Филологический анализ - ТОП 50 лучших книг
«Универсальность сказки, ее <…> повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Эти ценности раскроются перед нами постепенно. Пока же я ограничусь указанием на поэтичность, задушевность, на красоту и глубокую правдивость сказки, на ее веселость, жизненность, сверкающее остроумие, на сочетание в ней детской наивности с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь», – пишет очарованный автор.
«Русская сказка», не оконченная автором рукопись, во многом обобщает тезисы, приведенные в двух предыдущих монографиях, но также и распространяет их. Работа классифицирует сюжеты и персонажей, а также дает широкий исторический контекст: как начиналось изучение сказки в Европе? по какому пути пошло оно в России? кем были те самые сказочники, пересказавшие известные нам с детства сюжеты собирателям?
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
В книге предпринята попытка дать нетривиальные и взвешенные ответы на ключевые вопросы, всегда волновавшие отечественное и зарубежное слововедение: Когда создано «Слово о полку Игореве»? Кто его автор и какие произведения им еще написаны? Каковы предшественники поэмы, являющейся начальным звеном русской литературы?
Книга адресована в первую очередь филологам: научным работникам, вузовским и школьным преподавателям, студентам. Кроме того, она может быть полезна широкому кругу читателей, интересующихся проблемами отечественной культуры.
3-е издание, дополненное
Монография выдающегося ученого-литературоведа, основателя Тартуско-московской семиотической школы Ю. М. Лотмана – это исследование внутренней организации поэтического текста. В первой части излагаются теоретические принципы структурного анализа поэзии, во второй – автор демонстрирует применение различных методик к изучению конкретных стихотворных произведений XIX–XX веков.
Книга Ю.М. Лотмана будет интересна всем, кто интересуется поэзией, литературоведением и семиотикой.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Учебное пособие посвящено лингвостилистическому анализу прозаических произведений русской литературы 20-х – начала 30-х гг. ХХ века. Этот период в литературном процессе привлекает внимание не только иностранных учащихся, но и русских читателей, так как содержит достоверное отображение эпохи, делает понятным ее воздействие на характер человека революционного времени. Отбор писательских имен определен их местом в истории русской литературы. Книга состоит из двух частей. В первую входят сведения об авторах, тексты произведений, образцы лингвостилистического анализа, во вторую – произведения тех же авторов, предлагаемые для самостоятельного анализа учащихся.
Пособие предназначено для преподавателей русского языка как иностранного, студентов-филологов и всех интересующихся русской литературой этого периода.
Сказки окружают и притягивают нас с детства: там любые чудеса становятся явью, герои спасают мир, а добро всегда побеждает зло. Но знаем ли мы, что на самом деле скрывается за любимыми волшебными историями?
Где находится Тридесятое царство? Кто стоит за образами Кощея и Бабы-яги? Как передвигается избушка на курьих ножках и почему для оживления нужна мертвая вода? Известный филолог и фольклорист В. Я. Пропп приоткрывает завесу тайны и предлагает разобраться, как в сказках нашли отражение смыслы и архетипы далеких времен.
В своих культовых работах по изучению феномена сказки, которые оказали влияние на развитие мировой культурологии, психологии и филологии, он исследует многообразие волшебного мира, действия героев и корни сказочных сюжетов.
Иллюстрацию для обложки создала Кориандр – популярный художник-комиксист, независимый автор, создатель веб-комикса «Бес|смертный».
Для кого эта книга
Для всех, кто интересуется мифами, сказками и архетипами, укоренившимися в нашем сознании.
Для тех, кто хочет заглянут…
Монография посвящена теоретической разработке одной из основных проблем, связанных с анализом художественного текста в антропоцентрическом аспекте, – реконструкции по вербальным опорам языковой личности персонажа.
Издание адресовано специалистам по лингвистике текста, лексикологии, стилистике – преподавателям, аспирантам, студентам.
