История литературы - ТОП 50 лучших книг
В учебнике впервые целостно представлено развитие русской литературы первой половины ХХ века. Авторами обоснована ее периодизация с выделением такого важного этапа литературного развития, как «Литература первой трети ХХ века», дан обзор русской литературы 1930–1940-х гг.; глубоко разработана персоналия: И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Платонов, М. Булгаков, Л. Леонов, В. Набоков.
Издание отличается максимально возможной в учебном пособии полнотой изложения учебного материала, высоким научно-теоретическим уровнем и предназначено для студентов-филологов, магистров, аспирантов.
Одно из самых опасных свойств цензуры – коллективное нежелание осмыслять те огромные последствия, которые ее действия несут для общества. В России XIX века именно это ведомство было одним из главных инструментов, с помощью которых государство воздействовало на литературную жизнь. Но верно ли расхожее представление о цензорах как о бездумных агентах репрессивной политики и о писателях как о поборниках чистой свободы слова? В книге Кирилла Зубкова отношения между литературой и цензурой в России того времени предстают сложной сетью взаимодействий, несводимой к однолинейному давлению цензоров на писателей. Автор исследует этот предмет на материале нескольких показательных случаев, связанных с деятельностью двух крупных писателей – Ивана Гончарова, который сам занимал должность цензора, и Александра Островского, который часто становился предметом внимания сотрудников этого ведомства. Кирилл Зубков – историк литературы, кандидат филологических наук, автор книги «Сценарии перемен», вышедшей в издательстве «НЛО».
В книге говорится о пребывании русских писателей XX века – М. Горького, С. Есенина, А. Серафимовича, Ю. Либединского, Н. Тихонова и других – на Северном Кавказе. Написанная на основе богатых архивных материалов и по личным воспоминаниям автора, книга может быть использована как учебное пособие по курсу «Литературное краеведение»; в ней представлен региональный компонент содержания уроков и внеклассных занятий по литературе в средней школе.
Для учащихся средних и высших учебных заведений и всех тех, кто интересуется русско-кавказскими литературными связями.
В учебном пособии рассматриваются лингвостилистические аспекты образности как одной из основных категорий художественного текста. Описываются и классифицируются речевые средства создания словесного образа, его свойства, функции в тексте. Пособие отражает национальную специфику образной системы художественной прозы второй половины XIX – начала XX вв.
Работа адресована студентам филологических специальностей. Пособие также будет полезно преподавателям, аспирантам, может быть использовано при написании выпускных квалификационных работ. Структура пособия включает теоретические положения, вопросы и задания, а также примеры анализа образной системы отдельных произведений. В приложении помещен список рекомендуемой литературы, словарь терминов. Пособие рассчитано, кроме того, и на самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя.
Книга представляет собой публикацию оригинальных, адаптированных и частично адаптированных текстов XVI–ХХ вв. – памятников разных жанров, хранящихся в Государственных архивах Омска, Тобольска и Тюмени, в Отделе редкой книги Омской государственной научной библиотеки им. А. С. Пушкина и Омского государственного краеведческого музея. В текстах предстаёт история литературного языка в его функциональных разновидностях, отражающая становление культурной жизни региона, элитарной и обыденной.
Адресуется студентам гуманитарных специальностей, лингвистам, историкам русского языка, историкам-источниковедам, специалистам по краеведению Омской и Тюменской области и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами русского языка и культуры.
Учебное пособие призвано познакомить студентов-филологов, получающих квалификацию «бакалавр», с концептуально изложенными взглядами известных отечественных литературоведов, признанных специалистов по истории русской литературы 1800–1830-х годов, на особенности литературного процесса этого периода.
Осваивая материал учебного пособия, студенты получают возможность выработать четкую систему представлений о движении жанров в русской литературе первой трети XIX века, о своеобразии писательских индивидуальностей, о проблематике и поэтике важнейших литературных произведений изучаемого периода.
Учебное пособие посвящено истории книжной традиции Западной Европы в эпоху Средневековья и дает представление о месте и роли рукописной книги в интеллектуальной жизни Средних веков, о положении и социальном статусе носителей книжной традиции. Пособие знакомит с особенностями создания, хранения и бытования средневековых книг, со спецификой работы средневековых мастеров книжного дела, эволюцией письменной культуры, жанровой спецификой книг, эстетическими вкусами людей Средневековья. Для студентов-историков, а также всех интересующихся историей и культурой европейского Средневековья.
