ТОП-50 лучших книг в жанре Искусствознание
bannerbanner

Искусствознание - ТОП 50 лучших книг

Отображать сначала: популярныеновыеТОП лучших книг
Мышка-Путешественница. Travelling Mouse
3
Данная книга является результатом наблюдений автора за очаровательными мышками, живущими на Елагином Острове в городе Санкт-Петербурге. Главными героями новой истории стали полевые мыши, которые обитают в норках, любят греться на солнышке и играть друг с другом.
Архитектура Северной Африки
3
Страны Северной Африки – яркий пример того, как политическая ситуация влияет на архитектуру. В середине ХХ века, в период европейской колонизации, вместо традиционных форм в регионе строили модернистские здания из стекла и бетона, а после приобретения независимости вновь вернулись к национальным мотивам в архитектуре. Почему историческая память и традиции становятся актуальнее современных трендов? К чему приводит насаждение иной архитектурной культуры? Что нужно заказчикам и архитекторам в наши дни? Лектор – Лев Масиель Санчес, кандидат искусствоведения, историк архитектуры, доцент НИУ ВШЭ. Видеоверсия лекции: https://youtu.be/QtUV6OCuN-g
Мировая художественная культура
5
Пособие «Мировая художественная культура: рабочая тетрадь» содержит комплекты заданий по искусству, накопленные авторами в течение нескольких лет. Его содержание затрагивает разнообразную тематику художественной культуры разных стран, народов (прошлого и современности) и эпох (от первобытности до настоящего времени). Всего в пособии представлены 22 темы. В рабочей тетради излагается авторский подход к проверке знаний по учебной дисциплине «Мировая художественная культура», разработанной согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). Рабочая тетрадь предназначена для учителей и преподавателей мировой художественной культуры, студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», а также аспирантов, преподавателей педагогических вузов и колледжей, всех интересующихся актуальными проблемами культурологии …
Русский авангард. И не только
3
Русский авангард – уникальное, невероятно мощное и яркое явление в истории мировой культуры. Участниками этого процесса было небольшое сообщество художников, создававших в своих работах новую эстетическую реальность. Новаторы, искатели и экспериментаторы, они стали мировыми звездами, оставившими неоспоримый след в истории искусства. Среди них Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Владимир Татлин, Эль Лисицкий. С чего началось новое течение авангард и какое отношение к этому имели импрессионисты? Что такое Инхук и ГАХН? Как появилась знаменитая цветопись Ольги Розановой? Почему знаковая система Варвары Степановой – предвосхищение будущего? Воплотились ли в реальность «мечты о космосе» Казимира Малевича? В своей новой книге Андрей Сарабьянов, известный российский искусствовед, отвечает на эти и многие другие вопросы, открывая читателю блистательную историю русского авангарда – сверкающей вершины не только национального, но и мирового достояния. В формате PDF A4 сохранен и…
Азбука зарубежных художников
4
Самая первая и, пожалуй, самая важная книга в жизни человека – «Азбука». Без неё ребёнок, а потом и взрослый не смог бы погрузиться в мир как увлекательных литературных приключений, так и глубоких научных знаний. «Азбука зарубежных художников» – книга не менее полезная. Она познакомит читателя с живописью разных стран мира: биографиями 26 художников и их главными шедеврами, жанрами, стилями, направлениями, художественными объединениями… Правда, «Азбука» лишь приоткроет дверь в мир искусства, ведь его история – тема невероятно глубокая, и изучать её можно всю жизнь. Но почувствовать себя знатоком живописи после прочтения «Азбуки» довольно легко. Достаточно лишь выполнить увлекательные задания в конце книги.
Азбука русских художников
5
Самая первая и, пожалуй, самая важная книга в жизни человека – «Азбука». Без неё ребёнок, а потом и взрослый не смог бы погрузиться в мир как увлекательных литературных приключений, так и глубоких научных знаний. «Азбука русских художников» – книга не менее полезная. Она познакомит читателя с русской живописью: биографиями 27 художников и их главными шедеврами, жанрами, стилями, направлениями, самым главным художественным объединениемXIXвека… Правда, «Азбука» лишь приоткроет дверь в мир искусства, ведь его история – тема невероятно глубокая, и изучать её можно всю жизнь. Но почувствовать себя знатоком русской живописи после прочтения «Азбуки» довольно легко. Достаточно лишь выполнить увлекательные задания в конце книги.
