Герменевтика - ТОП 50 лучших книг
В пособии представлен анализ состояния и перспектив развития принципиальных направлений инновационного проектирования образовательных гуманитарных технологий в аспекте психолого-педагогического обеспечения реализации требований ФГОС общего образования. Раскрыты ключевые положения рефлексивно-позиционного подхода к развитию личности и способностей учащихся в сложной гипертекстовой, информационно насыщенной среде современного мира. Заданы основные характеристики и инструментарий сюжетно-деятельностной игры и медиагерменевтики как инновационных психолого-антропологических технологий проектирования социокультурной среды, способствующей развитию ценностных ориентаций, мировоззрения, позиционности, культуры коммуникации, понимания, рефлексии и сотворчества учащихся. Книга включает кейсы, упражнения, разминки, авторские методики, задания и практические рекомендации по применению данных технологий в различных образовательных форматах.
Учебно-методическое пособие адресовано студентам аспирантам, преподавателям, п…
Книга является собранием монографий и статей, посвященных русской истории, литературе, искусству, общественной мысли XI—XVIII вв.
Основу сборника составляют работы сотрудников отдела древнеславянских литератур ИМЛИ им. А. М. Горького РАН и участников семинара Общества исследователей Древней Руси, представляющие различные научные школы и направления.
Книга адресована в первую очередь подготовленным читателям – ученым-медиевистам, преподавателям вузов, аспирантам и студентам-филологам, историкам, искусствоведам.
В настоящей книге публикуется 86 эссе и статей российского скульптора и философа-герменевтика Владимира Циммерлинга (1931–2017) по проблемам эстетики, этики и истории культуры. Научный аппарат издания включает комментарии к разделам, а также сопроводительные статьи о философской концепции и творчестве автора, именной и тематический указатели. В приложение вынесены фотографии избранных скульптурных работ Владимира Циммерлинга.
Концепция Владимира Циммерлинга может быть охарактеризована как комбинация принципа эмпиризма с элементами герменевтики и критики метаязыковых понятий. Центральное место в его философском наследии уделено основаниям этики и эстетики. Он был также одним из пионеров аналитического изучения поэтики Осипа Мандельштама, его работа «Промер» (1974–1975 гг.) содержит толкования 10 трудных для восприятия стихотворений поэта, включая «Грифельную Оду», «Слепая ласточка бросается к ногам», «Я слово позабыл, что я хотел сказать». В настоящее издание также включены другие работы Владимира Циммерли…
Учебное пособие преподавателя кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, кандидата богословия Дмитрия Георгиевича Добыкина кратко и в доступной форме излагает православное учение о толковании Священного Писания. В книге рассматриваются способы толкования библейского текста с многочисленными примерами. Особое внимание уделено принципам православной герменевтики и этапам развития историко-грамматического метода толкования.
Рекомендуется преподавателям и студентам богословских учебных заведений и светских гуманитарных вузов, а также читателям, изучающим Священное Писание.
Задача этой книги – показать, что русская герменевтика, которую для автора образуют «металингвистика» Михаила Бахтина и «транс-семантика» Владимира Топорова, возможна как самостоятельная гуманитарная наука. Вся книга состоит из примечаний разных порядков к пяти ответам на вопрос, что значит слово одной сказки. Сквозная тема книги – иное, инакость по данным русского языка и фольклора и продолжающей фольклор литературы. Толкуя слово, мы говорим, что оно значит, а значимо иное, особенное, исключительное; слово «думать» значит прежде всего «говорить с самим собою», а «я сам» – иной по отношению к другим для меня людям; но дурак тоже образцовый иной; сверхполное число, следующее за круглым, – число иного, остров его место, красный его цвет. А иной это один, но и другой, он единственный и не как все, некто или никто, причем есть три инакости: самость каждого «я», другость всех своих как одного и чужесть чужого.
