ТОП-50 лучших книг в жанре Филология
bannerbanner

Филология - ТОП 50 лучших книг

Отображать сначала: популярныеновыеТОП лучших книг
Образность в филологическом тексте
5
В монографии рассматриваются актуальные для современного терминоведения вопросы, связанные с образностью научного текста и способами её реализации. В качестве теоретической базы исследования введено понятие «образный слой текста», который образуют извлеченные из лингвистических и филологических текстов двадцати авторов фрагменты различного текстового объёма и включающие в качестве организующего компонента живой образ того или иного типа: метафору, сравнение, уподобление и фразеологизм. Проанализированы интерпретирующая, предикативная, терминологическая и эмоционально-оценочная функции когнитивного образа научного текста. Также уделено внимание разного типа внутриязыковым и межъязыковым перекличкам. Книга адресована терминоведам, специалистам в области лексикологии, лексикографии и стилистики, а также аспирантам и магистрантам, осваивающим учебный курс «Проблемы терминологии в профессиональной сфере», и способствует формированию метафорической компетенции у современной профессиональной личности.
Собрание сочинений в шести томах. Т. 6. Наука и просветительство
5
Первое посмертное собрание сочинений М. Л. Гаспарова (в шести томах) ставит своей задачей по возможности полно передать многогранность его научных интересов и представить основные направления его деятельности. Собранные в шестом – финальном – томе материалы знакомят нас с мыслями ученого о науке и людях в ней, о профессии и об исследовательских методах, о просветительстве и образовании, о месте филологии и вообще гуманитарного знания в нашей повседневной жизни. Том открывает книга «Записи и выписки», составленная Гаспаровым из фрагментов его записных книжек, дополненных воспоминаниями, письмами, ответами на анкеты и интервью. Статьи, рецензии, предисловия, заметки, программы и конспекты небольших лекционных курсов, мемуарные фрагменты, письма, анкеты и интервью, также включенные в том, в значительной степени дополняют эту книгу. Читатель – как будто изнутри, глазами одного из ярчайших ученых, одновременно филолога-классика, исследователя истории русской поэзии и стиховеда – сможет посмотреть на плодотворн…
Феномен затекста
5
В монографии впервые предпринята попытка системного описания понятия «затекст» в аспекте феноменологии и психологии художественного творчества. Принципиально разграничен затекст как форма авторской рефлексии и затекст как рецептивная практика. Книга адресована гуманитариям и может быть интересна как литературоведам, так и философам, культурологам, искусствоведам, психологам и литературным критикам.
Концептуализация опыта в речевой коммуникации
5
Монография содержит материалы научных изысканий в области концептуализации и категоризации опыта в речевой коммуникации. Предназначена для широкого круга научной аудитории: студентов, аспирантов, ученых-лингвистов, а также ученых смежных специальностей (философов, психологов, социологов и пр.).
Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки
5
Сказки окружают и притягивают нас с детства: там любые чудеса становятся явью, герои спасают мир, а добро всегда побеждает зло. Но знаем ли мы, что на самом деле скрывается за любимыми волшебными историями? Где находится Тридесятое царство? Кто стоит за образами Кощея и Бабы-яги? Как передвигается избушка на курьих ножках и почему для оживления нужна мертвая вода? Известный филолог и фольклорист В. Я. Пропп приоткрывает завесу тайны и предлагает разобраться, как в сказках нашли отражение смыслы и архетипы далеких времен. В своих культовых работах по изучению феномена сказки, которые оказали влияние на развитие мировой культурологии, психологии и филологии, он исследует многообразие волшебного мира, действия героев и корни сказочных сюжетов. Иллюстрацию для обложки создала Кориандр – популярный художник-комиксист, независимый автор, создатель веб-комикса «Бес|смертный». Для кого эта книга Для всех, кто интересуется мифами, сказками и архетипами, укоренившимися в нашем сознании. Для тех, кто хочет заглянуть…
Творчество И.С. Тургенева в аспекте имагологии и компаративистики
5
Учебное пособие посвящено анализу творчества И.С. Тургенева как художественной системы, сложившейся в процессе непрерывного и многогранного поэтического (в широком понимании) и собственно литературного диалога с традицией. В основу сравнительно-сопоставительного изучения положен принцип выделения так называемого художественного текста -образно-смыслового единства, которое аккумулирует и репрезентирует писательские представления о значимых национальных, культурных и эстетических категориях. Пособие предлагает рассмотреть имагологическую индивидуальность И.С. Тургенева в рамках пяти образно-поэтических текстов: античного, сентиментального, еврейского, степного, итальянского. Для студентов филологических специальностей, а также всех, кто хочет углубить представление о творчестве И.С. Тургенева, расширить знания в русле истории русской литературы и русско-европейских литературных связей.