Художники, изменившие историю
3
От Леонардо да Винчи до Энди Уорхола! Стань экспертом в изобразительном искусстве вместе с искусствоведом международного уровня! Кто они – великие художники, оставившие свой неизгладимый след в мировом искусстве? Эпатажные, непонятые, одинокие… Их объединяет одно – гениальность. Эта книга посвящена самым знаменитым художникам в истории искусства, в период с 1300 года и до нашего времени. Каждый из них совершил своеобразную революцию в истории искусства и предопределил развитие своей эпохи. Почему современная живопись начинается в маленькой часовне на севере Италии, так ли гениальна «Джоконда» Леонардо да Винчи? Как создать узнаваемый бренд и заработать на акуле 10 миллионов долларов? Правда ли, что искусство XX века невозможно понять без теоретического обоснования? Все это вы узнаете из книги искусствоведа и популярного блогера Дарьи Оскин. Эта книга содержит дополнительный материал в виде ПДФ-файла, который вы можете скачать на странице аудиокниги на сайте после её покупки. © ООО «Издательство АСТ», 2021…
Мстёрский ковчег. Из истории художественной жизни 1920-х годов
4
Интерес специалистов и любителей искусства к истории художественной жизни России послереволюционной поры способствовал созданию широкой картины ее драматических событий. Однако период «бури и натиска» начала 1920-х все еще обнаруживает немало лакун. Одно из таких «белых пятен» предлагает рассмотреть в своей книге историк Михаил Бирюков. В центре его внимания – удивительный сюжет развития образовательной художественной структуры – «Сельской академии» в Мстёре, старинном центре иконописи. Беспрецедентное по масштабам и продолжительности жизни, это провинциальное учебное заведение имело высокий авторитет в отделе ИЗО Наркомпроса и активно сотрудничало с Вхутемасом. К его рождению приложили руку такие разные художники, как Ольга Розанова, Александр Родченко и Федор Модоров. Педагогика местных иконописцев и живописцев академической школы, оказавшихся у истоков «Сельской академии», позднее испытывалась на излом художниками авангарда. Виктор Пальмов, Антон Лавинский, Сергей Светлов, Виктор Киселёв принесли с соб…
Искусство, восприятие и реальность
3
В этой книге, посвященной природе визуального восприятия в искусстве, столкнулись мнения трех выдающихся ученых. Искусствовед Эрнст Гомбрих, привлекая наше внимание к проблеме сходства, в частности в портретах и карикатурах, заключает, что мы, неспособные часто описать черты даже самых близких людей, легко находим сходство с помощью эмпатии. Психолог Джулиан Хохберг мягко противопоставляет этому аргументу свою теорию канонических форм объекта, предполагая, что мы улавливаем сходство благодаря «когнитивным картам» или ожиданиям, возникающим в сложном процессе зрительного восприятия, когда наш глаз скользит по поверхности картины в некой уже заданной последовательности. Наконец, философ Макс Блэк, подвергнув концептуальному анализу эти и другие подходы к визуальному восприятию, утверждает, что для определения условий художественной репрезентации не существует ни достаточных, ни необходимых критериев, и делает вывод, что художественная репрезентация – это «кластерное понятие». В основе представленных здесь э…
Всеобщая история искусств
4
Петр Петрович Гнедич (1855—1925) – знаменитый драматург, писатель, переводчик и историк искусства. Его «Всеобщая история искусств» стала первой в России попыткой собрать воедино, систематизировать и проанализировать мировую историю искусства с древнейших времен до конца XIX века. Практически сразу же книга стала сенсацией, и вот уже более ста лет она успешно переиздается и не теряет своей актуальности благодаря обширному анализу искусства Древних Греции и Рима, Византии, русского искусства до XVIII века, Возрождения, европейских школ живописи XVII—XIX веков и декоративно-прикладного искусства. Выдающийся объем произведений, проанализированных автором, и широчайший временной охват делают эту книгу незаменимой для всех изучающих искусство. Сам Гнедич говорил о своей работе: «Настоящая книга – это первая попытка дать на русском языке, в живом и сжатом изложении, картину общего хода развития искусств с древнейших времен до наших дней…». Петр Гнедич стал основоположником искусствоведения в России, а «Всеобщая …