В книге собраны труды А. Б. Пеньковского (1927–2010), посвященные изучению особенностей поэтического языка Пушкина и его современников. По своей общей теоретической основе, по методам и приемам комплексного филологического и лингвокультурологического анализа помещенные здесь исследования развивают и углубляют работу, начатую автором в книге «Нина. Культурный миф золотого века русской литературы в лингвистическом освещении» (1999; 2-е изд., 2003) и продолженную в цикле статей, опубликованных в книге «Загадки пушкинского текста и словаря. Опыт филологической герменевтики» (2005).
В задачи автора входит непротиворечивое объяснение многих, кажущихся при беглом поверхностном чтении понятными, а на самом деле «темных мест» хорошо знакомых нам классических текстов. Анализ подкрепляется обширными языковыми данными XVIII–XX вв., отражающими глубокие, но малозаметные сдвиги в языковой системе.
Книга будет интересна пушкинистам, историкам русской литературы и русского языка, а также всем, кто хочет глубже понять Пуш…
Очерки, собранные в книге, посвящены «темным местам» «Евгения Онегина», «Полтавы», «Путешествия в Арзрум» и «Гробовщика». Последовательный филологический подход к слову Пушкина и его современников обнаруживает ускользающие от нас значения и смыслы, за которыми скрываются неизвестные стороны тогдашней русской жизни. В задачи автора входит непротиворечивое понимание ряда словесных мотивов и сюжетных деталей, взятых не изолированно, а в контексте художественного целого. Анализ подкрепляется обширными языковыми данными XVIII–XX вв., отражающими глубокие, но малозаметные сдвиги в языковой системе.
Книга может быть интересна пушкинистам, историкам русской литературы и русского языка, а также всем, кто хочет глубже понять Пушкина и культуру той эпохи.
Задача автора этой книги ― показать на собственном опыте что русская герменевтика, которую для автора образуют «металингвистика» Михаила Бахтина и «транссемантика» Владимира Топорова, возможна как самостоятельная гуманитарная наука, как наука реконструкции фольклорных смыслов. Вся книга-«гипертекст» состоит из примечаний пяти порядков к пяти ответам на вопрос чтó значит слово одной сказки. Сквозная тема этого разбора с отступлениями ― , инакость по данным русского языка и фольклора и продолжающей фольклор литературы. Толкуя слово, мы говорим чтó оно значит, а значимо иное, особенное, исключительное; слово «думать» значит прежде всего «говорить с самим собою», а «я сам» иной по отношению к другим для меня людям; но дурак тоже образцовый иной; сверхполное число, следующее за круглым, ― число иного, остров его место, красный его цвет. А иной это один, но и другой, он единственный и не как все, некто или никто, причем есть три инакости: самость каждого «я», другость всех своих как одного и чужесть чужого. Кн…
Задача автора этой книги ― показать на собственном опыте что русская герменевтика, которую для автора образуют «металингвистика» Михаила Бахтина и «транссемантика» Владимира Топорова, возможна как самостоятельная гуманитарная наука, как наука реконструкции фольклорных смыслов. Вся книга-«гипертекст» состоит из примечаний пяти порядков к пяти ответам на вопрос чтó значит слово одной сказки. Сквозная тема этого разбора с отступлениями ― , инакость по данным русского языка и фольклора и продолжающей фольклор литературы. Толкуя слово, мы говорим чтó оно значит, а значимо иное, особенное, исключительное; слово «думать» значит прежде всего «говорить с самим собою», а «я сам» иной по отношению к другим для меня людям; но дурак тоже образцовый иной; сверхполное число, следующее за круглым, ― число иного, остров его место, красный его цвет. А иной это один, но и другой, он единственный и не как все, некто или никто, причем есть три инакости: самость каждого «я», другость всех своих как одного и чужесть чужого. Кн…
В учебном пособии реализуется установка на формирование профессиональных и общекультурных компетенций студентов-филологов, предусмотренных государственным образовательным стандартом третьего поколения. Анализируется современное состояние изучения проблем жанрологии. В герменевтической парадигме освещается природа «понимающего бытия» литературного жанра, рассматривается соприродность его «частей» и «целого», обосновывается необходимость установления отношений между пониманием и интерпретацией в процессе изучения жанровой специфики художественных произведений. Определяется значение идей М. М. Бахтина (1895-1975) для эпистемологии современной теории и философии литературного жанра. Использование герменевтических категорий и процедур нацелено на идентификацию жанровой «системы средств и способов понимающего овладения и завершения действительности».