Монография посвящена проблемам интерпретации самого известного мифа в мировой культуре – мифа об Эдипе. Предлагаемые вниманию читателя работы объединены не только темой и материалом, но и общим подходом, нацеленным на рассмотрение изучаемого объекта во взаимосвязи структуры и смысла. Изучаемый объект в данном случае – это миф об Эдипе, который понимается как совокупность всех его версий и вариантов. Особое внимание уделено связи между легендой об Эдипе и знаменитой загадкой Сфинги («Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»). Основным материалом для исследования служат произведения античной литературы на древнегреческом языке. Опираясь на широкий круг значений слов греческого оригинала, автор предлагает многовариантное прочтение загадки и мифа.
Книга не перегружена специальной терминологией и адресована не только филологам и культурологам, но и широкому кругу любознательных читателей, а также может служить пособием для студентов-гуманитариев.
В обширной научно-исследовательской и критической литературе до сих пор нет сжатого очерка о пьесах Чехова, созданного в учебных целях и рассчитанного на студентов гуманитарного профиля. В настоящем пособии делается попытка в какой-то мере восполнить этот пробел. В хронологической последовательности освещаются основные этапы чеховской драматургии, раскрыта проблематика и поэтика его пьес. Большой фактический материал, чёткие формулировки и конкретные примеры помогут студентам оценить пьесы Чехова, понять их важнейшие художественные особенности.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов вузов.
Первая книга девятого тома «Словаря языка русской поэзии XX века» содержит 1350 словарных статей. Статьи включают в себя стихотворные строки из источников Словаря – произведений десяти выдающихся поэтов Серебряного века: И. Анненского, А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, М. Кузмина, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака, В. Хлебникова, М. Цветаевой. В статьях эти строки хронологически упорядочены; они дают возможность судить и о ритмике окружения заглавного слова, и о «приращениях смысла» в нем самом, и об истории слова в поэтическом языке эпохи. Все строки-контексты сопровождаются шифрами; в условной статье соответственно: Анн909, Ахм912у АБ914, Ес915, Куз916, ОМ918, М920, П921, Хл921, Цв935. В необходимых случаях к заголовкам статей и контекстам даются пометы и краткие комментарии. Словарь демонстрирует разнообразие и выразительность языка поэзии и «художественную память» его слов. Обогащая наш эстетический кругозор, он помогает уточнить впечатления от давно любимых читателем строк и обдумать и…
В монографии представлено комплексное описание одной из важнейших антропоориентированных категорий естественного языка – оптативности. Рассматриваются основные аспекты изучения данной категории. Исследуются концептуальные основания, структурная организация и система средств категории оптативности в русском языке.
Книга адресована специалистам-филологам, преподавателям вузов, аспирантам, студентам филологических направлений подготовки и всем, кто интересуется проблемами языка.
В монографии рассматриваются различные формы взаимодействия (отражение, влияние, пересоздание и т.д.) поэтов, творивших в 1917—1991 гг., с рядовой и наиболее многочисленной частью общества, ее нравами, бытом, собственной культурой. В ходе анализа используются подходы как литературоведческие, так и практикуемые представителями других гуманитарных наук. Поэтому книга может стать полезной не только для филологов, но также для историков, социологов, психологов.
В учебном пособии выделяются и описываются четыре типа интертекста: автотекстуальный (самоцитация, самоаллюзия), паратекстуальный (смысловая связь текста с заглавием, эпиграфом, авторским комментарием, редакторской аннотацией), интекстуальный (аллюзия, цитация, аллюзивный сюжет, аллюзивный антропоним) и архитекстуальный (отсылка к общеизвестным художественным, поэтическим, мифологическим и прочим образам, а также феноменам культуры). Все теоретические размышления подкреплены практическим анализом англоязычных стихотворных текстов. Каждый из параграфов содержит набор вопросов, заданий и список литературы.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
В монографии исследуется история формирования филологических аспектов толкования библейского имени Бога (тетраграмматона). В фокусе основного внимания работы находятся эксплицируемые в контексте библейской экзегетики и христианской литургики принципы именования Бога, на которых конституируется опыт лингвистической герменевтики богооткровенного имени. Актуальность изучения данной проблематики возрастает в связи с насущной необходимостью расширения базы знаний по библейской экзегезе имени Бога и конкретизации теоретических представлений о лингвистических принципах его функционирования в библейских и литургических текстах, а также отсутствием в этой сфере обобщающих трудов. Филологическое исследование проблематики именования Бога в Библии и в христианском литургическом богослужении по-новому освещает многие факты и явления, связанные с зарождением и развитием литургической и богословской традиций в восточном христианстве.
