных во второй половине 50-х гг. ХХ в.
Книга рассчитана на преподавателей, студентов, всех, кто интересуется советской историей, периодом, названным многими авторами «оттепелью».
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для народа. Единственный судья для поэта – народ. Он и прославляет, и осуждает его за то, что он забитый, непросвещенный, за то, что он позволяет относиться к себе как к вещи. Некрасов хочет, чтобы народ поднял голову, разогнул спину и жил для себя, чтобы никто не мог обидеть, упрекнуть простого мужика.
Героем своей поэмы Некрасов избрал не отдельную личность, а весь народ, все “мужицкое царство”. “Кому на Руси жить хорошо” – такая народная поэма, какой еще не было на Руси. Некрасов рассказывает о тысячелетних страданиях народа, но в то же время мы видим, сколько духовной красоты и величия в его героях, простых крестьянах.
Более 50 лет Шмелев Иван Васильевич писал роман об истории родного села. Иван Васильевич начинает свое повествование с 20-х годов двадцатого века и подробнейшим образом описывает достопримечательности родного села, деревенский крестьянский быт, соседей и родственников, события и природу родного края. Роман поражает простотой изложения, безграничной любовью к своей родине и врождённым чувством достоинства русского крестьянина.
Более 50 лет Шмелев Иван Васильевич писал роман об истории родного села. Иван Васильевич начинает свое повествование с 20-х годов двадцатого века и подробнейшим образом описывает достопримечательности родного села, деревенский крестьянский быт, соседей и родственников, события и природу родного края. Роман поражает простотой изложения, безграничной любовью к своей родине и врождённым чувством достоинства русского крестьянина.
Более 50 лет Шмелев Иван Васильевич писал роман о истории родного села. Иван Васильевич начинает свое повествование с 20-х годов двадцатого века и подробнейшим образом описывает достопримечательности родного села, деревенский крестьянский быт, соседей и родственников, события и природу родного края. Роман поражает простотой изложения, безграничной любовью к своей родине и врождённым чувством достоинства русского крестьянина.
Книга посвящена сложному процессу формирования нового социокультурного облика крестьянства Среднего Поволжья в период нэпа, его ключевым акторам: советскому государству с проводимой им в означенной области политикой и самому крестьянству, являвшемуся одновременно объектом и субъектом этого формирования, а также результатам этого процесса, промежуточным в историческом масштабе. Выбранный для исследования регион с безусловным доминированием крестьянского населения, равно как по стране в целом, является в этом смысле типичным и показательным. Автор рассматривает период нэпа как целостный, хотя и противоречивый, хронологически заданный и идеологически конечный этап социокультурного масштабирования, проектирования и практики в рамках беспрецедентного проекта по формированию человека нового типа.
Издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся советской историей.
О том, что в России существовало крепостное право, знают все. Но что оно представляло собой на самом деле – сегодня мало кто знает. Тема эта была окружена своего рода заговором умолчания, продолжающимся до сих пор. Видимо, правда о двухвековом периоде народного рабства часто оказывается слишком неудобной по разным соображениям. Поэтому совершенно упускается тот факт, что на момент начала крестьянской реформы двадцать три миллиона крестьян представляли собой полную частную собственность своих господ. И эта «крещеная собственность» продавалась с разлучением семей, ссылалась в Сибирь, проигрывалась в карты и, наконец, погибала от бесчеловечных наказаний не только до самой даты «освобождения»…
Исследование Джона Бушнелла о брачных практиках крестьян-старообрядцев Спасова согласия в Ярославской, Владимирской и Костромской губерниях меняет наши представления о социальной истории крестьянства в России XVIII–XIX веков. Количество спасовцев в середине XIX века, по мнению автора, достигало как минимум миллиона человек, и жили они в основном вдоль Волги – от Ярославля до Астрахани. Поэтому их брачное поведение оказывало существенное влияние на жизнь деревни всего этого большого региона. Влияние это, как показывает автор, было иногда разрушительным для экономики и демографии. Автор также связывает широкое распространение безбрачия среди спасовок с началом вмешательства дворян в брачное поведение своих крепостных, что обогащает наши знания о развитии крепостного права. Джон Бушнелл – профессор Северо-западного университета в США (Northwestern University).