Для магистрантов по направлению подготовки 032700 – «Филология», а также аспирантов специальностей 10.01.01 – «Русская литература» и 10.01.08 – «Теория литературы,…
Первый и пока единственный перевод «Речей о религии» и «Монологов» явился результатом «встречи» двух мастеров мысли: русского философа Семена Франка и Фридриха Шлейермахера, славного переводчика Платона, знаменитейшего теолога.
Тщательно и смело воссозданный стиль шлейермахеровых книг, их страстная и головокружительно-изощренная риторика, вовлекают сознание и язык читателя в напряженный диалог с мышлением и личностью их создателя, делая нас свидетелями и соучастниками зарождения европейского универсально-исторического сознания – и через Дильтея, Гуссерля и Хайдеггера – в конечном счете философской герменевтики и современного субъективизма.
Работа может представлять интерес как для специалистов, так и для всех интересующихся историей философии.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Задача этой книжки – показать на избранных примерах, что русская герменевтика возможна как самостоятельная гуманитарная наука. Сквозная тема составивших книжку статей – иное, инакость по данным русского языка и фольклора и продолжающей фольклор литературы.
В предлагаемом вниманию читателя учебном пособии выявляется специфика научного рационализма как формы познания, прослеживается генезис юридического научного знания, представляются основные исторические типы юридической науки: классический, неклассический, постнеклассический, определяются их ключевые принципы и положения, репрезентируются основные элементы и этапы научного познания, позиционируются общелогические, общенаучные методы и процедуры исследования, рассматриваются основные методологические традиции юридической науки: герменевтика, натурализм, аксиология, прагматизм, феноменология, позитивизм, неопозитивизм, постмодернизм, структурный функционализм, культурно-исторический (цивилизационный) подход, эволюционизм, формационный подход, синергетика. Концепция курса носит принципиально плюралистический характер – ни одной из рассматриваемых научных парадигм не отдается предпочтения.
Учебное пособие адресовано студентам, магистрантам, аспирантам, обучающимся по специальности «Юриспруденция», а также всем…
В предлагаемом вниманию читателя учебном пособии выявляется специфика научного рационализма как формы познания, прослеживается генезис юридического научного знания, представляются основные исторические типы юридической науки: классический, неклассический, постнеклассический, определяются их ключевые принципы и положения, репрезентируются основные элементы и этапы научного познания, позиционируются общелогические, общенаучные методы и процедуры исследования, рассматриваются основные методологические традиции юридической науки: герменевтика, натурализм, аксиология, прагматизм, феноменология, позитивизм, неопозитивизм, постмодернизм, структурный функционализм, культурно-исторический (цивилизационный) подход, эволюционизм, формационный подход, синергетика. Концепция курса носит принципиально плюралистический характер – ни одной из рассматриваемых научных парадигм не отдается предпочтения.
Учебное пособие адресовано студентам, магистрантам, аспирантам, обучающимся по специальности «Юриспруденция», а также всем…
Очередной выпуск серийного издания Института мировой культуры объединяет статьи коллег, учеников, друзей академика Вяч. Вс. Иванова, связанные с его научным творчеством. Более чем широкая и разнообразная тематика сборника задана кругом интересов и занятий юбиляра: общее и сравнительное языкознание, структура текста, история, философия, герменевтика, фольклор и мифология, семиотика. Среди участников: П. П. Гайденко, А. А. Зализняк, Н. Н. Казанский, Г. А. Левинтон, Т. М. Николаева, О. А. Седакова, В. Н. Топоров. Сборник открывают стихи Вяч. Вс. Иванова и закрывают публикации малоизвестных писем В. А. Пяста и впервые увидевших свет статей А. Н. Колмогорова.