Талантливый драматург, романист, эссеист и поэт Оскар Уайльд был блестящим собеседником, о чем свидетельствовали многие его современники, и обладал неподражаемым чувством юмора, которое не изменило ему даже в самый тяжелый период жизни, когда он оказался в тюрьме. Мерлин Холланд, внук и биограф Уайльда, воссоздает стиль общения своего гениального деда так убедительно, как если бы побеседовал с ним на самом деле.
С предисловием актера, режиссера и писателя Саймона Кэллоу, командора ордена Британской империи. «Жизнь Оскара Уайльда имеет все признаки фейерверка: сначала возбужденное ожидание, затем эффектное шоу, потом оглушительный взрыв, падение – и тишина. Каким-то необъяснимым образом он предвидел это в своей сказке о замечательной ракете, которая поднялась как бы ниоткуда в снопе искр, взорвалась, упала на землю и потухла, воскликнув: “Я знала, что произведу сенсацию”». (Мерлин Холланд)
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
В центре исследования Джиллиан Портер стоит понятие «амбиция», пришедшее в русскую литературу в начале XIX века из постнаполеоновской Франции путем «культурного заражения». Объектом изучения становится несовпадение как культурно-исторического контекста, так и семантического объема слов ambition, амбиция и честолюбие во Франции и в России, что в некотором смысле стало источником нового развития в русской литературе. Другими темами становятся экономический характер гостеприимства в произведениях Гоголя, деньги как двигатель фантастического реализма Достоевского, и представление типа скупца в произведениях русской классики.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
В пособии представлены конспекты лекций по истории зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения, которые снабжены терминологическим аппаратом и библиографией по темам, а также заданиями. Даны методические рекомендации по их выполнению, а также вопросы для самоконтроля.
Для студентов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Секрет книги прост. В ней 150 уникальных историй о том, как были созданы шедевры мировой литературы. Читателю предстоит посетить невероятные лаборатории творчества авторов «Улисса», «Трех мушкетеров», «Преступления и наказания», «Портрета Дориана Грея», «Мастера и Маргариты», «Маленького принца», «Над пропастью во ржи», «Бойцовского клуба».
Читать книгу можно, открыв любую страницу, начиная с любой истории. Ведь настоящее удовольствие – это увидеть как рождается вдохновение, как на бумаге появляются слова и фразы.
А что творится с самим автором, когда создается шедевр? Этого тоже нельзя пропустить, поэтому, к началу знакомства, не забудьте захватить блокнот и карандаш.
Для кого книга:
– для писателей, сценаристов, журналистов, блогеров, колумнистов, копирайтеров;
– для тех, кто ищет вдохновение, cочиняет истории и в корне хочет изменить жизнь.
Итак, мы беремся за дело.
Как появилась книга
Скажем, не сразу. Не мною сказано: не нашел книги с ответами на твои вопросы – напиши ее. Берешь историю, а за ней т…
Настоящее учебное пособие, составленное в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, содержит материалы к практическим (семинарским) занятиям по курсу «История мировой литературы»: различные историко-литературные и теоретико-литературные вопросы и задания, способствующие полноценному осмыслению студентами и анализу художественных произведений изучаемого периода, умению выявлять взаимосвязи и устанавливать типологические схождения, а также формировать навыки работы с текстом; тесты для самопроверки, использование которых в качестве срезовых возможно при аккредитации филологических специальностей, контрольные и терминологические задания, направленные на формирование навыков работы с художественным текстом, требующие максимальной сосредоточенности и внимания, детального знания художественного текста.
Для студентов-филологов и преподавателей зарубежной литературы.
3-е издание, исправленное и дополненное
Монография С.Л. Слободнюка – это опыт философского и литературоведческого осмысления философии русской литературы. Автор подробно рассматривает различные аспекты избранной темы, показывая основные этапы становления художественной онтологии как онтологии особого бытия. Привлекая широкий круг источников, исследователь доказывает, что в творчестве К. К. Случевского, Д. С. Мережковского, Н. А. Заболоцкого, М. А. Булгакова, Л. М. Леонова и других художников, творивших на рубеже ХIХ-ХХ вв., была сформирована самодостаточная философская система, которая может рассматриваться как оригинальная философия «Искаженного Мира».
Настоящее издание дополнено третьим разделом, в который вошли материалы исследований, посвященных исканиям Ф. К. Сологуба, философии Иоанна Скота Эриугены и трем романам о будущем: «Мы» Е. Замятина, «1984» Д. Оруэлла и «Дюне» Ф. Херберта.
Издание посвящено проблемам изменения ролей художественной литературы в культурном контексте XX—XXI вв., динамики символического и социального статуса ее творцов, усложнения функций чтения и сочинения как ключевых практик, делающих возможным литературное творчество как таковое.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов.