От ренессанса до сюрреализма
3
Живопись завораживала и привлекала во все времена. Художники создавали бессмертные полотна в разные эпохи, изображая на своих картинах влиятельных людей, значимые события, факты. Изобразительное искусство всегда формировало и отражало культуру, ценности различных периодов. Эта книга поможет вам проследить, как развивалась живопись от ренессанса до сюрреализма, поближе познакомит вас с особенностями каждой эпохи, великими живописцами разных времен и их шедеврами. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Всеобщая история искусств
5
Петр Петрович Гнедич (1855–1925) – знаменитый драматург, писатель, переводчик и историк искусства. Его «Всеобщая история искусств» стала первым в России масштабным исследованием живописи, скульптуры и архитектуры с древнейших времен до конца XIX века. За более чем сто лет этот труд не потерял своей актуальности. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Свет и цвет: взаимосвязь. Учебное пособие для вузов
4
В данном учебном пособии дан анализ современного состояния науки в области теории света, описан механизм фотопроцессов, происходящих в структуре различных материалов при их естественном старении. Представлены механизмы других оптических явлений, таких как процессы цветообразования или цветовосприятия окружающего мира как органами зрения, так и приборами. Учебное пособие знакомит читателя – студента_художника, будущего реставратора или эксперта в области искусства – с различными цветовыми моделями, описывающими цвет в координатных пространствах, и с методиками поиска совместимых красителей для цветоподгонки с целью получения нужного цвета. Текст книги представлен на достаточно высоком научном уровне, но изложен языком, понятным для учащихся гуманитарных направлений подготовки. Учебное пособие предназначено для бакалавров и магистрантов, обучающихся по таким направлениям подготовки, как «Товароведение», «Теория и история искусств», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Реставрация», а так…
Художники, изменившие историю
5
Кто они – великие художники, оставившие свой неизгладимый след в мировом искусстве? Эпатажные, непонятые, одинокие… Их объединяет одно – гениальность. Эта книга посвящена самым знаменитым художникам в истории искусства, в период с 1300 года и до нашего времени. Каждый из них совершил своеобразную революцию в истории искусства и предопределил развитие своей эпохи. Почему современная живопись начинается в маленькой часовне на севере Италии, так ли гениальна «Джоконда» Леонардо да Винчи? Как создать узнаваемый бренд и заработать на акуле 10 миллионов долларов? Правда ли, что искусство XX века невозможно понять без теоретического обоснования? Все это вы узнаете из книги искусствоведа и популярного блогера Дарьи Оскин. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Введение в практическое искусствознание. Экспертиза и оценка антиквариата.Учебное пособие
5
Книга «Введение в практическое искусствознание. Экспертиза и оценка антиквариата» посвящена проблемам экспертизы и оценки икон, фарфора, стекла, ювелирных изделий и исламского искусства. В настоящем издании обобщен опыт работы Переятенец Веры Ивановны в качестве эксперта и владелицы художественного бюро «Агата», дополнены и расширены сведения об оценке предметов. Издание дополнено главой об исламском антиквариате, автор которой – сотрудник художественного бюро «Агата», петербургский искусствовед Иван Владимирович Переятенец.
Теория искусства. Краткий путеводитель
5
Авторы увлекательно и достаточно подробно обозревают споры о сущности искусства всех времен и народов – от росписей палеолитических пещер до постмодернизма. Дополняющие текст высказывания художников, философов и искусствоведов позволяют судить о том, как развивались представления об искусстве на протяжении трех минувших тысячелетий. В результате сложные теоретические проблемы искусствознания оказываются проще, чем мы думаем. Издание выпущено в рамках совместного проекта издательства Masters и издательства Ad Marginem.