Три века русской метапоэтики: легитимация дискурса. Том III. Первая половина XX в. Авангард
5
Антология «Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса» – первый опыт системного изучения метапоэтики (исследования поэтами собственного творчества). Метапоэтика – особая область знания, характеризующаяся энциклопедичностью, многожанровостью, взаимодополнительностью художественных и научных посылок, она дает уникальные по достоверности сведения о поэзии. В третьем томе представлены метапоэтические произведения поэтов-авангардистов. Предназначается для специалистов, занимающихся исследованием поэзии, а также для читателей, интересующихся поэтическим творчеством.
Культура речи
5
Книга А.В. Флори представляет собой обобщение его многолетнего педагогического опыта. Она посвящена проблемам современного состояния речевой культуры. Автор излагает системный подход к интерпретации текстового материала, рассматривает лингвистический материал с учетом общекультурологических позиций, подробное изложение которых дается во введении. Книга предназначена для студентов филологических факультетов и других специальностей.
Стилистика, любовь моей жизни…
5
В книге сплетаются две сюжетные линии – автобиографическая и научно-поисковая. Известный учёный рассказывает о своей жизни, о русских и советских ученых, с которыми работал, о деле всей своей жизни – Институте русского языка им. А.С. Пушкина. Автор делится размышлениями о лингвистике, о научных поисках и открытиях, об остросовременных и уже решенных задачах науки. Рекомендуется для филологов, а также для всех, кого интересуют вопросы языковой нормы, история отечественной стилистики, тенденции в развитии и употреблении русского языка.
От метафоры до фейков: Словесное воздействие на эмоции, знания и поведение людей
5
В книге анализируются политические приемы словесного воздействия, а также метасмысл, то есть всё то, что не сказано прямо, а подразумевается в словах. Метасмысл содержится в метафорах, иронии, намеках, мемах, приемах постправды. Люди попадают под влияние красивых и тщательно выверенных слов, метасмысл преодолевает логические преграды и проникает в языковое подсознание человека. Авторы на конкретных примерах показывают механизмы работы инструментов манипуляции массовым сознанием.
Лермонтовский текст. Исследования 1900–2007 годов. Том 1
5
В двухтомной антологии жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова рассматривается как значительный текст русской культуры, который развивается и живет в пространстве и времени. Публикуются основные, наиболее значительные труды ставропольских ученых о М.Ю.Лермонтове, написанные в течение XIX2XX веков, осуществлена их систематизация, научная обработка. Работы располагаются в хронологическом порядке, большая часть их связана с изучением кавказского периода творчества М.Ю.Лермонтова. В научный обиход вводятся многие забытые, малоизвестные исследования. Они будут полезны в школах, вузах, других учебных заведениях. Книга включает богатый иллюстративный материал из фондов Пятигорского музея-заповедника М.Ю.Лермонтова. Приведена обширная библиография. Антология предназначена всем, кто интересуется жизнью и творчеством великого русского поэта.