Второй выпуск сборника Института мировой культуры МГУ посвящен концепту символа – в развитие проекта «Symbolarium’a», предложенного Вяч. Вс. Ивановым в первом выпуске. «Символ в культуре» и «Символ в тексте», «Язык как символ» и «Текст как символ» – основные разделы сборника. В статьях анализируются и толкуются символы разных эпох и разных традиций, отпечатавшиеся в христианстве, буддизме и шаманизме; в литературе и фольклоре, в философии. В разделе публикаций – произведения, порожденные опытом советского лагеря и современной итальянской тюрьмы. Время символа и символ времени – эта сквозная тема оказалась объединенной именем и личностью ушедшего от нас С. С. Аверинцева. Сборник открывается его статьей «Культура русского символизма в мировом контексте» и кончается данью его памяти.
Книга является собранием статей, посвященных русской истории, литературе, искусству, общественной мысли XI – начала XVIII вв.
Основу сборника составляют работы сотрудников отдела древнерусской литературы и участников семинария исследователей древнерусской литературы ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, представляющие различные научные школы и направления.
Книга адресована в первую очередь подготовленным читателям – ученым-медиевистам, преподавателям вузов, аспирантам и студентам-филологам, историкам, искусствоведам.
Предлагаемая читателю книга представляет собой опыт
одного конструкта национального самосознания: возникнув в Старом Свете, этот конструкт, перебравшись в Америку, преобразуется в иммигрантской действительности в другой,
Они же, сами оказавшись орудием в информационной войне, становятся силой, развязывающей войну реальную. В случае настоящего исследования речь идет о Первой мировой войне и русской православной епархии в Америке, в большинстве
Венгрии, – епархии, которая, сама того не сознавая, сыграла решающую роль в развязывании этой войны.
Книга д.ф.н., профессора И. В. Дмитревской посвящена практически неисследованной проблеме, герменевтическому анализу драматургии А. П. Чехова. Полагая ситуацию непонимания главной внутренней причиной экзистенциального содержания чеховских пьес, автор методом системной герменевтики раскрывает последовательности смыслов, скрытых внутри чеховских текстов и направленных на разрешение экзистенциальных ситуаций или на выявление условий, при которых они остаются неразрешимыми.
Таким образом, открывается внутренняя логика сюжета, движение психологического мира героев от непонимания к пониманию. В книге раскрыты и другие аспекты драматургии А.П. Чехова – феноменологический, экзистенциальный, символический, социальный и т.п.
Книга представляет интерес для философов, филологов, студентов гуманитарных факультетов, режиссеров, актеров – всех, кто интересуется творчеством А.П. Чехова.
Настоящая книга – сборник работ по герменевтике, толкованию не поддающихся уточнению древних текстов, куда включены также материалы о путешествии апостола Андрея Первозванного с миссионерской целью по Днепру, о веровании славян в волка, о тайных именах Рима, Москвы и Руси, об Апокалипсисе числа 666, как кода антихриста, коего автор представляет так: «антихрист тот, в кого вошло много бесов, как в римский легион командиров и солдат…»
Работы Л. Гурченко публиковались в научных изданиях: сборниках Института мировой литературы РАН, «Вестнике славянских культур» и др. Он автор книг «Геракл – праотец славян» (2012 г.), «Славяно-русские древности в «Слове о полку Игореве» и «небесное» государство Платона» (2015 г.).