Об искусстве и жизни. Разговоры между делом
5
Ирина Антонова 52 года возглавляла ГМИИ им. Пушкина, благодаря ей Москва увидела потрясающие выставки и картины. В книге Ирина Александровна делится своей жизнью, мыслями об искусстве и разговорами с самыми близкими. Эта книга – размышления Ирины Александровны о жизни, об искусстве и рассказы о близких ей людях: о Лидии Делекторской и Святославе Рихтере, о Марке Шагале и Александре Тышлере, об Илье Зильберштейне и Борисе Мессерере. Данные тексты были записаны во время съемок передачи «Пятое измерение», которую телекомпания А.В. Митрошенкова AVM Media выпускала по заказу телеканала «Культура» с 2002 по 2020 год. Авторская программа «Пятое измерение» для Ирины Александровны стала возможностью напрямую говорить со зрителями об искусстве, и не только об искусстве и художниках былых лет, но и о нынешних творцах и коллекционерах. «Пятое измерение» стало ее измерением, тем кругом, в котором сконцентрировался ее огромный мир. Перед вами портреты мастеров ХХ века и рассказы Ирины Александровны о ней самой, о ее ж…
Об искусстве и жизни. Разговоры между делом
3
Эта книга – размышления Ирины Александровны о жизни, об искусстве и рассказы о близких ей людях: о Лидии Делекторской и Святославе Рихтере, о Марке Шагале и Александре Тышлере, об Илье Зильберштейне и Борисе Мессерере. Тексты были записаны во время съемок передачи «Пятое измерение», которую телекомпания А.В. Митрошенкова AVM Media выпускала по заказу телеканала «Культура» с 2002 по 2020 год. Авторская программа «Пятое измерение» для Ирины Александровны стала возможностью напрямую говорить со зрителями об искусстве, и не только об искусстве и художниках былых лет, но и о нынешних творцах и коллекционерах. «Пятое измерение» стало ее измерением, тем кругом, в котором сконцентрировался ее огромный мир. Перед вами портреты мастеров XX века и рассказы Ирины Александровны о ней самой, о ее жизни. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Журнал «Теория и история искусства» № 3–4 2022
4
Журнал публикует статьи и материалы по актуальным проблемам теории и истории искусства. Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Искусство аутсайдеров и авангард
3
«В течение целого дня я воображал, что сойду с ума, и был даже доволен этой мыслью, потому что тогда у меня было бы все, что я хотел», – восклицает воодушевленный Оскар Шлеммер, один из профессоров легендарного Баухауса, после посещения коллекции искусства психиатрических пациентов в Гейдельберге. В эпоху авангарда маргинальность, аутсайдерство, безумие, странность, алогизм становятся новыми «объектами желания». Кризис канона классической эстетики привел к тому, что новые течения в искусстве стали включать в свой метанарратив не замечаемое ранее творчество аутсайдеров. Почему произведения душевнобольных, социальных маргиналов и визионеров превратились в значимые художественные феномены? Как тексты и произведения художников авангарда расширили понимание границ искусства? Искусствовед Анна Суворова в своей книге исследует этапы этого процесса. Сначала экспрессионисты использовали аутсайдерские мотивы и образы, затем апелляции сюрреалистов к алогизму и идеям «безумия» привели к отказу от стигматизации душевн…
Мышка-Путешественница. Travelling Mouse
3
Данная книга является результатом наблюдений автора за очаровательными мышками, живущими на Елагином Острове в городе Санкт-Петербурге. Главными героями новой истории стали полевые мыши, которые обитают в норках, любят греться на солнышке и играть друг с другом.