«Голоса снизу» – крестьянские нарративы, записанные в полевых социологических экспедициях, образуют основной корпус этой книги. Автор истолковывает «голоса снизу» в качестве крестьянских дискурсивных практик – особых манер высказываться, свойственных ментальному и речевому поведению сельских жителей. Автор демонстрирует фрагменты записанных в российской глубинке крестьянских повествований в их лингвостилистической первозданности и на этой основе формулирует некоторые дискурсивные свойства, присущие «голосам снизу». Сопоставляя голоса «старых», уже ушедших из жизни, крестьян и «новых» представителей крестьянского сословия, автор пытается обнаружить трансисторические и изменчивые элементы крестьянских дискурсивных практик. Издание может быть полезным в качестве источника первичной информации, добытой в соответствии с методологией качественного социологического исследования.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
В двадцать одном эпизоде автор подробно и живописно рассказывает о том, как всего лишь сто с небольшим лет тому назад жил русский народ – наши совсем не далёкие предки – на примере тульских крестьян. Замечательным, ярким, образным языком он нарисовал литературные картины по сохранившимся с молодых лет в его памяти воспоминаниям современников ушедшей эпохи – своих престарелых родственников и знакомых стариков.
Детальное воспроизведение быта создаёт эффект присутствия в крестьянской среде, а используемый в прямой речи персонажей народный говор позволяет услышать живую народную речь того времени.
Книга может быть полезна и интересна всем, кто хотел бы расширить свои знания о жизни простых людей в России на рубеже XIX-ХХ веков.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Южный Урал конца XIX века, Белорецкий завод. Здесь испокон века живут русские и башкиры. У них разные обычаи, разный жизненный уклад, но объединяет их стремление к счастью, свободе. Русский рабочий Гурьяныч и башкир Могусюм, как в свое время Емельян Пугачев и Салават Юлаев, становятся народными предводителями. Увлекательный сюжет повести известного русского писателя Николая Павловича Задорнова (1909–1992), внимание автора к мельчайшим деталям, глубочайший психологизм и историческая достоверность – все это не оставит равнодушным ни одного читателя.
«Нечистая, неведомая и крестная сила» впервые была опубликована уже после смерти Сергея Васильевича, в 1903 году. Материал для книги автор собирал долгие годы во время своих пеших странствий по стране в поисках интересного этнографического материала.
Книга погрузит читателя в загадочный мир верований, обрядов и праздников российского крестьянства; в мир, населенный прекрасными и жестокими русалками, капризными духами и жестокими оборотнями; в мир, не тронутый ни образованием, ни прогрессом, в котором христианство самым причудливым образом переплетается с остатками язычества.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Студия «МедиаКнига» представляет аудиокнигу – итоговую работу классика русской литературы Николая Алексеевича Некрасова – «Кому на Руси жить хорошо».
Книга прочитана популярной киноактрисой и актрисой дубляжа Ольгой Головановой.
"В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож,
Сошлися – и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?"
На счету киноактрисы Ольги Головановой (дочери актрисы Марии Виноградовой и актера Сергея Голованова), известной актрисы дубляжа, дублирование в более, чем 600 лентах, в том числе и в таких бестселлерах, как «Трансформеры: Последний рыцарь (2017)», «Обитель зла: Вендетта (2017)», «Чужой: Завет (2017)», «Твин Пикс (сериал, 2017 – …)», «Мой маленький пони: Девочки из Эквестрии – Легенды вечнозеленого леса (2016)», и многих других.
Слушаем…
Сколько стоил крепостной? Имел ли он право жениться или на это требовалось одобрение хозяина? Все ли крепостные были безграмотны?
Автор популярного блога на Яндекс.Дзен Ника Марш дает ответы на эти и многие другие вопросы о крепостном праве в России.
В этой книге вы не найдете анализа сухих исторических фактов. Ника Марш – мастер сторителлинга. Каждый факт или явление она сопровождает яркими, интересными, иногда трагическими, а нередко – смешными историями людей. Постепенно в этом калейдоскопе чужих историй читатель начинает видеть вполне логичный орнамент, а затем понимает, что жизнь крепостных в России прошлого имеет намного больше общего с сегодняшним днем, чем хотелось бы…
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Автор исследует феномен и особенности передачи религиозной памяти между тремя поколениями крестьян Черноземья в условиях запрета властей на религиозные практики в рамках XX в., вычленяя схемы передачи религиозной памяти, ее формы, механизмы и трансформации. В исследовании приведены оригинальные комментарии людей, проживающих на территории бывшей Курской губернии. Эти качественные интервью были собраны автором на протяжении двух лет (2016–2017 гг.).