В издании осуществлен систематический анализ исторического развития литературы Урала в течение всего XIX века в единстве и многообразии национальных художественных традиций народов, населяющих регион. Движение литературного процесса прослеживается через анализ творческих индивидуальностей писателей и поэтов, как родившихся и живших на Урале (Н. А. Дурова, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Ф. М. Решетников, И. А. Куратов, Г. Е. Верещагин, М. С. Знаменский и др.), так и оказавшихся в крае по воле обстоятельств, но оставивших свой след в его культуре (А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, В. И. Даль, М. Л. Михайлов, Л. Н. Толстой и мн. др.), а также через динамику художественных направлений и стилей. Исследуются образы Урала в разных жанрах художественной и документальной словесности. Литературную жизнь региона представляют обзор периодических изданий, анализ критических отзывов на произведения писателей, факты сценической интерпретации текстов, информация о литературно-читательских обществах, библиотеках, издании учебной и р…
Культурное освоение территории не менее важно, чем административное, военное, хозяйственное. Данное издание – сборник очерков о литературных первопроходцах Дальнего Востока. Эти писатели продолжали – вслед за мореплавателями, военными, дипломатами – дело приращения отдалённых восточных территорий и акваторий к России. Среди героев книги – и признанные классики Иван Гончаров, Антон Чехов, Михаил Пришвин, и выдающийся путешественник, учёный, писатель Владимир Арсеньев, и живший во Владивостоке и Харбине белоэмигрант, поэт, прозаик Арсений Несмелов, и автор культового романа «Территория» геофизик Олег Куваев. Инородным в этом перечне может показаться американец Джек Лондон, но и он, как утверждает автор владивостокский журналист и прозаик Василий Авченко, связан с Россией и её дальневосточными перифериями куда прочнее, чем может показаться. Эта книга – не только о судьбах и текстах, но и о самом Дальнем Востоке, его прошлом и настоящем.
Монография посвящена вопросам восприятия России и русской культуры в английской литературе, а также аспектам воздействия английской культуры на русскую литературу. Книга состоит из двух частей: часть первая – «Английские писатели в диалоге с Россией» – включает в себя статьи разных лет об образах России и русских в произведениях английских писателей XX и начала XXI веков; часть вторая – «Русские писатели в диалоге с западноевропейской культурой» – освещает вопросы рецепции творчества Байрона в контексте западноевропейского протестантизма, романтизма и ницшеанства. Книга адресована всем, кто интересуется вопросами имагологии, историей русской литературы и англо-русскими взаимосвязями.
«Благодаря своим произведениям и своей карьере Диккенс стал важнейшим символом Лондона XIX века и викторианского общества в целом. Его задумчивая меланхоличность и яркий юмор отражали два мощных течения английского мироощущения, его энергичность и оптимизм воплощали прогресс той эпохи, а призывая к социальным реформам, он озвучивал все тенденции своего времени. Итак, начинайте свое знакомство с Чарльзом Диккенсом». (Питер Акройд) «Диккенс проделал путь от серьезных финансовых затруднений до значительного богатства, от заброшенности в детстве до всеобщего поклонения в зрелом возрасте, от сомнительных знакомств до приватной аудиенции у королевы Виктории. Его жизнь сама по себе служит образцом викторианского идеала, состоявшего в самостоятельном решении всех проблем. Он был объектом всемирного обожания в беспрецедентных для того времени масштабах». (Пол Шлике)
Неподражаемый Чарльз Диккенс был чутким и приятным в общении человеком, совершенно лишенным высокомерия и заносчивости, и моментально располагал к себ…
Предлагаемые в этом сборнике статьи о русской литературе XVIII века написаны на протяжении последних 15 лет. Их общая цель заключается в том, чтобы передать хотя бы в фрагментарном виде картину интеллектуального климата в русском дворянском обществе екатерининской эпохи. В поле зрения сборника находятся не только Державин и Карамзин как ведущие авторы того времени, но, в определенных контекстах, и мелкие поэты. Трактуются такие темы, как культ царей, война и мир, политика и религия, государство и частная жизнь, служба и досуг, противоположность «истинной» и «ложной» славы и, наконец, смерть и жизнь на том свете. Показано, что значение этих тем определялось не только петровской традицией и официальным христианством, но также и европейским Просвещением.