Семь светочей архитектуры. Камни Венеции. Лекции об искусстве. Прогулки по Флоренции
4
Джон Рёскин (1819-1900) – знаменитый английский историк и теоретик искусства, оригинальный и подчас парадоксальный мыслитель, рассуждения которого порой завораживают точностью прозрений. Искусствознание в его интерпретации меньше всего напоминает академический курс, но именно он был первым профессором изящных искусств Оксфордского университета, своими «исполненными пламенной страсти и чудесной музыки» речами заставляя «глухих… услышать и слепых – прозреть», если верить свидетельству его студента Оскара Уайльда. В настоящий сборник вошли основополагающий трактат «Семь светочей архитектуры» (1849), монументальный трактат «Камни Венеции» (1851— 1853, в основу перевода на русский язык легла авторская сокращенная редакция), «Лекции об искусстве» (1870), а также своеобразный путеводитель по цветущей столице Возрождения «Прогулки по Флоренции» (1875). В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Искушение и погоня
4
Возможен ли сравнительный комментарий к произведениям классиков? Допустимо ли поставить рядом тексты из разных времен, даже плоды различных искусств, только потому, что это кажется интересным? Стоит ли пускаться в литературоведение по-кортасаровски, с отступлениями назад, прыжками в сторону, в другую плоскость? Есть такое явление: образ-конфликт, образ-символ, который долго живет в искусстве, а потому трансформируется, плавает, прыгает от одного мастера к другому. Не столь древний, но все-таки миф. Вдохновляющий, изменчивый и до конца не раскрытый. Попробуем прикоснуться к одному из таких сложных символических сюжетов, весьма неоднозначному и максимально приближающемуся к границе самого искусства. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Журнал «Теория и история искусства» № 1–2 2022
4
Журнал публикует статьи и материалы по актуальным проблемам теории и истории искусства. Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Язык в языке. Художественный дискурс и основания лингвоэстетики
5
Начало XX века в искусстве и гуманитарных науках было отмечено особым интересом к языку, запустившим процесс глубокого осмысления взаимосвязи между языком и художественным творчеством. Эта рефлексия вылилась в так называемый лингвоэстетический поворот, которому и посвящена книга Владимира Фещенко. Автор рассматривает лингвоэстетику как концепцию, направленную на изучение языка искусства и, в частности, языка художественной литературы на стыке лингвистической теории и эстетических учений. В. Фещенко прослеживает формирование этого подхода от эпохи романтизма до наших дней и демонстрирует научный потенциал его инструментария, способного дополнить методы таких дисциплин, как лингвистическая поэтика, семиотика языка и искусства, лингвофилософия, культурная антропология, а также восстановить разрушенные мосты между литературоведением и лингвистикой. Читателю предстоит познакомиться с основными категориями лингвоэстетической теории, главной из которых является художественный дискурс, представляющий собой, по сл…
Диалоги об искусстве. Пятое измерение
5
От античности до современности, от Древнего мира, через Возрождение до постимпрессионизма протянуты в этой уникальной аудиокниге. Ирина Александровна Антонова – единственный музейный деятель, чье имя широко известно не только в профессиональном кругу. Легендарный директор ГМИИ им. Пушкина, человек, влюбленный в великое искусство прошлого и открывший для нас современных художников, новатор музейного дела, она умела не только показывать искусство в стенах своего музея, но и рассказывать об нем, заражая своим восторгом, своей любовью. С 60‑х годов она читала лекции об искусстве, а последние двадцать лет жизни вела авторскую передачу «Пятое измерение», которая стала антологией рассказов о художниках, картинах, музеях, коллекционерах. Эта книга посвящена очень важному повороту в изучении истории искусства – «вечным темам искусства» и состоит из четырех больших разделов: «Любовь», «Герой», «Человек и Природа», «Натюрморт». Каждый раздел сопровождается цветными фотографиями произведений из коллекции Пушкинского …
Диалоги об искусстве. Пятое измерение
4
Ирина Александровна Антонова – единственный музейный деятель, чье имя широко известно не только в профессиональном кругу. Легендарный директор ГМИИ им. Пушкина, человек, влюбленный в великое искусство прошлого и открывший для нас современных художников, она умела не только показывать искусство в стенах своего музея, но и рассказывать об нем, заражая своим восторгом, своей любовью. С 60-х годов Ирина Александровна читала лекции об искусстве, а последние двадцать лет жизни вела авторскую передачу «Пятое измерение», которая стала антологией рассказов о художниках, картинах, музеях, коллекционерах. Эта книга посвящена очень важному повороту в изучении истории искусства – «вечным темам искусства» и состоит из четырех больших разделов: «Любовь», «Герой», «Человек и Природа», «Натюрморт». Каждый раздел сопровождается цветными фотографиями произведений из коллекции Пушкинского музея. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Рим. Флоренция. Венеция
3
«Искусство только тогда совершенно и лишено искусственности, когда оно – больше чем искусство. Такова Флоренция, где душа ощущает поразительную однозначность и надёжность родины. Венеция же обладает двуликой красотой приключения, плавающего без корней в водах жизни, словно оторванный цветок в море, а то, что она была и остаётся классическим городом рыцарского поединка, лишь подтверждает её главное предназначение: быть для нашей души не родиной, но приключением…» Георг Зиммель В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Журнал «Теория и история искусства» № 1–2 2019
4
Журнал публикует статьи и материалы по актуальным проблемам теории и истории искусства. Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Журнал «Теория и история искусства» № 3–4 2019
3
Журнал публикует статьи и материалы по актуальным проблемам теории и истории искусства. Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Журнал «Теория и история искусства» № 1–2 2020
5
Журнал публикует статьи и материалы по актуальным проблемам теории и истории искусства. Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Журнал «Теория и история искусства» № 3–4 2020
3
Журнал публикует статьи и материалы по актуальным проблемам теории и истории искусства. Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Журнал «Теория и история искусства» № 1–2 2021
5
Журнал публикует статьи и материалы по актуальным проблемам теории и истории искусства. Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Журнал «Теория и история искусства» № 3–4 2021
3
Журнал публикует статьи и материалы по актуальным проблемам теории и истории искусства. Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Сияние света
4
Биографическая повесть о семье крестьян. Изучение работы феномена искусства и определение искусства.
Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество
5
Учебное пособие содержит комплекс понятий, используемых в работе с произведением искусства, и методику этой работы, созданную петербургским коллективом авторов – преподавателей истории искусства. В текст включены яркие примеры анализа и интерпретации шедевров отечественного и зарубежного искусства, которые могут послужить достойными образцами для учащихся – студентов и школьников. Сочетание теории, истории и методики преподавания искусства – отличительное свойство этого оригинального пособия. Пособие адресовано будущим преподавателям искусства в школе, а также будущим искусствоведам, преподавателям гуманитарных профессий, учащимся художественных школ и широкому кругу читателей, интересующихся искусством.
История русского искусства + PDF
5
История русского искусства теперь в аудиоформате! Судьба русского историка искусства и литературы Виктора Александровича Никольского (1875–1934) была непростой. Искусствовед погружался в древнерусский декоративный мир, живопись В.И. Сурикова, творчество П.П. Кончаловского и А.В. Куприна. Двухтомный труд В.А. Никольского о русском искусстве планировали издать в одной из лучших типографий И.Д. Сытина в 1915 году. Но если автор и сумел закончить свою рукопись, когда пожар Первой мировой войны уже разгорался по всему миру, русские издатели не смогли ее выпустить в полном объеме. Революция 1917 года расставила свои приоритеты. В.Н. Никольский не стал сторонником новой власти, его заключили в Бутырки, затем сослали в Сибирь, а после на поселение в Саратов. В предисловии к Берлинскому изданию 1921 года искусствовед П.П. Муратов писал: «Россия, даже эта четвертая, рождающаяся в муках, индустриальная Россия, не Америка. И мы, русские люди, ― не люди без прошлого. Возраст наших искусств безмерен, а дух очень древни…
История русского искусства
5
Судьба русского историка искусства и литературы Виктора Александровича Никольского (1875–1934) была непростой. Двухтомный труд В. А. Никольского о русском искусстве планировали издать в одной из лучших типографий И. Д. Сытина в 1915 году. Но если автор и сумел закончить свою рукопись, когда пожар Первой мировой войны уже разгорался по всему миру, русские издатели не смогли ее выпустить в полном объеме. Революция 1917 года расставила свои приоритеты. В. Н. Никольский не стал сторонником новой власти, его заключили в Бутырки, затем сослали в Сибирь, а после на поселение в Саратов. В предисловии к Берлинскому изданию 1921 года искусствовед П. П. Муратов писал: «Россия, даже эта четвертая, рождающаяся в муках, индустриальная Россия, не Америка. И мы, русские люди, – не люди без прошлого. Возраст наших искусств безмерен, а дух очень древних творчеств реет над нашей древней страной. История русского искусства, не ведомая Европе и до сих пор мало известная нам самим, изображает нас верными наследниками Византии,…
Идея Ирана. Толкование к истории искусства и архитектуры
4
Книга исследует правила организации изобразительных образов и композиций в искусстве Ирана. Изобразительное искусство средневекового Ирана рассматривается на широком фоне иных проявлений культуры: литературы, философии, ремесла. Прослеживается логика движения искусства, его трансформации на пути перехода от графических форм художественного выражения до сугубо изобразительных. Особенное внимание уделяется персидской поэтологической терминологии, а также современной терминологической оснастке истории и теории искусства, риторики и литературной поэтики. Заключает работу серия практических разработок, исследующих правила формирования отдельных образов и композиционных схем, базирующихся на теоретических выводах в основном тексте исследования. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Почему на храме купол? Два тысячелетия истории и символики купола