Монография адресована филологам, культурологам, религиоведам, историкам и богословам, п…
В пособии содержится анализ 100 стихотворений 73 русских поэтов – от Державина и Пушкина до современных поэтов. Каждое стихотворение сопровождается кратким пояснением его художественной специфики и места в русской литературе и культуре. Отдельная глава посвящена принципам и приемам самостоятельного анализа стихотворного текста. В пособие включен словарь литературоведческих и общенаучных терминов в области стихосложения.
Учебное пособие адресовано школьникам старших классов общеобразовательных организаций, учителям, студентам педагогических вузов. Может быть полезно при подготовке к ЕГЭ по литературе и русскому языку, а также для самостоятельного изучения особенностей русского литературного творчества.
Монография «Диалоги с г-ном Текстом» включает в себя статьи разных лет, объединенные общей установкой на осмысление литературного произведения как художественного целого. Выбор художественных произведений определялся профессиональным интересом и личной симпатией к ним автора («Арфа» и др. Г. Державина, «Парус» М. Лермонтова, «О чем ты воешь, ветр ночной?» Ф. Тютчева, «Литературные памятники» М. Сухотина, «Три дня» О. Николаевой, «Доктор Лето» М. Генделева, «Ткань. Докторская диссертация» Л. Лосева и «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Шинель» Н. Гоголя, «Обломов» И. Гончарова, «Идиот» Ф. Достоевского).
Адресуется филологической аудитории.
Книга включает ряд работ автора по общей и русской филологии, опубликованных преимущественно в середине 1990-х годов – XXI в. Рассматриваются проблемы объекта современной филологии, взаимодействия филологии и коммуникативных наук; выдвигается гипотеза о построении филологической теории коммуникации, на большом фактическом материале демонстрируется ряд филологических категорий коммуникации (многоязычие, диалогичность, эвокативность, интерпретативность). Большое место занимает рассмотрение выдвинутых исследователем феноменов ситуативного типа речи и смешанной коммуникации. Значительное место уделено художественному творчеству В.М. Шукшина, тексту, риторической коммуникации. В книге представлена проекция теоретических результатов на сферу высшего филологического образования и область энциклопедической лексикографии: А.А. Чувакин является автором и научным редактором университетских учебных пособий по основам филологии, теории текста, риторике, филологии в ее взаимосвязи с коммуникативными науками, а также на…
В книге анализируются основные функциональные разновидности современного русского литературного языка, рассматриваются наиболее сложные и спорные вопросы данной проблемы. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Текстопорождение в литературе и искусстве определяется в монографии как двунаправленный процесс: с одной стороны, здесь действуют рефлексивно-моделирующие энергии творческого мышления, формирующие текст как систему знаков; с другой – глубинные исповедальные интенции авторского сознания, направленные на преодоление «заданности» дискурсивно- и текстово-оформленного слова. Центральный круг проблем связан с исследованием сущности исповедального сознания и различных форм исповедальных высказываний, а также природы и структуры текстового сознания в диалектике его отношений с исповедальным. В первой главе данный ряд вопросов рассматривается в теоретическом аспекте, во второй – на примере интерпретации текстов А. Камю, А. Ахматовой, Б. Пастернака.
Книга может быть интересна как филологам, так и специалистам в области культурологии, эстетики, психологии творчества, философии сознания, герменевтики, генологии.
В монографии рассматриваются основные проблемы, связанные с раскрытием семантики неизвестных, малопонятных и непонятных многим носителям языка слов и выражений, осуществляемым с помощью глосс. Источниковедческий анализ глосс, эксцерпированных из разнообразных в хронологическом и жанровом отношении письменных памятников, позволил описать типологию данного языкового феномена и предложить принципы классификации.
Работа предназначена для филологов всех специальностей и широкого круга читателей, интересующихся вопросами русистики.