Языковая картина мира. От теории к практике
5
Учебное пособие предлагает теоретический и практический материал, посвященный актуальной теме отражения языковой картины мира во фразеологизмах в трех языковых культурах: русской, английской и китайской. учебное пособие состоит из трех разделов. В теоретическом Разделе 1 кратко рассматриваются ключевые для данного пособия понятия картины мира, языковой картины мира и концептуальной метафоры. Раздел 2 содержит конкретные примеры метафорического осмысления абстрактных понятий при помощи фразеологизмов, включающих компонент-зооним, -метеоним и цветообозначение в английской, русской и китайской лингвокультурах. выделяются универсальные и культурно-специфические метафорические единицы. Раздел 3 включает практические задания на английском языке, которые позволяют закрепить полученное в ходе изучения первых двух разделов знание. Пособие содержит обширную справочную информацию, касающуюся английских и китайских фразеологизмов с компонентом-зоонимом, -метеонимом и -цветообозначением. Для студентов, магистрантов и …
Забавная филология, или Курьёзы языкотворчества
5
Эта книга встала в ряд с немалым количеством изданий, в заглавии которых присутствует слово «забавный», «занимательный», «курьёзный» и т.п. В этот ряд входят не только «Занимательная математика», «Занимательная физика», «Занимательная астрономия», «Занимательная библиография», но даже и «Забавная библия». И это неудивительно – ведь смешное есть в любой науке, в любой области человеческой деятельности. Но больше всего смешного, забавного, курьёзного можно найти в языкотворчестве, в лингвистике, в филологии. Комизм вербальный, или лингвистический, то есть выраженный языковыми средствами, лёг в основу всех комическо-юмористических опусов, относящихся практически ко всем сферам человеческой деятельности. Приведённые в книге курьёзы касаются лишь некоторых аспектов грамматики и орфографии, и в основном относятся к иным разделам филологии – таким как фразеология, ономастика, игра слов и т.п. Больше же всего внимания уделено практическому использованию языка во всех сферах деятельности, в том числе ошибкам (ляпа…
Минутки грамотности от Юли Островской и Василисы Назимовой. Под редакцией Азамата Джолдасбекова
5
"Минутки грамотности" – речевые миниуроки, которые рассылались работникам Казахстанской фондовой биржи по электронной почте в 2007-2017 годах. При написании «минуток» активно использовались материалы из различных авторитетных источников, к примеру, таких как интернет-портал gramota.ru. Конечной целью создания «минуток» было повышение производительности офисного труда за счёт стандартизации и шаблонизации повторяющихся процессов по написанию текстов. Кроме того, сверхзадачей «минуток» было формирование у их читателей навыков и привычек грамотности в официально-деловой речи как важного показателя, характеризующего, во-первых, качество работы, а во-вторых – степень уважения к тем людям, для которых эта работа делается (к клиентам, пользователям, посетителям сайта). Того уважения к другим, через которое проявляется уважение к себе. Впервые составленный сборник «минуток» предназначен для тех, кому по работе надо писать, создавать формальные тексты, в общем – письменно излагать нужные смыслы, в том числе и подв…
Первый план и фон в повествовательном тексте: нарратология, лингвистика, когнитивные исследования, переводоведение
5
В монографии собраны и структурированы данные исследований, обращенных к феномену текстового выдвижения, к принципам и средствам формирования первого плана и фона в повествовательном тексте, к речевым и композиционным приемам управления читательским вниманием. В первой части книги (главы 1—5) прослежено соотношение и взаимодействие отечественной и зарубежных научных традиций изучения текстового выдвижения, представлен обзор ранее непереведенных научных трудов в этой сфере. Вторая часть работы (глава 6) знакомит читателей с разнообразными приемами формирования первого плана и фона в русских оригинальных и переводных нарративах. Ключевые слова: первый план, фон, выдвижение, выделенность, нарратив, перевод.
Лермонтовский текст. Исследования 1900–2007 годов. Том 2
5
В двухтомной антологии жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова рассматривается как значительный текст русской культуры, который развивается и живет в пространстве и времени. Публикуются основные, наиболее значительные труды ставропольских ученых о М.Ю.Лермонтове, написанные в течение XIX2XX веков, осуществлена их систематизация, научная обработка. Работы располагаются в хронологическом порядке, большая часть их связана с изучением кавказского периода творчества М.Ю.Лермонтова. В научный обиход вводятся многие забытые, малоизвестные исследования. Они будут полезны в школах, вузах, других учебных заведениях. Книга включает богатый иллюстративный материал из фондов Пятигорского музея-заповедника М.Ю.Лермонтова. Приведена обширная библиография. Антология предназначена всем, кто интересуется жизнью и творчеством великого русского поэта.
Анализ художественного текста. Русская литература XX века: 20-е годы
5
Учебное пособие посвящено лингвостилистическому анализу прозаических произведений русской литературы 20-х – начала 30-х гг. ХХ века. Этот период в литературном процессе привлекает внимание не только иностранных учащихся, но и русских читателей, так как содержит достоверное отображение эпохи, делает понятным ее воздействие на характер человека революционного времени. Отбор писательских имен определен их местом в истории русской литературы. Книга состоит из двух частей. В первую входят сведения об авторах, тексты произведений, образцы лингвостилистического анализа, во вторую – произведения тех же авторов, предлагаемые для самостоятельного анализа учащихся. Пособие предназначено для преподавателей русского языка как иностранного, студентов-филологов и всех интересующихся русской литературой этого периода.