Аудиокнига подробно расскажет о том, как и чем жили ваши предки, и развеет стереотипы. Русские крестьяне вовсе не были дикарями, они обладали богатой духовной и нравственной культурой
К концу XIX века крестьянство занимало 80% населения всей Российской империи, а значит большинство жителей современной России – их потомки. Пора узнать о быте и традициях своих предков! Эта книга о том, как жили русские крестьяне XIX – XX века. О богатой культуре, знаниях, традициях, обрядах и поверьях простого народа. О буднях и праздниках тех, кто не писал, но «делал» историю страны.
Любовь Швецова – автор популярного блога mama.history в книге «Быт и традиции русского крестьянства» подробно рассказывает о том, как и чем жили ваши предки: «Мне хочется рассеять представления о „серости“ и „дикости“ русского крестьянина. Да, люди прошлого жили иначе, не так, как мы сегодня: они не имели столько знаний и технических возможностей, многие не имели даже малейшего образования. Но у них была богатая, духовная, нравственная культу…
Действия разворачиваются в 1930 году. В центре истории — крестьянская семья, которая проходит через раскулачивание, коллективизацию, страшный голод и войну. Главная героиня — маленькая девочка Зина, она растет и взрослеет, красной нитью пропуская сквозь себя происходящие события. Как история нашей страны влияла на отдельных людей и их судьбы? Что пришлось пережить, а главное, как удалось выстоять? И как сегодня мы ощущаем отголоски прошлого?
В настоящее издание выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883) вошел роман «Отцы и дети», где автор показывает становление общественных сил в России накануне реформы 1861 года и расколол их на два лагеря: либералов-дворян и демократов-разночинцев. Споры главного героя Евгения Базарова, называющего себя нигилистом и отрицающего расхожие представления о жизни, искусстве, морали, природе человека, и его антагониста Павла Кирсанова, аристократа до мозга костей, составляют главную проблематику романа.
Также в книгу вошла повесть «Ася» – трогательное, нежное и необыкновенно лиричное повествование о любви; рассказ «Три встречи» – «итальянские» страницы произведения автобиографичны и связаны с первой поездкой писателя в Италию весной 1840 года, где двадцатидвухлетний Тургенев провел в Сорренто несколько дней; также рассказ «Муму», основанный на реальных событиях, которые происходили в доме матери писателя. В нем наиболее полно описана проблема крепостничества и тяжелейшего положения крес…
В настоящее издание выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883) вошел роман «Отцы и дети», где автор показывает становление общественных сил в России накануне реформы 1861 года и расколол их на два лагеря: либералов-дворян и демократов-разночинцев. Споры главного героя Евгения Базарова, называющего себя нигилистом и отрицающего расхожие представления о жизни, искусстве, морали, природе человека, и его антагониста Павла Кирсанова, аристократа до мозга костей, составляют главную проблематику романа.
Также в книгу вошла повесть «Ася» – трогательное, нежное и необыкновенно лиричное повествование о любви; рассказ «Три встречи» – «итальянские» страницы произведения автобиографичны и связаны с первой поездкой писателя в Италию весной 1840 года, где двадцатидвухлетний Тургенев провел в Сорренто несколько дней; также рассказ «Муму», основанный на реальных событиях, которые происходили в доме матери писателя. В нем наиболее полно описана проблема крепостничества и тяжелейшего положения крес…
В Тверской Карелии нет никаких полезных ископаемых. Единственным её природным ресурсом является сама земля. Наши люди и наша земля должны стать двумя отправными точками нового экономического и культурного развития. Уже сейчас мы видим, что XXI век будет веком информационных технологий и невиданного ранее дефицита продовольствия в мире. Поэтому одной из главных задач, стоящих сегодня перед Тверской Карелией, является развитие высокопродуктивного и органического сельского хозяйства.
