Этнопсихология - ТОП 50 лучших книг
Исследование посвящено проблеме выявления черт личности в условиях межкультурной коммуникации. В работе показано, что эффективная межкультурная коммуникация пересматривается в условиях интернационализации, глобализации и все более интенсивных социальных взаимодействий. По результатам исследования авторов доказывается возможность нового взгляда на эвристические возможности концепции личности для обеспечения эффективной межкультурной коммуникации, что прежде всего касается понимания культуры, культурных кодов, вербальной, невербальной коммуникации и превербалики, ценностей и моделей принятия поведения. Предложено идентифицировать личность как национально-специфический коммуникативный тип, который имеет культурно обусловленное мировоззрение и ценности, способный к кросс-культурной трансформации. На наш взгляд, только новый тип личности может эффективно интегрироваться и осуществлять коммуникацию с учетом культурных особенностей. Сейчас личность приобретает мультикультурные черты с высокими требованиями к изу…
Пособие знакомит с основными темами лекционных и семинарских занятий, рефератов и/или докладов, круглых столов, включает в себя задания для самопроверки, вопросы к промежуточной аттестации по части «Этнопсихология» и рекомендуемую литературу по одноименному курсу.
Автор монографии исследует различные стороны этнического общения, его перцептивную, коммуникативную и интерактивную функции, межличностные отношения и регулятивный аспект, при рассмотрении коммуникативной функции анализирует стратегию, тактику и методы психологического воздействия (убеждение, внушение, заражение и подражание). Анализ регулятивного аспекта имеет применение не только в теоретико-методологическом плане, но и в прикладном, так как позволяет прогнозировать поведение представителей этноса.
Книга представляет интерес для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов, занимающихся оптимизацией этнического общения.
Целью книги является знакомство читателей с наиболее значимыми проблемами этнической и кросс-культурной психологии. Авторами рассматриваются культурные особенности вербального и невербального общения, межкультурной коммуникации, ценностных ориентаций и социальных норм, межэтнические отношения и межэтнические конфликты, проблемы миграции. Пособие включает теоретический материал, практические задания и вопросы для самопроверки, словарь этнопсихологических терминов. Оно предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей психологии. Пособие будет полезным студентам и специалистам в области антропологии, социологии, журналистики, международных отношений, педагогических направлений.
Первое издание этой книги вышло в 1998 году. Она начала серию публикаций, посвященных русской этнопсихологии, этнографии и философии. Основой для сборника послужили личные этнографические сборы А. Андреева (А. А. Шевцова), давшие начало работе по изучению и возрождению одной из ветвей народной культуры, носители которой жили на Верхней Волге и именовали себя мазыками или потомками офеней.
В четвертое, дополненное издание книги, добавлены статьи автора, опубликованные в 1997-98 годах, а также главы из его более поздних работ, посвященные мазыкам.
Литература предназначена к прочтению лицам, старше 12 лет.
В монографии предпринята попытка представить синергетическую парадигму самоорганизации российской государственности этноса на основе исследования его самосознания. Синергетика этнического самосознания отражает динамику противоречивых тенденций традиционализма и модернизации. Исследование диалектики этих тенденций, по мнению авторов, является ключевым звеном оптимизации самоорганизации российской государственности в динамике внешних и внутренних противоречий.
Для всех, кто интересуется проблемами роли этнического самосознания в процессе национально-государственной самоорганизации российского общества.
Излагаются теоретико-методологические и прикладные основы, рассмотренные автором для разработки педагогической системы этнокультурного образования в вузе педагогического профиля и дошкольных образовательных учреждениях. Особое место отводится обоснованию места и роли этнокультуры в образовании субъектов образовательного процесса различных ступеней, взаимосвязи внешней и внутренней системы отношений, обеспечивающих формирование этнокультурно образованной личности.
Обобщены существующие в теории и практике направления этнокультурной коннотации дошкольного образования, дан анализ путей формирования этнокультурной образованности в двух подсистемах этнокультурного образования.