Русская метапоэтика
5
В словаре представлена русская метапоэтика – исследование поэтами собственного творчества со времен С.Полоцкого (конец XVII века) до конца XX века. Осуществлена легитимация дискурса: впервые системно представлены работы русских поэтов о творчестве. Выделено несколько этапов формирования метапоэтики: метапоэтика рецепции (принятия) (конец XVII – XVIII век), метапоэтика преобразования (преображения) и установления (XIX век), метапоэтика синтетики поэзии (конец XIX – начало XX века), метапоэтика аналитизма поэзии (первая половина XX века), метапоэтика отображения реальной действительности и «отрешения» от нее (XX век), метапоэтика деконструкции (конец XX века). Дается теория русской метапоэтики, в каждой части представлена общая метапоэтика определенного периода, далее приводятся словарные статьи – частные (индивидуальные) метапоэтики (Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Баратынский, Тютчев, Пастернак, Твардовский и т.д.). Предназначен для студентов, аспирантов, магистров филологических факультетов, а также…
Саморазвитие по Толстому. Жизненные уроки из 11 произведений русских классиков
5
Журналистка The Telegraph и профессиональный комик Вив Гроскоп в сложный жизненный период нашла в великих русских романах не только утешение, но и душеполезные советы, которые помогли ей выбраться из бедственного положения, – и решила описать этот опыт. В «Саморазвитии по Толстому» она на собственном примере и судьбах русских классиков показывает, что даже из самой сложной ситуации можно найти выход с помощью литературы: «Анна Каренина» облегчает кризис идентичности, тургеневская пьеса «Месяц в деревне» помогает пережить несчастную любовь, а «Мастер и Маргарита» – справиться с тяжелейшими обстоятельствами. Лев Толстой, Федор Достоевский, Анна Ахматова, Антон Чехов, Николай Гоголь и другие в книге Гроскоп – не бронзовые памятники, а живые люди, которые тоже страдали и сомневались, их обуревали тысячи страстей, но они сумели сохранить достоинство и остались самими собой. «Саморазвитие по Толстому» – занимательная попытка посмотреть со стороны на сюжеты, знакомые каждому русскоязычному читателю со школьной с…
Три века русской метапоэтики: легитимация дискурса. Том IV. XX век. Реализм. Соцреализм. Постмодернизм
5
Антология «Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса» – первый опыт системного изучения метапоэтики (исследования поэтами собственного творчества). Метапоэтика – особая область знания, характеризующаяся энциклопедичностью, многожанровостью, взаимодополнительностью художественных и научных посылок, она дает уникальные по достоверности сведения о поэзии. В четвертом томе представлены метапоэтические произведения поэтов XX века (реализм, соцреализм, постмодернизм). Предназначается для специалистов, занимающихся исследованием поэзии, а также для читателей, интересующихся поэтическим творчеством.
Время языка. Сборник статей памяти профессора В.В. Колесова
5
В сборник, посвященный памяти Почетного профессора СПбГУ Владимира Викторовича Колесова (1934―2019), вошли статьи его коллег и учеников, в той или иной мере отражающие его научные интересы и развивающие идеи ученого. Статьи объединены в два раздела, которые содержательно связаны с основными сферами научных интересов В.В. Колесова: «История языка» и «Язык – культура – ментальность». Издание рассчитано как на филологов и лингвистов, специализирующихся в области русистики и славистики, так и на более широкий круг читателей, интересующихся проблемами истории и современного состояния русского языка.
Языковая личность автора публицистического текста
5
В современной лингвистической науке учёные обращают всё большее внимание на изучение языка не только художественных текстов, но и текстов официально-делового, научного, разговорного и публицистического стилей. Мне кажется интересным рассмотреть некоторые языковые особенности современного публицистического текста и выявить характерные лингвистические черты языковой личности, создающей тот или иной публицистический текст.
Глагол будущего. Философские, педагогические, литературно-критические сочинения Я. М. Неверова и речевое поведение воспитанников Ставропольской губернской гимназии середины XIX века
5
В первой части книги публикуются педагогические труды, воспоминания, литературно-критические статьи Я.М. Неверова – мыслителя, педагога, просветителя середины XIX века, сочинения гимназистов, законы об образовании, отчеты, протоколы заседаний педагогических советов. Вторая часть содержит статьи современников, исследования ученых Ставропольского государственного университета, которые являются результатом комплексного изучения роли Ставропольской губернской гимназии и ее директора Я.М. Неверова в развитии просвещения, культуры, науки в Ставропольском крае. Издание представляют интерес для преподавателей вузов, учителей русского языка и литературы, истории, культурологии, студентов, аспирантов, а также всех интересующихся вопросами истории русской словесности, культуры и педагогики Ставропольского края.
Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки
5
Сказки окружают и притягивают нас с детства: там любые чудеса становятся явью, герои спасают мир, а добро всегда побеждает зло. Но знаем ли мы, что на самом деле скрывается за любимыми волшебными историями? Где находится Тридесятое царство? Кто стоит за образами Кощея и Бабы-яги? Как передвигается избушка на курьих ножках и почему для оживления нужна мертвая вода? Известный филолог и фольклорист В. Я. Пропп приоткрывает завесу тайны и предлагает разобраться, как в сказках нашли отражение смыслы и архетипы далеких времен. В своих культовых работах по изучению феномена сказки, которые оказали влияние на развитие мировой культурологии, психологии и филологии, он исследует многообразие волшебного мира, действия героев и корни сказочных сюжетов. Иллюстрацию для обложки создала Кориандр – популярный художник-комиксист, независимый автор, создатель веб-комикса «Бес|смертный». Для кого эта книга Для всех, кто интересуется мифами, сказками и архетипами, укоренившимися в нашем сознании. Для тех, кто хочет заглянут…
Драматические жанры. Малый словарь-справочник
5
Предлагаемое издание представляет собой малый словарь-справочник по драматическим жанрам, пополняющий комплекс учебных пособий для дисциплин литературоведческого цикла, как общих (Литературоведение, Теория литературы, История русской литературы, История зарубежной литературы), так и специальных (Жанрология, Анализ и интерпретация произведений русской классической драматургии, История русской драматургии и др.). В словарь включены наиболее устойчивые жанровые образования, прошедшие длительный исторический путь развития, повлиявшие на эволюцию мировой и отечественной драматургии и обнаруживающие свои признаки в современной системе драматических жанров. В книге реализовался авторский подход к жанрологическим проблемам, а включенные материалы опираются на авторитетные и научно достоверные энциклопедические источники. Для обучающихся филологических факультетов вузов.
От Кафки до Грасса. Зарубежный роман ХХ века
5
Основная задача рецензируемого пособия – рассмотреть различные проблемы развития зарубежной литературы ХХ века в контексте эстетического плюрализма и многовариантности художественного и социального подхода писателей к проблемам современной эпохи. Автор пособия проследил и отразил широкую панораму разнообразных творческих исканий писателей ХХ века, представляющих различные национальные культуры и литературные школы. Как одна из особенностей культуры этого периода трактуется проблема исчезновения четких границ между жанрами, их преемственность и взаимозаменяемость. Уделяется внимание проблеме взаимодействия литературы и науки, литературы и философии, литературы и психологии и их влиянию на развитие современных литературных жанров. Учебное пособие предназначено для студентов филологических факультетов высших учебных заведений.
Русская сказка
5
«Универсальность сказки, ее <…> повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Эти ценности раскроются перед нами постепенно. Пока же я ограничусь указанием на поэтичность, задушевность, на красоту и глубокую правдивость сказки, на ее веселость, жизненность, сверкающее остроумие, на сочетание в ней детской наивности с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь», – пишет очарованный автор. «Русская сказка», не оконченная автором рукопись, во многом обобщает тезисы, приведенные в двух предыдущих монографиях, но также и распространяет их. Работа классифицирует сюжеты и персонажей, а также дает широкий исторический контекст: как начиналось изучение сказки в Европе? по какому пути пошло оно в России? кем были те самые сказочники, пересказавшие известные нам с детства сюжеты собирателям? В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Гармония поэтического текста
5
В монографии освещаются актуальные проблемы лингвистического анализа поэтического текста с использованием феноменологического метода, стратегии деконструкции, а также общенаучных принципов симметрии, относительности, дополнительности. Основное внимание уделяется гармонии как критерию совершенства текста. Определяются общие принципы гармонической организации – аналитизм и синтетика поэзии, рассматриваются координаты гармонической организации, языковая ткань, склад, фактура текста. Изучаются законы гармонии в поэтическом творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, поэтов-авангардистов. Для студентов филологических факультетов, учителей и всех, кто интересуется вопросами лингвистической поэтики художественного текста.