Вторая книга девятого тома «Словаря языка русской поэзии XX века» содержит 2290 словарных статей. Статьи включают в себя стихотворные строки из источников Словаря – произведений десяти выдающихся поэтов Серебряного века: И. Анненского, А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, М. Кузмина, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака, В. Хлебникова, М. Цветаевой. В статьях эти строки хронологически упорядочены; они дают возможность судить и о ритмике окружения заглавного слова, и о «приращениях смысла» в нем самом, и об истории слова в поэтическом языке эпохи. Все строки-контексты сопровождаются шифрами; в условной статье соответственно: Анн909, Ахм912, АБ914,Ес915, Куз9169 ОМ918, М920, П921, Хл921, Цв935. В необходимых случаях к заголовкам статей и контекстам даются пометы и краткие комментарии. Словарь демонстрирует разнообразие и выразительность языка поэзии и «художественную память» его слов. Обогащая наш эстетический кругозор, он помогает уточнить впечатления от давно любимых читателем строк и обдумать их…
В пособии собраны и проанализированы около 20000 географических названий (топонимов) США. Рассматриваются особенности топонимической системы США, порожденные спецификой географической среды и исторического развития страны.
Работа отражает содержание спецкурса «Топонимия англоязычных стран», который в течение многих лет читался авторами на переводческом факультете Пятигорского государственного университета.
Для студентов и преподавателей языковых вузов.
2-е издание, дополненное
В основе исследования лежит реконструируемая автором структура текста, который несет в себе историческую, псевдоисторическую, а также вымышленную, но допустимую информацию, анализ функции опорной детали при передаче этой информации, а также предполагаемые взаимоотношения компилятора текстов подобного рода с его предполагаемой аудиторией. Издание адресовано всем, кто занимается или интересуется средневековой европейской литературой.
В книге выдающегося филолога Б.В. Томашевского «Стилистика и стихосложение» систематически изложены основные проблемы стилистики художественной литературы – одного из наиболее сложных разделов филологии – и стихосложения, представлен анализ произведений русской литературы начиная с XVIII века.
Для специалистов-филологов и студентов.
Монография посвящена важнейшей проблеме актуальной литературы – анализу образа культурного героя, способного ответить на вызовы времени. Идея создания книги возникла после проведенного в конце октября 2021 г. Международного научного семинара Образ героя современности в прозе рубежа XX-XXI вв. (Ягеллонский университет). Форум позволил соотнести взгляд на современную русскую литературу, культуру, сформировавшийся внутри метрополии, с суждениями извне, что открыло новые исследовательские перспективы, расширило пространство диалога. Работа в той или иной мере подчинена общей логике мирового литературного процесса. Текст включает три раздела, каждый из которых отражает ключевые вопросы порубежной словесности: от поиска настоящего героя, способного соответствовать цивилизационному вызову (первая часть), через анализ векторов психологизма – принципов изображения персонажа и концептуальности формы (вторая часть) – вплоть до анализа отношений автор -герой, уже не укладывающихся в классическую парадигму сострадания…
Владимир Яковлевич Пропп – выдающийся отечественный филолог, один из основоположников структурно-типологического подхода в фольклористике, в дальнейшем получившего широкое применение в литературоведении. Его труды по изучению фольклора («Морфология сказки», «Исторические корни волшебной сказки», «Русский героический эпос», «Русские аграрные праздники» и др.) вошли в золотой фонд мировой науки ХХ века.