В книге рассматривается одна из особенностей русско-израильской литературы последних ста лет: поиск ответа на главный вопрос современности – что есть реальность? Уникальная традиция этой литературы вырабатывает сложные формы трансформации своей двойной культурной непричастности в тот парадоксальный философский реализм, который лишь сегодня, с высоты усвоенного и оставленного позади опыта постмодернизма, может быть осмыслен вполне. В то же время, при всей своей особости, русско-израильская литература разделяет с мировой литературой ее основную тенденцию: переход к существованию в виртуальной, сетевой, дополненной реальности. В книге рассматриваются произведения А. Высоцкого, А. Гольдштейна, Э. Люксембурга, Ю. Марголина, Д. Маркиша, Е. Михайличенко и Ю. Несиса, Д. Соболева, Я. Цигельмана, М. Эгарта и других.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Двадцать третий том серии научных изданий «Достоевский. Материалы и исследования». посвященный 200-летию со дня рождения писателя, своим содержанием указывает на неослабевающий интерес к творчеству писателя исследователей в нашей стране и за ее пределами. В разделе «Статьи» публикуется работа В. Шмида с анализом феномена ментального события в романе «Преступление и наказание», новые параметры поэтики Достоевского вскрываются в работах А. Л. Ренанского и С. Владив-Гловер. новаторство писателя в неприметной повести «Господин Прохарчин», открывшей новые перспективы в развитии русского рассказа, обнаруживает публикация В. И. Тюпы. Вопросам восприятия Достоевским идеологии «единоверия» посвящена статья С. С. Бытко. связь между лондонскими впечатлениями 1862 г. и очерком «Зимние заметки» освещает исследование А. Зохраб, восстановлению историко-литературного контекста, связанного с темой франко-прусской войны и ее отражением в романе «Бесы», посвящена статья И. А. Кравчука, работа А. А. Зализняк описывает особен…
Словарь представляет собой первый опыт лексикографического описания языка видного представителя «пушкинской плеяды» поэтов А. А. Дельвига (1798–1831); включает в себя алфавитно-частотный указатель лексем (в необходимых случаях с их толкованием, функционально-стилистическими пометами) и имен собственных (с соответствующими комментариями), отмеченных в литературном наследии писателя, а также рейтинг наиболее употребительных слов в его поэзии, прозе, критике, письмах.
Предназначен для лингвистов и литературоведов, может использоваться студентами филологических факультетов в качестве учебного пособия по курсам «Лексикология», «История русского литературного языка», «Введение в литературоведение», «История русской литературы».
«Письма поэтов и художников русского авангарда являются важным источником информации как о фактах личных творческих биографий, так и о различных аспектах истории авангардного движения. Письма А.Е. Кручёных в этом смысле представляют особую ценность, поскольку их автор находился на самом острие творческих исканий русских футуристов и в периоды частых отъездов из Москвы и Петербурга поддерживал активную переписку как со своими соратниками по футуристическому движению (М.В. Матюшин, К.С. Малевич, В.В. Хлебников, О.В. Розанова), так и с некоторыми меценатами (А.А. Шемшурин)…»
Учебное пособие подготовлено доктором филологических наук, профессором кафедры русского языка и истории литературы Московского политехнического университета Т.Т. Давыдовой и кандидатом филологических наук, доцентом этой же кафедры И.К. Сушилиной. В учебном пособии рассматриваются закономерности развития русской литературы второй половины XX века в тесной связи с общественно-идеологическими процессами времени и обусловленности ими.
Проза, поэзия, драматургия периодов «оттепели», «застоя», «перестройки» в учебном пособии анализируются в контексте литературно-критических выступлений и дискуссий. Творчество крупнейших писателей освещается монографически.
Основные задачи пособия – научить студентов ориентироваться в творчестве писателей разных литературных направлений, течений, школ, групп второй половины XX века; анализировать литературные произведения; работать с научно-критической литературой.
2-е издание, переработанное и дополненное
Увлекательная и богато иллюстрированная история потерянных, непризнанных и незавершенных произведений научной фантастики и фэнтези.
В настоящее время трудно переоценить важность фантастики для поп-культуры. «Потерянные сигналы» – это яркая коллекция забытых и неизвестных, созданных и никогда не законченных, недооцененных, но значимых работ в этих жанрах, а также редчайшая информация об их влиянии на кино и телевидение, литературу, живопись и дизайн, музыку, моду и архитектуру.
Эта яркая и остроумная книга проведет читателя через тысячелетия истории литературы: от «Эпоса о Гильгамеше» до романов, созданных нейросетью.
Вы узнаете, как появилась литература, что общего между древнегреческими трагедиями и голливудскими блокбастерами, как женщины ворвались в рейтинги самых читаемых писателей мира и почему рэперы – тоже поэты. А еще выясните, какая поэма самая длинная, какое произведение писалось полторы тысячи лет и как комиксы заняли в литературе достойное место.