3
Лекция посвящена теме купола в храмовой архитектуре. Прослеживается его история от римского зодчества через Раннюю и Среднюю Византию до Руси, эволюция его формы и символической нагрузки. Лектор – Андрей Виноградов, кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной истории факультета истории НИУ ВШЭ. Видеоверсия лекции: https://youtu.be/p1s5UmxqF4M
Амальфи в работах Сильвестра Щедрина: к истории и философии русского пейзажа
5
Гёте полагал, что в процессе художественного развития складывается «универсальная мировая литература». Перефразируя немецкого философа, скажем, что подобный процесс также отражает и становление «универсальной мировой художественной культуры» с ее многообразием творческих практик – изобразительных, музыкальных, театральных. Возникает вопрос: где проводить границы между европейской и русской художественными традициями? Как обнаружить влияния предшествующих произведений культуры и художественных практик в работах творца? На примере итальянских штудий (набросков) Сильвестра Щедрина, его образов Амальфи, в лекции затронуты эстетические и культурологические аспекты формирования русской школы пейзажной живописи, ощутившей плодотворное влияние Италии, ее культуры, художественного наследия и природной красоты. Лектор – Ольга Жукова, д.ф.н., профессор школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Философская антропология». Видеоверсия лекции: https://you…
Роман «В круге первом» на сцене Таганки
5
В лекции Евгении Абелюк, посвященной спектаклю Юрия Любимова «Шарашка», речь идет о том, почему режиссер поставил «медицинскую» версию произведения А.И. Солженицына, а не жесткую «атомную», а также о том, как он «прочитал» роман «В круге первом». Лекция сопровождается фрагментами спектакля. Лектор – Евгения Абелюк, доцент Департамента образовательных программ, зав. лабораторией по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX–XXI веков НИУ ВШЭ, автор книги «Таганка: Личное дело одного театра». Видеоверсия лекции: https://youtu.be/D19A0KCOGJs
Маяковский танцует фокстрот: социальные танцы 20-х годов
4
Как развлекались наши соотечественники сто лет назад? Так же, как и сейчас: танцевали на вечеринках. Сначала это были танго и веселый матчиш – о котором писал Маяковский: «И вот сегодня / С утра мне в душу/ Врезал матчиш губы /Я ходил подергиваясь руки растопыря /А везде по крышам танцовали трубы / И каждая коленями выкидывала 44!» Вскоре к ним добавились динамичные и менее формальные танцы – cake-walk, one-step, two-step, black-bottom. Вместе с этими танцами из Америки пришли так называемые animal dances, где имитировались движения животных: «индюший шаг», «медведь гризли», «орлиная скала», «объятия кролика» и даже «полька марабу». К ним присоединился фокстрот – the fox-trot – «лисий шаг», танец, основанный на сочетания уанстепа и тустепа. Их танцевали в кафе, кабаре и домашних салонах, но главное – их включали в свои спектакли режиссеры Всеволод Мейерхольд и Николай Фореггер. Однако вместе с закатом «кафейной культуры» фокстрот и шимми попали под запрет: их обвинили в сексуальности и мещанстве, окрестил…
Музыка в кругу наук о культуре
3
Часто кажется, что в мелодии сокрыт какой-то тайный смысл. Музыковеды же стараются интерпретировать эти смыслы средствами современных философских теорий. Оказывается, между этими сферами существует связь, а философия музыки – это междисциплинарная наука, включающая в себя музыкознание, философию, социологию, психологию, культурологию и даже педагогику. Мало того, в мелодичные аккорды струн и клавиш проникла даже политика. Лектор – Анна Ганжа, доцент кафедры наук о культуре отделения культурологии факультета философии НИУ ВШЭ.