Книга «Русский героический эпос» (1955) оказалась первым и до сих пор единственным фундаментальным исследованием, посвященным былинам. В. Я. Пропп предпринял их сюжетно-тематический и поэтический анализ. Эта работа ученого является своего рода справочником по русскому эпосу – от первого былинного богатыря Волха Всеславьевича до хорошо всем известных Ильи Муромца, Добрыни, Василия Буслаевича и др. Обилие фактического материала и системность анализа делают эту книгу интересной не только для специалистов по фольклору, но и для всех ценителей народной культуры. Во многом опередив свое время, работы В. Я. Проппа …
В книге исследуются состав, структура, общее содержание, идеология и функции «Хатакской хроники» – оригинальной части компилятивного историографического сочинения на языке пашто «Украшенная драгоценностями история» (). Составлявшаяся в течение нескольких десятилетий хатакскими вождями Хушхал-ханом (1613–1689) и его внуком Афзал-ханом (1665/66–1740/41), «Хроника» является сборником разнородных в жанровом отношении фрагментов, включающих родословные, генеалогические предания, хроникально-исторические заметки и рассказы, дневниковые записи, мемуары, письма и декларации, а также многочисленные поэтические вставки. Цель книги – показать значение «Хатакской хроники», с одной стороны, как уникального источника по истории и культуре паштунских племен на рубеже позднего средневековья и нового времени, с другой стороны, как памятника классической литературы пашто, содержащего ранние, отчасти новаторские образцы нарративной прозы мемуарного и дневникового жанров. В пяти разделах книги определяется место «Хатакской х…
Двадцать третий том серии научных изданий «Достоевский. Материалы и исследования». посвященный 200-летию со дня рождения писателя, своим содержанием указывает на неослабевающий интерес к творчеству писателя исследователей в нашей стране и за ее пределами. В разделе «Статьи» публикуется работа В. Шмида с анализом феномена ментального события в романе «Преступление и наказание», новые параметры поэтики Достоевского вскрываются в работах А. Л. Ренанского и С. Владив-Гловер. новаторство писателя в неприметной повести «Господин Прохарчин», открывшей новые перспективы в развитии русского рассказа, обнаруживает публикация В. И. Тюпы. Вопросам восприятия Достоевским идеологии «единоверия» посвящена статья С. С. Бытко. связь между лондонскими впечатлениями 1862 г. и очерком «Зимние заметки» освещает исследование А. Зохраб, восстановлению историко-литературного контекста, связанного с темой франко-прусской войны и ее отражением в романе «Бесы», посвящена статья И. А. Кравчука, работа А. А. Зализняк описывает особен…
Методическое пособие «Методология филологического исследования и подготовка к государственной итоговой аттестации» включает в себя необходимую информацию по подготовке к государственному экзамену по русскому языку и литературе с методикой их преподавания и рекомендации к написанию научных исследований выпускников, обучающихся по направлению подготовки 45.03.01 «филология (русский язык и литература)», 45.04.01 «русский язык». Материалы подготовлены в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами 3+ и Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования: программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского». Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электрон…
В монографии рассматриваются образно-смысловые парадигмы историософского мифа в произведениях И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого. Исследование приводит к выводу, что художественно воплощенная в анализируемых произведениях философия истории находит выражение не только в своих непосредственных социально-исторических и культурно-исторических проекциях, но и в метаисторических – через ряд мифологизированных инвариантных форм. Среди наиболее существенных инвариантов типологически выделяются образно-смысловые модели солярно-хтонического, змееборческого, эсхатологического мифа, мифа инициации. Значимое место в монографии уделено также анализу процессов мифотворчества и демифологизации как разнонаправленных путей воплощения историософских концепций в литературном тексте, а также роли художественной рефлексии в этих процессах.
Книга может быть интересна как филологам, так и специалистам в области истории, философии, культурологии, герменевтики.
2-е издание, переработанное
Проблема времени в языковых исследованиях остается актуальной для современных ученых. В монографии рассматривается проблема понятия времени в традиционной лингвистике, а также с точки зрения теории концептуальной метафоры. Затрагиваются общие аспекты категории времени в философии и проблема субъективного восприятия времени в психологии.
Монография предназначена для студентов филологических вузов, аспирантов языковых специальностей и для широкого круга читателей.
В монографии анализируется автобиографическая проза, публицистика первых лет революции и рассказы о снах Н. А. Клюева, творчество П. И. Карпова и А. А. Ганина. Новокрестьянская концепция русской революции осмыслена как воплощение «русской идеи» в контексте социальных, философских, религиозных и мифологических представлений. Творчество писателей-новокрестьян рассматривается в соотнесенности с мифопоэтикой, древнерусской словесностью. Большое внимание уделяется процессам циклообразования как способу создания «большой целостности».