Благодаря этой книге вы научитесь отличать романтизм от реализма и модернизма, утопию – от антиутопии, узнаете, как поэты эпохи Возрождения складывали сонеты и что нужно смешать, чтобы получился киберпанк. Даже в старинных текстах вы сможете найти что-то близкое для себя и, конечно, обзаведетесь внушительным списком произведений к прочтению.
Фишки книги:История литературы в доступной и интересной форме. Под одной обложкой собраны истории более 300 писателей, поэтов и драматурговМатериал в книге изложен просто и с юморомМно…
В монографии реконструируются отдельные страницы литературной жизни восточной ветви русской эмиграции, заново открываются произведения русских литераторов, оказавшихся во время гражданской войны на Дальнем Востоке, публиковавших свои стихи и прозу в малодоступной для современного читателя местной периодике, а также в забытых с тех пор коллективных сборниках и авторских изданиях, выходивших во Владивостоке, Хабаровске, Харбине, Шанхае.
Открывают монографию три главы, посвященные дальневосточному футуризму Н. Асеева, С. Третьякова и В. Рябинина, к ним примыкает глава о прозе В. Марта 1930-х гг., затем дальневосточную тему продолжают исследования харбинской и шанхайской поэзии и прозы Б. Апрелева, А. Ачаира, Б. Буткевича, Вс. Н. Иванова, Б. Ильвова, Н. Щеголева, Б. Юльского. Последний раздел отдан харбинской мемуаристике, вплоть до самой современной.
Книга адресована филологам, исследователям истории русской эмиграции, а также студентам гуманитарных специальностей.
В монографии впервые рассматриваются личность и история в тезаурусной модели Мориса Дрюона, прослеживается эволюция его взглядов в контексте философии истории ХХ века. Впервые дается анализ публицистики писателя. Особое внимание в монографии уделено реализации принципов философии истории в историческом цикле «Проклятые короли». Материал книги расширяет представление об особенностях развития исторического романа во французской литературе ХХ века и уточняет роль М. Дрюона как писателя-философа в формировании новых синтетических форм эпического повествования.
Словарь является первым опытом лексикографического описания языка видного поэта XIX в., старшего друга А. С. Пушкина – Петра Андреевича Вяземского (1792–1878). Он включает алфавитно-частотный указатель лексем и имен собственных, отмеченных в произведениях писателя, рейтинг наиболее употребительных слов, толкует устаревшие, редкие и окказиональные лексемы; поясняет непонятные имена, мифологизмы, географические реалии и т. д.; комментирует словоупотребление писателя.
Словарь содержит алфавитный указатель стихотворений поэта (всего около 1100 текстов) с информацией об их авторских и издательских вариантах, хронологии, печатных и архивных источниках. Творчество поэта впервые представлено здесь почти в максимальном объеме, включая произведения, не публиковавшиеся в советское время и в 12-томном «Полном собрании сочинений» писателя, вышедшем после его смерти.
В приложениях к словарю приводится список неологизмов поэта (274 единицы, не считая окказиональных онимов); публикуются не печатавшиеся в собраниях его со…
Цель учебного пособия – раскрыть основные закономерности в развитии русской литературы XI—XVII вв. на основе эволюции ее ключевых жанров; выделив произведения, значимые в плане идейного содержания и художественной ценности, формирующие представление о бытовании того или иного жанра в конкретную историко-литературную эпоху, представить их литературоведческий анализ. Пособие включает теоретическую часть и приложения, где даются список текстов для обязательного прочтения, краткий словарь терминов и понятий, краткие биографии древнерусских авторов, вопросы для проверки содержания прочитанных текстов, список основной и дополнительной литературы.
Для студентов филологических факультетов вузов и преподавателей русской литературы.
Авторы сборника – специалисты по западноевропейским литературам, коллеги, друзья и ученики Натальи Тиграновны Пахсарьян, профессора кафедры зарубежной литературы Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и ведущего научного сотрудника Отдела литературоведения ИНИОН РАН. Тематический диапазон издания определяется кругом ее научных интересов, в центре которого – Франция и другие страны Европы XVII–XVIII веков, вопросы компаративистики, перевода и культурного взаимодействия. Из материалов фестшрифта можно узнать о возникших в XVI в. за несколько лет до «Гептамерона» жанровых сплавах новеллистического сборника, романа и гуманистического диалога у Этьена Пакье и Клода де Тайемона; о том, как чтение «Астреи» (1607–1628) Оноре д’Юрфе сказалось на романе «Принцесса Клевская» (1678) мадам де Лафайет; об английских стихотворных эпитафиях XVIII в. домашним собакам и авторе первого французского романа о неантропоморфных инопланетянах. Отечественный читатель впервые познакомится с пророчеством М…
Учебное пособие предлагает сжатую характеристику романтизма как культурного феномена – как в его собственно «романтической» идентичности, так и в более широком культурном контексте (с одной стороны, Просвещение, с другой – «рубежные» феномены самокритики романтизма и творчество Генриха Гейне как «постромантический» феномен). В пособии представлена характеристика основных художественных доминант творчества ряда писателей-романтиков, а также их отдельных произведений, в приложениях – варианты анализа отдельных поэтических текстов, относящихся к эпохе романтизма, в аспекте отражения в них «общеромантических» доминант и в интертекстуальных контекстах.