В девяностые и нулевые годы я стал свидетелем гибели уникального явления — советского сельского хозяйства. В чём была его уникальность? Это был сплав (или симбиоз) крупных государственных предприятий и тысяч личных подсобных хозяйств. Их общим фундаментом был культ труда. Уважаемыми людьми могли быть только трудяги, о лодыре, не достойном уважения, говорили: «У него ни телёнка, ни курёнка!» Почти у всех сельских жителей были одна-две коровы (часто больше), несколько свиней, овцы, козы, кролики, куры, утки, гуси.Рыночные реформы в сельском хозяйстве начались под лозунгом «Нам не нужна кучка миллионеров, нам нужны миллионы собственников». Реформаторы не имели понятия, что в селе практические все его жители имеют личные подсобные хозяйства, то есть являются собственниками. Осень 1996 года. Первые результаты реформ: вслед за совхозом рушатся и ЛПХ, люди бегут из села, но самое страшное, рушатся души.
Сколько стоил крепостной? Имел ли он право жениться или на это требовалось одобрение хозяина? Все ли крепостные были безграмотны?
Автор популярного блога на Яндекс.Дзен Ника Марш дает ответы на эти и многие другие вопросы о крепостном праве в России.
В этой книге вы не найдете анализа сухих исторических фактов. Ника Марш – мастер сторителлинга. Каждый факт или явление она сопровождает яркими, интересными, иногда трагическими, а нередко – смешными историями людей. Постепенно в этом калейдоскопе чужих историй читатель начинает видеть вполне логичный орнамент, а затем понимает, что жизнь крепостных в России прошлого имеет намного больше общего с сегодняшним днем, чем хотелось бы…
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Николай Павлович Задорнов (1909–1992) – известный русский писатель, автор нескольких романов, повествующих об истории освоения Сибири и Дальнего Востока русскими первопроходцами. Особую любовь читателей снискали дилогия «Амур-батюшка» и ее продолжение «Золотая лихорадка».
В последние десятилетия XIX века на многочисленных притоках Амура открыты богатые золотые россыпи. Гонимые нуждой и лишениями переселенцы из Центральной России целыми деревнями идут в этот необжитой суровый край, где хорошая земля, зверя и рыбы великое множество, а воды реки Амур несут крупицы драгоценного металла. То здесь, то там в глубине приамурских лесов возникают республики старателей – крохотные государства в государстве, со своими законами и правителями, которые не боятся порой вступить в открытую борьбу с царскими властями…
В «Житии одной бабы» Лескова необычайно резко и остро дана тема крепостничества и реформ России позапрошлого века. Отсутствие имени собственного в заглавии выводит на первый план социальный аспект: жизнь одной бабы становится обобщением судьбы всех женщин крепостнической России.
Повесть «Житие одной бабы» исследователи относят к «самым грустным повестям о русской крестьянке».
© Storytel
Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878) – русский поэт, писатель и публицист.
Главные свойства поэзии Некрасова – её тесная связь с национальной жизнью, близость к народу и его чаяниям, умение говорить его языком.
Будучи редактором лучших русских журналов XIX века – «Современника» и «Отечественных записок», – Некрасов стоял в центре литературно-общественного движения своего времени. На страницах его журналов нашли свою славу и признание И. Тургенев, А. Гончаров, А. Островский, М. Салтыков-Щедрин. Некрасов ввёл в русскую литературу Ф. Достоевского и Л. Толстого.
В сборник вошли все самые известные произведения Н.А. Некрасова: поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863–1876), стихотворения «Родина», «Поэт и гражданин», «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и другие.
Ф.М. Достоевский считал, что Некрасов как поэт «…должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».
Третий, заключительный роман трилогии «Мёртвым друзья не нужны», повествующей о расукуленной крестьянской семье. Приложение В.В. Путина: «Ленин заложил под Россию «атомную бомбу»».
У красавицы Клавдии рождается дочь - Настенька, у которой, как выяснилось позже, был горб. После смерти матери на долю девочки выпадает тяжёлая судьба. Отец ненавидел дочь и выдал её замуж за первого встречного. К Насте приходит любовь, но она знает о своём недостатке и ни на что не претендует.
Сегодняшний мир меняется очень быстро. Ведь правда, вчера он был совершенно другим. Много загадок, нерассказанного предстоит ещё узнать человечеству. О том, чем жили предки. Кем стали люди, отталкиваясь от теперешних реалий. Всё ли ещё возможно изменить или останется по прежнему, без поломки стереотипов.
Что предстоит людям сделать такого, чтобы стать лучше. Стоит ли прыгать выше. Возможно ли то, что мы делаем и думаем сегодня, применить к тому, что будет в будущем, которое уже не за горами. Те родственники, которые жили намного лет до нас, испытывали они трудности при жизни, о чем именно размышляли, думали, переживали.