В монографии предложена концепция и концептуальная модель педагогической системы этнокультурного образования, обоснованы их структурные основания, технология формирования этнокультурной образованности, критерия и условия её реализации.
Представлен критериально-оценочный аппарат измерения динамики этнокультурной образованности, разработан…
Учебное пособие для бакалавриата очного и заочного отделений факультета дошкольного образования раскрывает содержание курса «Этнопсихология и этнопедагогика» по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование и Иностранный язык».
Материал пособия освещает авторскую программу курса, построенную на интеграции этнопсихологического и этнопедагогического материалов, что позволяет освоить студентам теоретические, практические и организационные основы курса. В пособии дается понятийный аппарат, освещается научный инструментарий, методологические подходы, представляется технология межэтнического взаимодействия личности ребенка-дошкольника в поликультурном сообществе.
В конце каждого раздела даются вопросы для самопроверки, развивающие интерес к проблемам этнической психологии и педагогики и определяющие собственную позицию бакалавров в русле основных этнопсихологических и этнопедагогических направлений.
Пособие окажется полезным для специалистов, занимающихся вопросами этнокуль…
В учебном пособии представлена современная методология кросс-культурной и этнической психологии.
Проанализированы основные подходы, направления, требования к исследованиям. Детально описаны экспериментальные методы в области социальной перцепции, межгрупповых и межэтнических отношений, предубеждений, предрассудков, дискриминации. Особое внимание уделено психологии терроризма. Представлен широкий набор психологических методик.
Учебное пособие предназначено для студентов – психологов, социологов, этнологов, культурологов, специалистов в области межкультурных коммуникаций.
В учебном пособии представлены материалы, имеющие отношение к предыстории и истории развития этнопсихологии. Рассматриваются актуальные проблемы и направления исследований на различных этапах становления данной науки, формирование ее методологии, понятийного и концептуального аппарата.
Предназначено для студентов бакалавриата по направлению 37.03.01 «Психология», изучающих курс «Этническая психология». Некоторые разделы пособия могут быть использованы при изучении курсов «Социальная психология», «Конфликтология», «История психологии».
Задача учебного пособия – ознакомить студентов, аспирантов, преподавателей социологии, этносоциологии, психологии, политологии с теми знаниями, которые дадут целостное и глубокое представление о нациях, национализме, национальной культуре, национальном самосознании и т.д. Студенты и представители широкого круга интеллигенции, политики и все те, кто интересуется данной проблематикой, найдут здесь много интересного и полезного, как для профессиональной и общественной деятельности, так и для «души».
В книге на основе подбора данных многочисленных кросс-культурных исследований в этнографии, социологии, психологической антропологии, культур-психологии и этнопедагогике рассматривается краткая история, современное состояние и перспективы соотношения этнокультурных стилей мышления и образования. Особо подчеркивается актуальность и методическая перспективность использования структурных особенностей этих стилей в разработке диалогического подхода в современной дидактике и практике поликультурного воспитания.
Книга предназначена для студентов гуманитарных вузов, слушателей курсов постдипломного педагогического образования, а также всех интересующихся социокультурными проблемами образования.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Первое издание вышло в 2020 году при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Монография представляет собой попытку комплексного и системного осмысления психологии межэтнических конфликтов как социально-психологического явления, имеющего глубокие исторические, культурные, политические, религиозные корни. Особое внимание автор уделяет этническим конфликтам на примере Северо-Кавказского региона. В монографии проанализированы все современные подходы к проблеме.
Научное издание адресовано всем интересующимся данной проблематикой: этнопсихологам, этнологам, психологам, историкам, регионоведам, политологам, специалистам в области изучения этнических конфликтов и межэтнических отношений.
Излагаются теоретико-методологические и прикладные основы, рассмотренные автором для разработки педагогической системы этнокультурного образования в вузе педагогического профиля и дошкольных образовательных учреждениях. Особое место отводится обоснованию места и роли этнокультуры в образовании субъектов образовательного процесса различных ступеней, взаимосвязи внешней и внутренней системы отношений, обеспечивающих формирование этнокультурно образованной личности.