Адресовано студентам гуманитарных факультетов, изучающим историю западной литературы.
Первое издание двухтомной энциклопедии под названием «Ф.М. Достоевский и его окружение» опубликовано в 2001 г. Эта книга, а также другие работы С.В. Белова о Достоевском, получили мировое признание. При подготовке данного, второго издания, автор внес дополнения и исправил некоторые неточности. В то же время, обсуждая с ним эту тему, мы пришли к выводу, что жизнь и работы Ф. Достоевского еще долго будут изучаться, как феномен в развитии культуры российского общества. При переиздании мы стремились сохранить стиль автора (С.В. Белова) в изложении биографических материалов, хотя он и отличался от принятых в моем издательстве традиций опубликования биографических статей. От имени автора и от себя искренне благодарю Антона Лихоманова (генерального директора Российской Национальной Библиотеки) и Игоря Савкина (директора издательства «Алетейя») за предоставленное ими разрешение опубликовать данный двухтомник в серии Российской Биографической Энциклопедии.
В монографии рассмотрены основные тенденции формирования коллективных и индивидуальных читательских практик жителей Томска и Томской губернии в конце XIX – начале XX в. Освещены малоизученные страницы истории становления провинциальной читательской аудитории рубежа веков: читательские интересы томских горожан, интеллигенции и чиновничества, специфика детского чтения и особенности читательских практик сибирского крестьянства, формирование студенческой субкультуры чтения и вопросы цензурного регулирования. Особое внимание уделено различным аспектам взаимосвязи читательских практик с региональным литературным процессом. Представлен уникальный архивный материал из фондов Научной библиотеки Томского государственного университета, Томского областного краеведческого музея, Государственного архива Томской области, часть из которого впервые вводится в научный оборот.
Для историков, филологов, музейных и библиотечных работников, специалистов в области книгоиздания и книгораспространения, а также всех, кто интересуе…
Учебное пособие посвящено исследованию творческой индивидуальности, ее философским исканиям, духовному становлению в контексте историко-литературного процесса конца ХIХ – начала ХХ в. Прослеживается в историко-культурном контексте порубежной эпохи эволюция творческой личности. Показан творческий процесс представителей Серебряного века, воплощенный в поэтическом действии, что способствует более полному эстетическому и личностному восприятию эпохи современному читателю.
Для студентов-филологов, учителей словесности, старшеклассников и всех, кто интересуется литературой Серебряного века.
Новая книга известного историка и собирателя Василия Молодякова представляет декадентство как культурное явление мирового масштаба в портретах его характерных фигур. История жизни великих декадентов – трех французских (Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо) и трех русских (Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Федор Сологуб) – хорошо известна (все они представлены книгами в серии «Жизнь замечательных людей»), поэтому французы показаны прежде всего через их восприятие в России, русские – через восприятие ими французского декадентства. Галерею дополняют Александр Добролюбов – самый последовательный из русских декадентов – и Александр Емельянов-Коханский – пример коммерциализации литературной моды через скандал. Британское декадентство представлено не растиражированным Оскаром Уайльдом, а менее известным в России, но более талантливым поэтом Алджерноном Суинбёрном, германское – эстетом и автором «ужастиков» Хансом Эверсом, американское – единственным и неповторимым Джорджем Виреком.
В основу книги положена гипотеза о романтическом происхождении таких жанров массовой беллетристики, как исторический роман, роман ужаса, «фэнтези» и детектив, утверждается, что так называемая диалектика Добра и Зла, лежащая в основе всей романтической эстетики, непосредственно связана с концепцией протестантского провиденциализма. Данная проблема рассматривается в историческом аспекте, особое внимание обращено на происхождение протестантской доктрины предопределенности, анализируются исторические корни возникновения самой идеи диалектики Добра и Зла.
Для студентов и преподавателей гуманитарных факультетов вузов.