Эта книга – размышление о сущности религиозного сознания. В ней рассматривается проблема онтологизации зла, злободневная в любое историческое время. Выделяются два аспекта проблемы – содержательный и структурный. Зло первоначально выступает как свойство (или отношение) личности или социума и не предполагает насильственных методов борьбы с ним (атрибутивно-реляционное зло). На втором этапе развития зло приобретает статус самостоятельной вещи, становится реальностью (реистическое зло). В этом случае борьба со злом должна быть насильственной. Так разрешается спор о методах борьбы со злом между В. Соловьевым и Л. Толстым: Л. Толстой отрицал реистичность зла, поскольку считал, что Боге и в природе человека зла нет. В. Соловьев полагал зло самостоятельной силой, реальностью, и был сторонником насилия в борьбе с ним.
Для постановки и решения проблемы онтологизации зла используется метод системной герменевтики. Предметная область анализа – произведения И. Канта, Вл. Соловьева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. В…
Книга включает статьи, посвященные преимущественно общей теме и проблематике: в них выявляется семантическая специфика работы древнерусских писателей со словом и текстом. Исследователь последовательно стремится понять и описать свойственные тем или другим памятникам литературы Древней Руси особенности и характер повествовательных деталей, речевой тропеизации и структурного построения как рефлексы смысловых авторских установок и как отражения определённых литературных традиций. В отдельных случаях древнерусский литературный материал привлекается к исследованию впервые, при этом определённые герменевтические наблюдения и интерпретации позволяют выдвигать предположения относительно обстоятельств текстуальной истории анализируемых произведений.
Книга предназначена для учёных-медиевистов разных научных специализаций, но прежде всего литературоведов-русистов. Она также может привлечь внимание тех, кто интересуется русским Средневековьем как явлением культуры.
Настоящая книга – сборник работ по герменевтике, толкованию не поддающихся уточнению древних текстов, куда включены также материалы о путешествии апостола Андрея Первозванного с миссионерской целью по Днепру, о веровании славян в волка, о тайных именах Рима, Москвы и Руси, об Апокалипсисе числа 666, как кода антихриста, коего автор представляет так: «антихрист тот, в кого вошло много бесов, как в римский легион командиров и солдат…»
Работы Л. Гурченко публиковались в научных изданиях: сборниках Института мировой литературы РАН, «Вестнике славянских культур» и др. Он автор книг «Геракл – праотец славян» (2012 г.), «Славяно-русские древности в «Слове о полку Игореве» и «небесное» государство Платона» (2015 г.).
Книга д.ф.н., профессора И. В. Дмитревской посвящена практически неисследованной проблеме, герменевтическому анализу драматургии А. П. Чехова. Полагая ситуацию непонимания главной внутренней причиной экзистенциального содержания чеховских пьес, автор методом системной герменевтики раскрывает последовательности смыслов, скрытых внутри чеховских текстов и направленных на разрешение экзистенциальных ситуаций или на выявление условий, при которых они остаются неразрешимыми.
Таким образом, открывается внутренняя логика сюжета, движение психологического мира героев от непонимания к пониманию. В книге раскрыты и другие аспекты драматургии А.П. Чехова – феноменологический, экзистенциальный, символический, социальный и т.п.
Книга представляет интерес для философов, филологов, студентов гуманитарных факультетов, режиссеров, актеров – всех, кто интересуется творчеством А.П. Чехова.
Цель книги – конфигурация каббалистической герменевтики с русской филологической и литературной традицией. Речь идет о сборке территорий, о многомерном ансамбле текстуальных и онтологических пространств. «Компаративизм без берегов» книги «Зоар» сопоставляется с интертекстуальным подходом и лингвистической компаративистикой. Каббала понимается как проект совместности, содержание которого раскрывается во встречных сближениях с текстами Пушкина, Достоевского, Пастернака.
Книга является собранием монографий и статей, посвященных русской истории, литературе, искусству, общественной мысли XI – начала XVIII в.
Основу сборника составляют работы сотрудников отдела древнеславянских литератур ИМЛИ им. А. М. Горького РАН и участников семинара Общества исследователей Древней Руси, представляющие различные научные школы и направления.