Изложены теоретико-методологические основания русской семантической персонологии как нового формирующегося направления лингвоперсонологии. Представлено описание работы основных российских лингвистических школ, в которых ведется исследование языковой личности. Определен объект семантической персонологии, охарактеризованы методы и приемы исследований в области русской семантической персонологии, выявлено ее место среди других лингвистических направлений. Проанализирован лексический класс «Названия лиц» в художественных произведениях В. П. Астафьева, В. М. Шукшина и В. Г. Распутина на фоне «Русского семантического словаря» под редакцией Н. Ю. Шведовой; определено, какие свойства идиостиля автора и его индивидуально-авторской языковой картины мира отражаются в данном лексическом классе. На примере анализа значений слов сибиряк, чалдон, мужик, баба, женщина, пролетарий, коммунист, большевик, турист, крестьянин в прозе В. П. Астафьева рассмотрено отражение гендерных, субэтнических и социально-идеологических сте…
Монография посвящена актуальной проблеме современного литературоведения: художественному познанию, которое находит свое воплощение в литературных концептах и концептосфере русской литературы. Работа включает теоретическую и историко-литературные главы, рассматривающие характерные для русской литературы типы концептов и способы их формирования.
Для специалистов-филологов, магистрантов и аспирантов гуманитарных специальностей.
В пособии по курсу «Филологический и экспертный анализ спорного текста» излагаются принципы, идеи и методы экспертного анализа спорных текстов, включенных в текущую лингвокультурную ситуацию. Рассматриваются общефилологическая, собственно лингвистическая, юридическая интерпретации спорного текста и технологии лингвистической диагностики высказываний и текстов, экспертный анализ которых проводится в связи с исками физических и юридических лиц о защите чести, достоинства, деловой репутации, о клевете.
Обозначены направления анализа экстремистских материалов. В приложении даны образцы экспертных заключений, составленных профессорами УрФУ И. Т. Вепревой, Н. А. Купиной, О. А. Михайловой.
Пособие адресовано магистрантам-филологам.
В монографии представлен сравнительный анализ употребления стилистического приема «внутренняя речь» в произведениях различных литературных родов, жанров, художественных направлений и стилей. Использование внутренней речи в художественных произведениях прослежено с истоков английской литературы вплоть до настоящего времени. В монографии затрагиваются некоторые общие проблемы теории литературы, в частности, принципы определения родовой и жанровой принадлежности художественного произведения, а также рассматриваются основные стилистические функции внутренней речи в художественном тексте.
Монография адресована лингвистам, филологам, культурологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей английской литературы и духовной жизнью личности.
Пособие составлено в соответствии с компетенциями филологических дисциплин по направлениям подготовки 45.03.01 «Филология», 52.05.04 «Литературное творчество», 42.03.02 «Журналистика» и направлено на формирование у студентов различных образовательных программ общекультурных и профессиональных компетенций, навыков самостоятельной работы и экономии времени.
Пособие содержит обзоры и анализ интернет-ресурсов университетских библиотек, библиотек общей и специализированной тематик, современных литературных журналов и альманахов, персональных сайтов ведущих современных писателей, альтернативных литературных ресурсов, персональных сайтов ведущих авторов русскоязычной интернет-литературы, интернет-порталов литературной критики и сетевой литературной критики, сетевых журналов, словарей, литературоведческих и лингвистических сайтов.
Для преподавателей, студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры.
В монографии на широком и разнообразном материале слов и словосочетаний, цитат и фразеологических единиц, а также целостных текстов во всей их полноте и сложности изучаются вопросы варьирования и инвариантности, составляющие суть филологической топологии. Внутриязыковой и межъязыковой перевод, воспроизведение и обыгрывание цитат, пародирование, стилизация и другие преобразования классических и современных текстов рассматриваются как варианты исходного инварианта-прототипа, с одной стороны, а с другой – как комбинации семиологически релевантных характеристик, формирующих инвариантное представление о соответствующем тексте (инвариант-конструкт).
Книга предназначена для лингвистов широкого профиля, переводоведов и переводчиков, специалистов по межкультурной коммуникации, стилистике и лингвокультурологии, преподавателей иностранных языков, аспирантов и студентов.