Размышления, данные в книге, говорят лишь о том, что происходило у людей, отталкиваясь от их повседневности.
Возможно, мое произведение может подтолкнуть человека, прочитавшего его, на более глубокие размышления о собственном бытие и о том, что необходимо иногда пересечь грань того, что относится к прошлому и к теперешнему, заглянув наконец-то в будущее.
Представляем вашему вниманию аудиоверсию повести известной французской писательницы Жорж Санд «Чёртово болото». Это произведение открывает серию крестьянских повестей, рассказывающих о буднях крестьянской жизни.
По словам автора, главной задачей при написании этой книги было призвать тех, у кого есть глаза, обратить свой взор на то, что поразило ее саму. «Так умейте же увидеть все простое, люди, увидеть небо, и деревья, и наших крестьян, и прежде всего все то хорошее и подлинное, что в них есть: кое-что об этом вы узнаете из моей книги, намного больше вы почерпнете из жизни…»
Исполняют: Александр Бордуков©&℗ ИП Воробьев©&℗ ИД СОЮЗ
1905 год. Южный Урал…
Что-то произошло в далёком Петербурге, и вот уже в Москве идут бои.
Всколыхнулась Николаевка, прогнали управляющего и взяли власть в свои руки. Но поползли по станицам слухи, что «калдыки» с «куряками» сговорились землю у казаков отнять. И потемнели станичники, стали враждебно коситься на разгулявшееся крестьянство.
Не потечь реке вспять, не бывать мужикам над вольным казачеством. Ворвались в бунтующую Николаевку пластуны из соседней станицы Кичигинской и мигом усмирили безоружных крестьян. Много их тогда было отправлено в Троицк для вразумления, многих посекли кнутами принародно на деревенской площади.
До сей поры таится обида в крови николаевских, теперь уже красносельских стариков на соседей кичигинцев. «Всех казаков перебьём, - говорили их деды, мечтая о светлых, грядущих днях, - самои останемся».
И за говор свой русский: курский, рязанский, тамбовский получили от казаков ещё одну презрительную кличку – «самои».
Александр Николаевич Энгельгардт – ученый, писатель и общественный деятель 60-70-х годов XIX века – широкой публике известен главным образом как автор «Писем из деревни». Это и в самом деле обстоятельные письма, первое из которых было послано в 1872 году в «Отечественные записки» из родового имения Энгельгардтов – деревни Батищево Дорогобужского уезда Смоленской области. А затем десять лет читатели «03» ожидали публикации очередного письма. Двенадцатое по счету письмо было напечатано уже в «Вестнике Европы» – «Отечественные записки» закрыли. «Письма» в свое время были изданы книгой, которую внимательно изучали Ленин и Маркс, благодаря чему «Письма из деревни» переиздавали и после 1917 года.
Николай Павлович Задорнов (1909–1992) – известный русский писатель, заслуженный деятель культуры Латвийской ССР (1969). Его перу принадлежат два больших цикла произведений об освоении Сибири и Дальнего Востока русскими первопроходцами в XIX веке.
Роман «Амур-батюшка» рассказывает о прошлом Приамурья, о тяжелых условиях жизни крестьян-переселенцев в 60–70-е годы XIX века, об освоении ими дикой природы края и, конечно, о дружбе с местными народами, без которой невозможно было бы выжить на новом месте.
В 1952 году роман был отмечен Государственной премией СССР.
Этой книгой можно возмущаться, с ней можно (и нужно!) спорить, ее можно проклинать – но читать обязательно!
Бросив вызов и «либералам», и националистам, нарушая самые строгие табу и запреты, автор объясняет все проблемы России многовековым расколом русского народа, который после кровавых «реформ» Петра Первого фактически распался на два враждующих субэтноса: «русских европейцев» и «русских туземцев», отличавшихся и образом жизни, и обычаями, и духовными ценностями, и даже языком. И вся последующая история России есть летопись ожесточенной войны этих двух цивилизаций. Образованный класс, хваленая русская интеллигенция всегда смотрела на простонародье как колонизаторы на аборигенов, испытывая едва ли не физиологическое отвращение к их облику и жизненному укладу, всегда относилась к крестьянскому миру как к каким-нибудь дикарям и вела себя в родной стране как в заморской колонии. Русские «туземцы» отвечали «европейцам» ненавистью, зачастую перераставшей в открытое сопротивление. Именно здесь корень всех наши…