Книга адресована в первую очередь подготовленным читателям – ученым-медиевистам, преподавателям вузов, аспирантам и студентам-филологам, историкам, искусствоведам.
В монографии в рамках когнитивно-герменевтического подхода освещаются вопросы «герменевтического поворота» в современной теории и методологии перевода. В работе описывается герменевтико-переводческое пространство, отражающее философско-феноменологическое влияние герменевтики на современную транслатологию на уровнях герменевтико-переводческой парадигмы и герменевтико-переводческого методологического стандарта в свете когнитивных процессов предпонимания, понимания, интерпретации и переводческого решения. Монография представляет собой оригинальную авторскую разработку, опирающуюся на авторитет работ выдающихся зарубежных и отечественных герменевтов – теоретиков и практиков перевода. Широко представлен иллюстративный материал, отражающий различные текстотипы и их жанры.
Работа предназначена для специалистов в области переводоведения, философов, интересующихся проблемами перевода, аспирантов и студентов лингвистических университетов.
В монографии представлены исследования юридической герменевтики ведущих отечественных теоретиков права. Для полноты и всесторонности собраны авторские подходы и разнообразные точки зрения: и семиотика, и постструктурализм, и правовой реализм, и дискурс-анализ, – гармонично вписывающиеся в герменевтику и взаимодополняющие ее.
Книгу можно назвать «манифестом» отечественной герменевтики права, поскольку в ней обосновываются новые идеи постклассического правопонимания, объективирующие правовую реальность. Разработанные авторами методологические приемы становятся эффективным инструментом для формирования современного взгляда на особенности толкования знаковых систем в праве.
Книга адресована преподавателям, аспирантам, студентам, практикующим юристам, а также всем интересующимся философией права и герменевтикой.
В новой монографии авторы анализируют юридическое мышление с философских и теоретико-правовых позиций, а также применительно к истории права, отраслевым и специальным юридическим дисциплинам. Представленные исследования отвечают на принципиально важные вопросы: чем постсовременное юридическое мышление отличается от того, как мыслили право юристы и философы в классическую эпоху; что происходит с догматическим мышлением; почему профессиональное мышление все больше ориентируется на обыденное; куда может привести отказ от «высокой теории» в пользу «обслуживания» практической юриспруденции.
Монография ориентирована на преподавателей, аспирантов, студентов вузов, может быть интересна всем, интересующимся современными проблемами юридического мышления.
В оформлении обложки использован фрагмент картины Поля Гогена «День божества».
Эта книга рассказывает о том, как многолетний поиск следов «пропавшего этапа» – 1111 заключенных Соловецкой тюрьмы особого назначения, вывезенных с островов в октябре 1937 и бесследно пропавших, – привел к открытию крупнейшего на Северо-Западе России захоронения расстрелянных жертв Большого террора 1937–1938. Но история этим не завершилась, а только началась: вокруг созданного здесь мемориального кладбища завязался тугой узел «коллизий памяти» – явных и неявных столкновений разных концепций осмысления советского прошлого. Книга выстроена как «интеллектуальное приключение» и написана на стыке нескольких жанров: читатель найдет в ней элементы исторического исследования, культурологического анализа, мемуарного повествования и публицистики.
В книгу вошли статьи известного филолога-англиста И.В. Арнольд, опубликованные в 1970—1990-е годы. Они отражают основные направления исследований ученого и объединены в три раздела: «Семасиология»; «Стилистика декодирования»; «Интертекстуальность». Творческий научный потенциал И.В. Арнольд проявляется не только в широте и глубине ее работ, но и в предвидении перспективы развития научной мысли, что делает настоящее издание особенно актуальным.
Для широкого круга читателей, интересующихся вопросами общего языкознания, стилистики, риторики, поэтики и герменевтики.