Изображение Дней Творения в Западном Средневековье
4
В ходе лекции слушатели узнают о способах изображения Дней Творения в изобразительном искусстве Западной Европы с V по XIII века. Речь идет о взаимовлияниях древнееврейской, античной римской, а позже раннеанглийской и других традиций в монументальной живописи, скульптуре, книжной миниатюре; о возможности распознать влияние раннехристианских или даже дохристианских памятников искусства на более поздние произведения, а также о роли образца и инструкции в работе средневекового живописца. Лектор – Анна Пожидаева, кандидат искусствоведения, доцент школы исторических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, специалист по библейской иконографии. Видеоверсия лекции: https://youtu.be/XnJX1RGtVZc
Художественные индустрии: искусство не роскошь, а товар массового потребления
3
Можете ли вы позволить себе купить произведение искусства? Не сомневайтесь: сегодня искусство доступно каждому. Одновременно с тем, как аукционные дома фиксируют новые рекорды продаж картин известных художников, развивается массовый арт-рынок, предлагающий искусство по доступной цене. Искусство перестает быть продуктом исключительно элитарного потребления и становится частью системы художественных индустрий. Лектор – Елизавета Березина, преподаватель Школы культурологии НИУ ВШЭ. Видеоверсия лекции: https://youtu.be/vg11AQUVA0M
Архитектура Северной Африки
4
Страны Северной Африки – яркий пример того, как политическая ситуация влияет на архитектуру. В середине ХХ века, в период европейской колонизации, вместо традиционных форм в регионе строили модернистские здания из стекла и бетона, а после приобретения независимости вновь вернулись к национальным мотивам в архитектуре. Почему историческая память и традиции становятся актуальнее современных трендов? К чему приводит насаждение иной архитектурной культуры? Что нужно заказчикам и архитекторам в наши дни? Лектор – Лев Масиель Санчес, кандидат искусствоведения, историк архитектуры, доцент НИУ ВШЭ. Видеоверсия лекции: https://youtu.be/QtUV6OCuN-g
Русско-немецкие культурные диалоги в искусстве ХХ века
4
Популярность выставок Москва-Берлин, Берлин-Москва показывает, насколько России и Германии было важно найти в искусстве ХХ века как различия, так и пересечения. ВХУТЕМАС часто называют русским Баухаузом, хотя это не совсем так. Многие немцы, как скульптор Кете Кольвиц, за честь считали посетить Москву. Мало кто помнит, что художник Генрих Фогелер из художественной колонии Ворпсведе, умер в ссылке в Караганде. Часто хулиганы от современного искусства, как Георг Базелитц, не раз обращались к образу Ленина. Редко русские нонкомформисты говорят о влиянии визита в СССР Гюнтера Юккера из группы Зеро. Театр им. Й. Бойса, организованный в Москве, никогда не был известен немецкому «дедушке перформанса». Но, кажется, все русские художники знают о выставке Документа в Касселе. Лектор – Алена Григораш, канд. искусствоведения, преподаватель магистерской программы «Germanica: история и современность». Видеоверсия лекции: https://youtu.be/5KIGUAFEwy8
Светская живопись венецианского Возрождения
3
На рубеже XV и XVI веков в Венеции широко распространяется новый тип живописных произведений – светские картины. Заказанные нобилями крупнейшим художникам венецианского Возрождения – Джорджоне, Тициану, Якопо Пальме Старшему, Себастьяно дель Пьомбо и другим, эти произведения отличаются в том числе и новаторским содержанием. Несмотря на то что в них зачастую присутствуют узнаваемые мотивы религиозных, мифологических или литературных сюжетов, их смысл и назначение не всегда очевидны: люди того времени почти не оставили нам ключей к содержанию этих произведений. Современные исследователи предполагают, что такие картины могли служить аллегориями, моральными и политическими, соотноситься с событиями – как с общегосударственными, так и с частными. Лектор – Ольга Назарова, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Школы исторических наук НИУ ВШЭ. Видеоверсия лекции: https://youtu.be/KClfGvApJTI
Начало каменной архитектуры на Руси и вопрос о родине ее мастеров
4
Даже в ХХI столетии история ранней русской архитектуры во многом остается загадкой. Откуда пошла русская архитектура? Как в недавно языческой Руси появились мастера, способные строить огромные соборы? Кем были эти зодчие – славянами, византийцами или еще кем-то? Сейчас мы знаем о древнерусской и византийской архитектуре намного больше, чем сто лет назад, и можем попытаться ответить на вопросы: как выглядела Десятинная церковь, когда построена Святая София Киевская, кто начинал возводить Спас Черниговский. И, наконец, узнать, откуда пришли строители этих соборов. Лектор – Андрей Виноградов, кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной истории факультета истории НИУ ВШЭ. Видеоверсия лекции: https://youtu.be/shq-8lfKReo