Обобщены существующие в теории и практике направления этнокультурной коннотации дошкольного образования, дан анализ путей формирования этнокультурной образованности в двух подсистемах этнокультурного образования.
В монографии предложена концепция и концептуальная модель педагогической системы этнокультурного образования, обоснованы их структурные основания, технология формирования этнокультурной образованности, критерия и условия её реализации.
Представлен критериально-оценочный аппарат измерения динамики этнокультурной образованности, разработан…
Несмотря на то, что во все века о детях заботились, кормили, лечили, воспитывали в них добродетели и учили грамоте, гуманитарные науки долгое время мало интересовались детьми и детством. Самые различные общества в различные исторические эпохи по большей части видели в ребёнке прежде всего «исходный материал» и активно «лепили» из него будущего взрослого. Особенности маленького человека, его отношений с миром, детство как самоценный этап в жизни человека, а уж тем более детство как особая сфера социокультурного пространства – всё это попросту не замечалось.
Представленное собрание очерков никак не претендует на последовательное изложение антропологии детства. Это, скорее, пространство возможностей исследования детства в ключе этнографии, психологии, истории, фольклористики, педагогики, и вместе все эти направления дают порою новое видение вечных тем.
В книге рассматривается проблема взаимодействия традиций и инноваций в разного рода этнических субъектах: этносе в целом, локальных этнических группах, семье. Инновация, с точки зрения культурологии и социальной психологии, представлена в двух аспектах: как нововведение и как феномен влияния меньшинства на большинство. Именно второй момент демонстрирует сложность разработки и внедрения инноваций с этнопсихологической точки зрения и механизма их реализации. Динамика традиций и инноваций в экономической жизни этносов прослеживается на примерах интеллектуальной собственности, способов возрождения традиционных форм хозяйствования сибирских народов, туристического бизнеса и экологичной экономики. Широко освещаются роль и функции традиций и инноваций в межэтническом взаимодействии и сотрудничестве, в межкультурной компетентности в деловых отношениях.
Книга предназначена для специалистов в области психологии, экономики и смежных с ними наук.
В настоящей работе с позиций этнофункционального подхода в психологии рассматривается развитие русской ментальности с дохристианских времен до современности, в сравнении с развитием ментальности западноевропейской. На основании методологического принципа этнофункционального единства микро- и макрокосма результаты эмпирических и экспериментальных исследований в области общей, клинической, педагогической, юридической психологии, а также этнопсихологии и др. используются для анализа развития русской ментальности, так как русская культура является системообразующей в России. В книге прослежено развитие русского коллективного субъекта в целом и, в частности, коллективного субъекта властных сословий. Дан краткий этнофункциональный анализ современного состояния русской ментальности и психологический анализ проблем инновационного развития России. На основе проведенного исследования предлагаются рекомендации по социально-психологической коррекции развития русской ментальности с целью ее оптимизации по важнейшим по…
Учебное пособие для бакалавриата очного и заочного отделений факультета дошкольного образования раскрывает содержание курса «Этнопсихология и этнопедагогика» по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование и Иностранный язык».
Материал пособия освещает авторскую программу курса, построенную на интеграции этнопсихологического и этнопедагогического материалов, что позволяет освоить студентам теоретические, практические и организационные основы курса. В пособии дается понятийный аппарат, освещается научный инструментарий, методологические подходы, представляется технология межэтнического взаимодействия личности ребенка-дошкольника в поликультурном сообществе.
В конце каждого раздела даются вопросы для самопроверки, развивающие интерес к проблемам этнической психологии и педагогики и определяющие собственную позицию бакалавров в русле основных этнопсихологических и этнопедагогических направлений.
Пособие окажется полезным для специалистов, занимающихся вопросами этнокуль…
В монографии на богатом материале этнопсихологических исследований, проведенных среди населения Республики Беларусь за последние десять лет, анализируются данные о специфике белорусской идентичности в единстве ее гражданской, этнической, культурной и территориальной составляющих.