В предлагаемом пособии ставится задача рассмотрения проблем музыкальной интерпретации с позиций герменевтики – науки о понимании и интерпретации художественных текстов. С этой целью раскрывается сущность таких понятий, как «интерпретация», «понимание», «герменевтика», «музыкальное содержание», а также делается попытка применения принципов и методов герменевтического познания в музыкальной педагогике. Пособие адресовано магистрантам музыкальных факультетов педагогических вузов, а также всем интересующимся данной проблемой.
Сборник включает в себя работы членов московского Общества исследователей Древней Руси, посвященные изучению различных аспектов русской литературы и культуры XI—XVIII веков.
Благодаря разнообразной направленности научных интересов авторов сборник создает широкую и объемную картину наблюдений в изучаемой области.
Книга адресована в первую очередь подготовленным читателям – ученым-медиевистам, преподавателям вузов, аспирантам и студентам-филологам, историкам, искусствоведам.
Очерки, собранные в книге, посвящены «темным местам» пушкинского романа, трудность интерпретации которых связана с особенностями словоупотребления и спецификой поэтического языка первой трети XIX столетия. Предмет исследования – редкие и устарелые слова и обороты, сегодня совершенно забытые или изменившие свое значение. Рассмотрение исторических сдвигов в семантике пушкинских слов и выражений ведется на широком языковом и культурном материале. Изучению поэтического словоупотребления предшествует скрупулезный анализ лексикографических данных. Особое внимание уделено иноязычным и заимствованным словам, а также именам собственным. Проблемы поэтической семантики обсуждаются в тесной связи с вопросами пушкинской текстологии и орфографии.
Книга будет интересна пушкинистам, историкам русской литературы и русского языка, лексикологам, текстологам, специалистам по лингвистической поэтике и всем, кто хочет глубже понять культуру пушкинского времени.
В монографии систематизированы данные об альтернативных мировоззренческих и методологических подходах в психиатрии: как нейронауке, феноменологической науке, науке о духе. Приведен теоретико-методологический анализ психиатрии как ключевой сферы человекознания. В контексте антропо-синергетического взгляда на проблему рассмотрена биопсихосоциальная модель психиатрии и ее системообразующие характеристики. Показаны возможности ноэтического измерения человека, феноменологические основания антропологической психиатрии, герменевтическая методология гуманитарного познания в психиатрии, особенности функционирования психиатрии как социального института.
В книге рассматривается вопрос брака после смерти и воскресения мертвых. Автор подробно исследует выражение Господа о том, что "в воскресение ни женятся и не выходят замуж, но будут как ангелы Божии" на Его родном языке - арамейском, а также на иврите. Автор приходит к выводу, что Иисус Христос мог отрицать не брак сам по себе, а насилие и собственническое отношение супругов в семье, т.к. глагол жениться и выходить замуж на семитских языках буквально означает овладеть и поступить во владение. Вместе с этим автор подробно исследует, что такое ангел, душа, кожаные ризы, состояние души при сотворении и по смерти на основании Писания главным образов на иврите. Рассматривается понятие сын Божий, его история в среде иудейских переписчиков.
Книга – плод трёхлетнего труда на тему цивилизации, философия истории, этногенеза, ДНК-генеалогии, лингвистики. Автор не имеет научных степеней и званий. Всё это – часть моего синтезирования на основе анализа большого количества информации из различных источников – книг, статей, Википедии и т. д. Ссылки на все источники даны в книге. Данная книга будет интересна человеку увлекающемуся историей, особенно глубинной. Размышления над взаимосвязью чередующихся исторических событий и колебаний климата навели на мысль, что история повторяется недаром и по определённым законам. Выявлена чёткая связь между эволюцией и мозгом человека, влиянием сухости и влажности на мозг, вызывающих смену элитарных и эгалитарных периодов в истории человечества. В основу книги легла моя Теория Волновой Истории этносов северного полушария, где я вкратце изложил суть своей методологии. Открытие этих колебаний позволит восполнить «белые пятна истории» и спрогнозировать состояние этносов на длинную перспективу.