Внутренний рассказчик. Как наука о мозге помогает сочинять захватывающие истории
5
Нас определяют истории. Они лежат в основе наших убеждений и верований, характеров и вкусов. Тысячелетия назад умение складывать захватывающие сюжеты помогало нам расселяться по планете, поддерживать связь, проводить и стирать границы между племенами. А с недавних пор еще и писать книги, снимать фильмы и придумывать виртуальные миры. Но почему мы так любим истории? Ответ кроется в устройстве нашего мозга. С помощью последних достижений нейронаук Уилл Сторр объясняет, что корни всемирной славы Шекспира лежат в эволюции, в чем сила «Гражданина Кейна» и «Красоты по-американски» и чему мы можем научиться у самих себя. По мнению Сторра, жизнь каждого человека – блестящий сценарий, только пишут его не высшие силы, а наш мозг, ежеминутно наполняя происходящее смыслом и предназначением. «Внутренний рассказчик» переворачивает представление о литературном мастерстве и навыках сценариста и показывает, как истории рождаются в наших головах – и как авторы киноблокбастеров и признанных литературных шедевров манипулирую…
Орфоэпия: основы теории и прикладные аспекты
5
Монография содержит обоснование орфоэпии как научной дисциплины, в ней прослеживается история становления орфоэпии, предлагается анализ ведущих направлений в данной области, представленных работами Аванесова, Панова, Щербы и их учеников и последователей, представлена характеристика словарей орфоэпического типа, дается определение объекта и предмета орфоэпии, рассматриваются вопросы фоностилистики, подробно освещается орфоэпия мужских и женских отчеств. Книга может быть полезна преподавателям, научным работникам, аспирантам, студентам и всем интересующимся вопросами современного русского произношения.
Основы филологии
5
Учебное пособие содержит материал по курсу «Основы филологии», на фоне краткого исторического очерка дается представление о современном этапе филологии; освещаются все основные объекты современной филологии: естественный язык, текст, homo loquens; рассматриваются методологические проблемы современной филологии, особенности научного исследования в области филологии. В книге также помещены примерная программа учебной дисциплины (содержание дисциплины, примерная тематика практических занятий), вопросы и задания для самостоятельной работы и извлечения из сочинений отечественных и зарубежных авторов. Для студентов, обучающихся по направлению 032700 (031000) и специальности 031001 – «Филология» (бакалавриат), и преподавателей вузов.
Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. Выпуск X. Преемственность и динамика грамматической науки. К 110-летию со дня рождения В. Г. Адмони
5
В тематический выпуск входят статьи, написанные авторами по материалам докладов на Международной конференции к 110-летию со дня рождения В. Г. Адмони, одного из классиков отечественной теории грамматики, германистики и общего языкознания. На материале исследований конкретных грамматических категорий немецкого языка, разножанровых типов немецкоязычных текстов в их диахронической и синхронной данности, грамматических свойств лексических и фразеологических единиц немецкого языка показаны актуальность и эвристический потенциал разработанной Адмони лингвистической концепции для современной грамматической науки. Теоретические подходы Адмони не только продолжают играть значительную роль в традиционном структурно-грамматическом описании немецкого языка, но и являются источником и генератором идей для современных направлений лингвистических исследований, особенно для функциональной грамматики, функционально-коммуникативного синтаксиса, лингвопрагматического анализа грамматических средств и категорий, лингвистическ…
Словарь оксюморонов русского языка
5
В словаре описано свыше шестисот оксюморонов различных типов: образные словосочетания (предложения), составные термины, фразеологизмы, сложные слова. Такое разнообразие позволяет представить оксюмороны не только как средство речевой выразительности, но и как факт языка. Словарь адресован в первую очередь филологам, учителям русского языка и литературы, а также всем, интересующимся русским языком.
Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. Учебное пособие
5
Основная задача учебного пособия – сформировать лингвистическую компетенцию в сфере синтаксиса сложного предложения, акцентируя особое внимание на функциональной ориентации этой языковой единицы, ее роли в процессе коммуникации. Решение этой задачи тесно связано с повышением уровня гуманитарной образованности студентов, с развитием у них логического мышления, совершенствованием языкового чутья в контексте языкового конструирования сложных мыслей. Пособие представляет теоретические сведения о сложном предложении (первый раздел), систему упражнений (второй раздел). Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Методика преподавания литературы. Терминологический словарь-справочник
5
В словаре в удобной для поиска форме представлены все необходимые понятия по дисциплине «Методика преподавания литературы». Словарь дает интерпретации устоявшимся в методике понятиям, которые раскрывают основное содержание, формы, методы и приемы, а также средства преподавания литературы, поясняет новые понятия, связанные с инновационными явлениями в методической науке и практике. Помимо этого словарь сообщает наиболее точное сочетание понятий и терминов, а также содержит указания на источники, которые помогут читателям в самостоятельной ориентации в терминологическом пространстве. Для студентов, аспирантов и преподавателей.