На материале книг Абрама Терца (Андрея Синявского) «Прогулки с Пушкиным» и «В тени Гоголя» в работе рассмотрены основные стратегии повествования, осуществленные писателем-филологом-экспериментатором. Авторы демонстрируют, что терцевская наррация не просто опосредована приемами канонической «филологической прозы», но и заслуживает пристального внимания специалистов-филологов, пушкинистов и гоголеведов. Маркерами аналитической дискурсивности Синявского-Терца становятся характерологические признаки строгого научного исследования: композиционное членение, выдвижение исследовательской цели и задач, освещение истории вопроса, избрание методики анализа и др., но главное – Терц-Синявский живо и нетрадиционно подходит к восприятию творчества Пушкина и Гоголя и предлагает неожиданные интерпретации, демонстрирует остроту мысли и свежесть взгляда. Опыт Синявского, ученого-исследователя, защитившего диссертацию в МГУ, работавшего в ИМЛИ АН СССР, читавшего лекции в МГУ и Студии МХАТ, послужили рождению своеобразного фи…
На концептуальной платформе Сочинской лингвориторической школы исследован русский религиозно-философский дискурс начала ХХ века, выполнена категориальная разработка понятия «групповая языковая личность». Материалом послужили тексты статей С.А. Аскольдова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и других известных философов, выразивших свои мировоззренческие позиции в эпоху революционных перемен.
Адресуется специалистам-филологам, аспирантам, студентам филологических направлений, учителям-словесникам.
Монография посвящена изучению интертекстуальности как лингвистического, литературного, эстетического и культурного явления современности. В исследовании раскрывается смысл понятия и даются принятое и авторское толкования. Явление интертекстуальности анализируется в рамках стилистики текста, сопоставительного анализа текста, а также теории перевода. Анализ феномена представляет собой уровневое сопоставительное исследование, проведенное на материале художественного текста гетерогенной жанровой природы современного британского автора Джаспера Ффорде и его перевода на русской язык. В монографии подробно рассматриваются проблемы перевода на иностранный язык различных групп имен собственных и вопросы, связанные с изменением интертекстуального фона имени собственного в результате перевода. Автор также анализирует способы существования аллюзий и цитат, специфику актуализации языковой игры и построения окказионализмов в тексте оригинала и тексте перевода. Отдельная глава посвящена изучению интертекстуальной состав…
В монографии выявлена онтологическая первооснова «незавершенности» лирического героя Маяковского, рассмотрены новые для русской лирики условия существования героя, охарактеризована модель мироотношения, заместившая для поэта традиционные лирические формы «оцельнения» мира. С опорой на концепцию М.М. Бахтина обосновано своеобразие отношений автора и героя, героя и «другого» в лирике Маяковского. В свете бахтинской философии ответственности осмыслена природа трагического максимализма поэта; проанализированы коллизии становления лирического героя Маяковского в раннем творчестве, особое внимание уделено онтологической сущности эпатажа; охарактеризованы формы тяготения и возможности приобщения лирического героя Маяковского к олицетворениям гармонии на разных этапах творчества; проанализированы внутренние и внешние конфликты лирического героя в предсмертном творчестве поэта, обусловившие гротескный образ Я.
Книга предназначена для специалистов-филологов, аспирантов, студентов гуманитарных специальностей, а такж…
Вторая книга девятого тома «Словаря языка русской поэзии XX века» содержит 2290 словарных статей. Статьи включают в себя стихотворные строки из источников Словаря – произведений десяти выдающихся поэтов Серебряного века: И. Анненского, А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, М. Кузмина, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака, В. Хлебникова, М. Цветаевой. В статьях эти строки хронологически упорядочены; они дают возможность судить и о ритмике окружения заглавного слова, и о «приращениях смысла» в нем самом, и об истории слова в поэтическом языке эпохи. Все строки-контексты сопровождаются шифрами; в условной статье соответственно: Анн909, Ахм912, АБ914,Ес915, Куз9169 ОМ918, М920, П921, Хл921, Цв935. В необходимых случаях к заголовкам статей и контекстам даются пометы и краткие комментарии. Словарь демонстрирует разнообразие и выразительность языка поэзии и «художественную память» его слов. Обогащая наш эстетический кругозор, он помогает уточнить впечатления от давно любимых читателем строк и обдумать их…
Пособие посвящено теории и анализу художественного текста. Его отличие от имеющихся пособий по анализу текста состоит в признании ведущей роли фонетического фактора при взаимодействии речевых единиц в возможности наблюдать просодические явления не только в звучащем, но и в письменном тексте.