В конце первого семестра 1982 года Мишель Фуко читает в Университете Виктории в Торонто цикл лекций под названием «Говорить правду о самом себе». Темой лекций, составляющих часть проекта генеалогии современного западного субъекта, стало историческое формирование герменевтики себя. Проанализировав тот особый тип познания себя и отношения к себе, что характерен для греко-римского askēsis, в котором субъект должен овладеть собой, став властителем самого себя, Фуко приступает к изучению переворота, который в первые века христианства, особенно в монашеских общинах, привел к рождению герменевтики себя, понимаемой в качестве исследования и расшифровки субъектом своей внутренней сущности. Для определения такого переворота Фуко в этих лекциях вводит ранее не использовавшееся им различие между двумя формами аскезы, одна из которых ориентирована на истину, а другая – на реальность.
Наряду с лекциями Фуко проводит в Торонто семинар, посвященный подробному исследованию текстов античных авторов, на которые опирается ег…
В учебном пособии реализуется установка на формирование профессиональных и общекультурных компетенций студентов-филологов, предусмотренных государственным образовательным стандартом третьего поколения. Анализируется современное состояние изучения проблем жанрологии. В герменевтической парадигме освещается природа «понимающего бытия» литературного жанра, рассматривается соприродность его «частей» и «целого», обосновывается необходимость установления отношений между пониманием и интерпретацией в процессе изучения жанровой специфики художественных произведений. Определяется значение идей М. М. Бахтина (1895-1975) для эпистемологии современной теории и философии литературного жанра. Использование герменевтических категорий и процедур нацелено на идентификацию жанровой «системы средств и способов понимающего овладения и завершения действительности».
Для магистрантов по направлению подготовки 032700 – «Филология», а также аспирантов специальностей 10.01.01 – «Русская литература» и 10.01.08 – «Теория литературы,…
В книгу вошли работы разных лет, как уже опубликованные, так и публикуемые впервые, объединенные поиском путей к новой, феноменологической парадигме в психотерапии и практической психологии личности. Эта парадигма складывается в противовес естественнонаучной, с одной стороны, и психотехнической – с другой на перекрестке заново переосмысленных герменевтики, майевтики и собственно феноменологии.
Адресуется психологам и представителям смежных гуманитарных наук.
Книга посвящена закономерностям развития античной литературы, а точнее – литературы Средиземноморья дохристианского периода. Это большой исторический цикл, охватывающий Древний Египет, Древнюю Грецию и Древний Рим, и он рассматривается здесь как ментальное целое. Это позволяет установить ряд новых закономерностей, присущих не только рассматриваемому периоду, но и инвариантных в истории в целом.
В работе использована методология экзистенциальной системогенетики Н. Н. Александрова, примененная на конкретно-историческом материале литературы.
Для студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников и всех, кого интересуют новые подходы в гуманитарной сфере.
Первая публикация книги состоялась в 2012 году в электронном научном издании «АКАДЕМИЯ ТРИНИТАРИЗМА».
Эта книга – размышление о сущности религиозного сознания. В ней рассматривается проблема онтологизации зла, злободневная в любое историческое время. Выделяются два аспекта проблемы – содержательный и структурный. Зло первоначально выступает как свойство (или отношение) личности или социума и не предполагает насильственных методов борьбы с ним (атрибутивно-реляционное зло). На втором этапе развития зло приобретает статус самостоятельной вещи, становится реальностью (реистическое зло). В этом случае борьба со злом должна быть насильственной. Так разрешается спор о методах борьбы со злом между В. Соловьевым и Л. Толстым: Л. Толстой отрицал реистичность зла, поскольку считал, что Боге и в природе человека зла нет. В. Соловьев полагал зло самостоятельной силой, реальностью, и был сторонником насилия в борьбе с ним.
Для постановки и решения проблемы онтологизации зла используется метод системной герменевтики. Предметная область анализа – произведения И. Канта, Вл. Соловьева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. В…