На примере русской словесности XVIII—XXI вв. рассматриваются законы литературного развития. К их числу отнесено чередование эпох стиха и прозы, повторяющееся в среднем каждые 60—80 лет. Это позволяет с максимальной объективностью – насколько та возможна при анализе всех разновидностей художественного творчества – оценить/объяснить положение литературы в любой момент её движения, исходя из её собственных законов и не обращаясь для этого к социальным, экономическим, политическим и прочим условиям: они теряют значение, когда речь заходит о литературном тексте.
Настоящее исследование посвящено рассмотрению темы футбола в советской художественной прозе. В нём впервые проанализирована эволюция мотивов и персонажей, позволяющая увидеть, какие имена так или иначе оказываются связаны с игрой в мяч, какие писатели формируют парадигму «футбольной» художественной прозы. Книга предназначена как для специалистов-филологов, так и для широкого круга читателей.
Монография посвящена взаимовлиянию различных областей искусства (литература – графика – музыка – фотоискусство), освещается круг значимых идей и образов ведущих писателей Серебряного века (среди них – И. Бунин, М. Горький, М. Цветаева, А. Грин, 3. Гиппиус), литераторов-«шестидесятников» и современных писателей. Прослеживается связь между коммуникологией и литературоведением, имагологией и искусствоведением, политикой и историей, философией и литературой. Написанная доступным языком, монография может заинтересовать широкий круг читателей.
Рекомендуется учёным-гуманитариям, студентам, аспирантам, преподавателям учебных заведений.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Исследование предлагает новое видение проблематики первых грамматик русского языка, созданных в конце XVII – первой трети XVIII в. преимущественно иностранными авторами. Впервые делается попытка рассмотреть произведения иностранных ученых и переводчиков не как плод «лингвистической любознательности» и/или подспорье для «устроителей нового литературного языка» в России, но в контексте западноевропейского культурно-просветительского и грамматологического дискурса, в рамках которого русские грамматики создавались наряду с грамматиками других национальных языков, при этом отнюдь не для «описания живой разговорной речи» в России, как традиционно принято считать, но с целью кодификации русского языка на основе одного из его узусов и издания на этом языке «хороших книг». В зависимости от принадлежности определенным западноевропейским просветительским традициям и понимания культурно-языковой ситуации в России авторы грамматик предлагают альтернативные модели кодификации, отличные не только между собой, но и от то…
100 лет русской эмиграции. На ЛитРес выходит премьера аудиоспектакля режиссера Александра Плотникова “На чужих берегах”. В главной роли – Лия Ахеджакова.
Сто лет назад русские писатели, поэты и художники бежали от революции и той для многих невыносимой тьмы, которая опустилась на страну после семнадцатого года. Есть ли в их изгнанничестве, в опыте отчуждения что-то, что мы не разгадали, не разглядели? Существует ли такая историческая травма, как эмиграция, и может ли опыт этой травмы отразить что-то в нас самих, сегодняшних?
К 100-летию первой волны русской эмиграции режиссерско-продюсерская группа Emotions Dealer специально для ЛитРес создала аудиоспектакль “На чужих берегах” по мотивам книги Ирины Одоевцевой “На берегах Сены”.
«Я пишу не о себе и не для себя, а о тех, кого мне было дано узнать… Я пишу о них и для них. О себе я стараюсь говорить как можно меньше…» – написала в предисловии к своим мемуарам Ирина Одоевцева – русская поэтесса, любимая ученица Николая Гумилева, в 1922 году покинувшая Россию…
Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Зинаида Гиппиус… В первый том посмертного собрания статей выдающегося филолога, крупнейшего специалиста по литературе серебряного века, стиховедению, текстологии и русской модернистской журналистике Николая Алексеевича Богомолова (1950–2020) вошли его работы, посвященные русским символистам, газете «Жизнь» и ее авторам, а также общим проблемам изучения русской литературы конца XIX – начала ХХ веков. Наряду с признанными классиками литературы русского модернизма, к изучению которых исследователь находит новые подходы, в центре внимания Богомолова – литераторы второго и третьего ряда, их неопубликованные и забытые произведения. Основанные на обширном архивном материале, доступно написанные, работы Н. А. Богомолова следуют лучшим образцам гуманитарной науки и открыты широкому кругу заинтересованных читателей.