Пособие предназначено для курсов «Теория словесности», «Интерпретация художественного текста», «Филологический анализ текста» и др.
Монография посвящена изучению и описанию информации, передаваемой художественным англоязычным текстом, смыслообразующей роли его минимальной единицы, диктемы. В ней подробно анализируются различные виды информации художественного текста и роль диктемы в ее передаче. Диктема рассматривается и с элементаристских, и с холистических, синергетических, позиций. Анализируются ее функции тематизации и стилизации, выявляется функции концептуализации, композиционная роль диктемы. Диктема и ее функции рассматриваются с позиций междисциплинарного подхода, предполагающего использование методологии и понятийного аппарата семиотики, когнитологии, когнитивно-культурологической лингвистики, прагмалингвистики, психолингвистики, теории речевых актов, стилистики, синергетики.
Монография предназначена для исследователей, занимающихся изучением дискурса художественной литературы, информации, передаваемой художественными текстами. Книга может быть использована широким кругом лиц, студентами, аспирантами, преподавателями, интере…
Первая книга девятого тома «Словаря языка русской поэзии XX века» содержит 1350 словарных статей. Статьи включают в себя стихотворные строки из источников Словаря – произведений десяти выдающихся поэтов Серебряного века: И. Анненского, А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, М. Кузмина, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака, В. Хлебникова, М. Цветаевой. В статьях эти строки хронологически упорядочены; они дают возможность судить и о ритмике окружения заглавного слова, и о «приращениях смысла» в нем самом, и об истории слова в поэтическом языке эпохи. Все строки-контексты сопровождаются шифрами; в условной статье соответственно: Анн909, Ахм912у АБ914, Ес915, Куз916, ОМ918, М920, П921, Хл921, Цв935. В необходимых случаях к заголовкам статей и контекстам даются пометы и краткие комментарии. Словарь демонстрирует разнообразие и выразительность языка поэзии и «художественную память» его слов. Обогащая наш эстетический кругозор, он помогает уточнить впечатления от давно любимых читателем строк и обдумать и…
В пособии дана общая характеристика структуры простого осложненного предложения, подробно рассматриваются виды и способы осложнения различными оборотами и конструкциями. Изложение ведется на основе современных понятий конструктивного, коммуникативного и семантического синтаксиса.
В монографии изложены результаты исследования в лингвориторической парадигме текстов выдающегося филолога В.В. Виноградова о языке и стиле русских писателей. Феномен ученого-филолога как профессиональной языковой личности рассматривается в системе комплексных лингвориторических параметров.
Адресуется специалистам по филологии, аспирантам, студентам филологических факультетов, учителям-словесникам.
Книга посвящена человеку и действительности. Проведено исследование по смысловому разбору языковых форм человеческого сознания в виде слова. Выявлена первичная фундаментальная основная форма сознания человека, а также ряд вспомогательных форм и их характеристики. Построена адекватная человеческому восприятию и действительности модель Мира. Показана актуальность и перспективность исследований в этом направлении.
В монографии изложены результаты исследования с позиций интегративного лингвориторического подхода такого уникального продукта речемыслительной деятельности, как русский космофилософский дискурс, сформированный продуцентом особого типа – коллегиальной языковой личностью русских ученых, философов-космистов.
Адресуется специалистам по филологии, аспирантам, студентам филологических факультетов, учителям-словесникам.
Монография посвящена рассмотрению проблемы конструирования и транслирования «русского мифа» в современном российском масскульте на примере славянского фэнтези. Авторы исследуют особенности идеологического наполнения и способов художественной репрезентации «русского мифа», его генезиса и функционирования.
Книга адресована специалистам-филологам, студентам, магистрам и аспирантам филологических и гуманитарных специальностей.