Лингвопоэтика
5
Теоретической основой данного пособия послужили труды отечественных и зарубежных филологов XX века: Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, Я. Мукаржовского, А.М. Пешковского, Л.С. Выготского, Ш. Балли, Р. Барта, М. Риффатера, Л. Долежела, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева и других. Учебное пособие снабжено хрестоматийным материалом и практическими заданиями. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов. 2-е издание, переработанное
Три века русской метапоэтики: легитимация дискурса. Том II. Конец XIX – начало XX вв. Реализм. Символизм. Акмеизм. Модернизм
5
Антология «Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса» – первый опыт системного изучения метапоэтики (исследования поэтами собственного творчества). Метапоэтика – особая область знания, характеризующаяся энциклопедичностью, многожан-ровостью, взаимодополнительностью художественных и научных посылок, она дает уникальные по достоверности сведения о поэзии. Во втором томе представлены метапоэтические произведения реалистов, символистов, акмеистов, модернистов конца XIX – начала XX вв. Предназначается для специалистов, занимающихся исследованием поэзии, а также для читателей, интересующихся поэтическим творчеством.
Современная лингвистическая поэтика
5
В монографии освещаются актуальные проблемы лингвистического анализа поэтического текста с использованием феноменологического метода, стратегии деконструкции, а также общенаучных принципов симметрии, относительности, дополнительности. Основное внимание уделяется гармонии как критерию совершенства текста. Определяются общие принципы гармонической организации – аналитизм и синтетика поэзии, рассматриваются координаты гармонической организации, языковая ткань, склад, фактура текста. Изучаются законы гармонии в поэтическом творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, поэтов-авангардистов . Для студентов филологических факультетов, учителей и всех, кто интересуется вопросами лингвистической поэтики художественного текста.
Универсальность Лермонтова
5
В монографии развиваются идеи предшествующих исследований авторов «Лермонтов и барокко» (2007), «Метапоэтика Лермонтова» (2009). Критерий универсальности предполагает изучение творчества Лермонтова во всей полноте, единстве, дает возможность перехода на новый уровень абстрагирования в его осмыслении. Исследование универсальности Лермонтова – научная задача, связанная с определением всесторонности, всеохватности взглядов художника в единстве бытия и инобытия, стремления к целостности, предельной открытости миру, широты интересов, многообразия дарований и продуктивности в различных видах творчества. Книга будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся проблемами филологии, философии, семиотики, лермонтоведения.
Интерпретация британского романа / Understanding British Novels
5
Пособие призвано активизировать самостоятельную работу в процессе подготовки к занятиям по домашнему чтению, интерпретации и анализу текста. Оно состоит из глав романа Гр. Грина «The Quiet American», каждая из которых сопровождается рядом заданий, способствующих углублению понимания прочитанного, развитию умений излагать содержание, интерпретировать смысл художественного текста. Для студентов старших курсов, изучающих английский язык по направлению 032700 «Филология», профиль «Зарубежная филология» (английский язык и литература).
Русский святочный рассказ. Становление жанра
5
Святочный рассказ – вид календарной прозы, возникший на фольклорной основе – попал в поле зрения исследователей сравнительно недавно. Монография Елены Душечкиной представляет собой первый и наиболее значительный опыт изучения этого феномена в отечественном литературоведении. Автор рассказывает историю возникновения и формирования жанра святочного рассказа в России, прослеживая его судьбу на протяжении трех столетий – от XVIII века до настоящего времени. На обширном материале, включающем в себя архивные записи фольклорных текстов и литературные произведения, напечатанные в русских периодических изданиях XVIII–XX вв., Елена Душечкина раскрывает художественную природу жанра и выделяет характерные для него основные темы. В качестве приложения к книге читателю предлагается подборка святочных рассказов, составленная самим автором монографии и включающая тексты, изначально появившиеся в русских журналах и сборниках второй половины XIX – начала XX века. Елена Душечкина (1941-2020) – доктор филологических наук, пр…
Русская елка. История, мифология, литература
5
В России традиция устанавливать елку на Новый год и Рождество долгое время воспринималась как нечто самой собой разумеющееся и потому ускользала от научного взгляда. Книга филолога Елены Душечкиной – первое и наиболее значительное отечественное исследование, посвященное истории и мифологии рождественского/новогоднего дерева. Автор рассказывает, как этот обычай входил в русский культурный обиход, завоевывал популярность, и какие преграды он встречал на своем пути. Обращаясь одновременно к художественной литературе и широкому кругу документальных источников – мемуарам, дневникам, газетам и журналам, – Елена Душечкина бережно реконструирует путь, который прошла елка, прежде чем стать важной частью нашей праздничной традиции. Елена Душечкина (1941–2020) – доктор филологических наук, профессор СПбГУ, выдающийся специалист по русской литературе и культуре.
Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков.
5
Особое внимание уделено новым направлениям общего языкознания – типологии лексики и литературных языков, типам языковых ситуаций и языковой политики. Адресуется студентам филологических и лингвистических специальностей в качестве пособия по курсам «Общее языкознание» и «Введение в языкознание». Книга будет полезна также преподавателям и аспирантам
Недетские сказки. Тайные смыслы народных текстов
5
Иван-царевич и Василиса Прекрасная, Баба-яга и Кащей Бессмертный, гуси-лебеди, молодильные яблоки и загадочное число «три» – всё это герои и символы волшебных сказок, знакомые нам с детства. История фольклорных текстов уходит корнями в глубокую древность, а их смыслы сегодня нам кажутся абсолютно очевидными. И вроде бы нет и не может быть никаких подтекстов. Но так ли это? В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Методы и технология выпускного квалификационного исследования (язык, литература)
5
Учебно-методическое пособие содержит рекомендации по проведению научного исследования и написанию текста выпускной квалификационной работы по языку, литературе. С позиций становления студента-филолога как профессиональной языковой личности описаны требования к структуре, содержанию, оформлению и основным этапам выполнения выпускной квалификационной работы, охарактеризованы методы и методики филологического исследования. Представлены исходные положения лингвориторической парадигмы как интегративного исследовательского подхода в филологической науке. Приведен краткий словарь общенаучных и филологических терминов. Для студентов ОФО и ЗФО филологических специальностей и направлений бакалавриата, магистратуры (язык, литература), аспирантов, преподавателей вузов, учителей-словесников.
Орфография и пунктуация русского языка. Три способа писать без ошибок
5
Разработаны три формы систематизации орфографии и пунктуации: обобщённое правило-1, алгоритм правильного написания (правильных знаков препинания), обобщённое правило-2 (свёрнутый алгоритм). Это способы эффективного использования поливариантных правил, когда каждое из них оптимально обобщено (буквы н / нн в слове, слитное / раздельное написание не, знаки препинания при конструкции с как и т.д.) и в каждом указан оптимальный порядок его применения. Все способы самодостаточны и взаимосвязаны, их рациональное сочетание позволит педагогу успешно реализовать системный принцип на всех этапах обучения нормативному письму. Для студентов филологических факультетов и преподавателей русского языка.
Русский язык и культура речи. Нормативный аспект
5
Пособие состоит из пяти тем, дающих представление о современном состоянии русского литературного языка, его устройстве, основных функциях, особенностях развития и функционирования. Наиболее подробно представлен раздел, посвященный нормативному аспекту речевой культуры будущего специалиста. Пособие включает теоретические вопросы, практические задания, справочные и контролирующие материалы, терминологический словарь. Учебное пособие может быть использовано студентами всех факультетов для работы с преподавателем и при самостоятельном изучении материалов данного курса.
Переводческий билингвизм. По материалам ошибок письменного перевода
5
В монографии авторы систематизируют типичные переводческие ошибки, дополняют существующие классификации ошибок и неточностей письменного перевода, характеризуют механизмы речевой деятельности, позволяющие решать стоящие перед переводчиком задачи. Будущие специалисты в области межкультурной коммуникации найдут в этом издании описание возможных путей преодоления трудностей, встречающихся при переводе и локализации письменного текста. Для филологов и психолингвистов, интересующихся проблематикой межкультурной коммуникации и билингвизмом, студентов лингвистических специальностей при изучении курсов «Теория перевода», «Психолингвистика», «Когнитивная лингвистика». Монография может быть использована в качестве дополнительной литературы для переводческой практики.
Филологи и историки о языке исторической науки
5
В сборнике представлены материалы научной конференции «Роль и место иностранных языков в университетском историческом образовании», состоявшейся на историческом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова в апреле 2022 г. Вошедшие в сборник статьи написаны филологами и историками на разном в историческом и языковом отношениях материале, и все они посвящены одной теме – языку исторической науки. Поэтому книга может быть интересна как филологам, так и историкам.