Игорь Николаевич Сухих (р. 1952) – доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета, писатель, критик. Автор более 500 научных работ по истории русской литературы XIX–XX веков, в том числе монографий «Проблемы поэтики Чехова» (1987, 2007), «Сергей Довлатов: Время, место, судьба» (1996, 2006, 2010), «Книги XX века. Русский канон» (2001), «Проза советского века: три судьбы. Бабель. Булгаков. Зощенко» (2012), «Русский канон. Книги XX века» (2012), «От… и до… Этюды о русской словесности» (2015) и др., а также полюбившегося школьникам и учителям трехтомника «Русская литература для всех». Книга «Структура и смысл» стала результатом исследовательского и преподавательского опыта И. Н. Сухих. Ее можно поставить в один ряд с учебными пособиями по введению в литературоведение, но она имеет по крайней мере три существенных отличия. Во-первых, эту книгу интересно читать, а не только учиться по ней; во-вторых, в ней успешно сочетаются теория и практика: в разделе «Иллюстрации» помещены статьи, по…
Михаил Кузмин, Осип Мандельштам, Алексей Крученых… Во второй том посмертного собрания статей выдающегося филолога, крупнейшего специалиста по литературе серебряного века, стиховедению, текстологии и русской модернистской журналистике Николая Алексеевича Богомолова (1950–2020) вошли его работы, посвященные пост-символизму и авангарду, публикации из истории русского литературоведения, заметки о литературной жизни эмиграции, а также статьи, ставящие важные методологические проблемы изучения литературы ХХ века. Наряду с признанными классиками литературы русского модернизма, к изучению которых исследователь находит новые подходы, в центре внимания Богомолова – литераторы второго и третьего ряда, их неопубликованные и забытые произведения. Основанные на обширном архивном материале, доступно написанные, работы Н. А. Богомолова следуют лучшим образцам гуманитарной науки и открыты широкому кругу заинтересованных читателей.
Настоящая книга является четвертым выпуском «Пушкинской энциклопедии» (серия «Произведения»), посвященным творчеству А. С. Пушкина. Издание включает расположенные в алфавитном порядке статьи, содержащие подробные историко-литературные характеристики пушкинских произведений.
Авторы пособия объединили свой многолетний опыт преподавания русской литературы ХІХ века за пределами России: в Беларуси и в Словакии, и представили материалы, которые, по их мнению, соответствуют уровню современных студентов, предоставляют им и преподавателю
право выбора объёма и содержания материала, заданий разного вида и типа. Каждый раздел пособия завершает лингвокультурологический комментарий, словарь, списки литературы, дополненные ссылками на медиаресурсы. Текст иллюстрирован произведениями русских художников, фотографиями памятных мест; содержит основные сведения о русской истории второй половины ХІХ века, этапах творческой эволюции русских писателей, художественных особенностях вершинных произведений.
Для иностранных студентов, изучающих русский язык и литературу, также может быть полезно школьникам и абитуриентам, которые хотели бы расширить свои познания в области русской классики.
Эта книга – закономерный результат научных исследований и многолетнего чтения авторами курса персидской литературы в Институте стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. В настоящем издании детально представлена сложная в художественном отношении картина развития, пройденного литературой на персидском языке за огромный хронологический период XIII-XVIII вв.
Адресуется студентам и преподавателям вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся классической персидской литературой.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
В монографии представлена русская метапоэтика поэзии – исследование поэтами собственного творчества со времен С. Полоцкого (конец XVII века) до конца XX века. Осуществляется легитимация дискурса: впервые системно изучаются работы русских поэтов о творчестве, выделяется несколько этапов формирования метапоэтики: метапоэтика усвоения (рецепции – XVII–XVIII века), метапоэтика преобразования (преображения) и установления (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, поэты XIX века), метапоэтика синтетики поэзии (символизм, акмеизм – конец XIX – начало XX века), метапоэтика аналитизма поэзии (авангард – первая половина XX века), метапоэтика отображения реальной действительности и отрешения от нее (соцреализм – XX век), метапоэтика деконструкции (постмодернизм – конец XX века), метапоэтика новейшего времени (И.А. Бродский – конец XX века). Дается теория русской метапоэтики, рассматриваются общая метапоэтика и частные (индивидуальные) метапоэтики (Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Баратынский, Тютчев, Пастернак, Твардовский …
Виктор Борисович Шкловский (1893–1984) – писатель, литературовед, критик, киносценарист, «предводитель формалистов» и «главный наладчик ОПОЯЗа», «enfant terrible русского формализма», яркий персонаж литературной жизни двадцатых – тридцатых годов.
Жизнь Шкловского была длинная, разнообразная и насыщенная. Такой получилась и эта книга. «Воскрешение слова» и «Искусство как прием», ставшие манифестом ОПОЯЗа; отрывки из биографической прозы «Третья фабрика» и «Жили-были»; фрагменты учебника литературного творчества для пролетариата «Техника писательского ремесла»; «Гамбургский счет» и мемуары «О Маяковском»; письма любимому внуку и многое другое САМОЕ ШКЛОВСКОЕ с точки зрения составителя книги Александры Берлиной.