Рассчитана на специалистов в области социологии и психологии, занимающихся проблемами этнического и гражданского сознания, а также тех, кто интересуется социокультурными процессами, происходящими в современном белорусском обществе.
В книге исследуются психологические аспекты этногенеза и ассимиляции. Путем анализа исторических, этнологических и иного характера материалов автор раскрывает целый ряд механизмов и стратегий возникновения и развития этносов, их слияния, распада и гибели. Предлагается ряд гипотез, которые могут стимулировать развитие науки о психологии этногенеза – одной из важных областей этнопсихологии.
Книга адресована этнологам, этнопсихологам, этносоциологам, историкам и представителям других гуманитарных наук. Написанная доступным языком, она может служить учебным пособием для студентов.
Книга написана на основе Науки управления, сохраненной стариками-мазыками, и исследований, проводящихся в рамках Программы возрождения народной производственной культуры «Назад в Россию», для тех, кто хочет стать Хозяином своей жизни и своего предприятия.
Читателя ожидает множество открытий, прячущихся за очевидностями нашей жизни и таким обычным делом, как предпринимательство.
Данная монография посвящена исследованию роли антропоморфных артефактов в жизни людей и в истории человеческой культуры.
Особое внимание уделено «идеологии антропоморфизма», которая позволяет использовать антропоморфные игрушки в целях «социального конструирования», то есть для формирования и развития «пространства личности» ребенка, осознания им своего «Я», противопоставленного «Другому», преодоления возрастного этапа «аутизма», формирования гендерной, социальной и этнокультурной принадлежности и желательных стандартов поведения.
Автором проанализирован широкий круг источников: обрядовые, магические и религиозные практики, примеры из мемуарных, литературных и современных источников (пресса, массмедиа, реклама, кино). Основу исследования составляют материалы автора, относящиеся к русской традиции и включенные в широкий круг кросскультурных параллелей.
Книга предназначена для специалистов по социальной и культурной антропологии и будет полезна представителям смежных дисциплин – от кросскультурной психологи…
Предельно лаконично изложены особенности русского национального характера, охарактеризованы принципы международных отношений и даны предложения, как вести себя в сложившихся сейчас условиях
Каждая культура и историческая эпоха предоставляет человеку свой багаж знаний и опыта, вырабатывает свою систему координат добра и зла, свои представления о «герое» и «изгое», равно как и понятия нормы и ее нарушения. Человек вычерчивает свой уникальный жизненный путь и неповторим как индивидуальность. Но в то же время он представитель своего времени и носитель своей культуры: носитель традиционной системы ценностей и миропонимания, норм и стереотипов.
Каждое общество предлагает свой сценарий собственно человеческого поведения от способов удовлетворения витальных потребностей до реализации экзистенциальных сценариев жизни: «Культура – это способ быть человеком».
Где таится неуловимая «типичность» представителей того или иного народа? Она в «головах людей» или в предписаниях культуры? Как социальные структуры влияют на поведение человека? Что означает «быть личностью» в контексте исторического и культурного многообразия человечества? Зачем в непредсказуемо меняющемся мире возвращаться к тому, что требует о…
«Странные все-таки эти иностранцы!» – уверены русские. «Ну и странные же эти русские!» – думают те в ответ. Почему то, над чем смеются европейцы, русским смешным не кажется? Почему русские дружат, влюбляются, растят детей, веселятся и горюют иначе, чем другие народы? Почему вежливые улыбки иностранцев у них вызывают недоверие, а бережное отношение к деньгам – насмешки?
За долгие годы преподавания русского языка иностранцам в МГУ, вузах Ханоя, Тампере и в Сорбонне этих и других вопросов у Аллы Васильевны Сергеевой, кандидата филологических наук, автора многих учебников и пособий, накопилось немало (последние 14 лет она живет в Париже).
Эта книга – попытка в доступной и увлекательной форме дать собственные ответы на эти вопросы. А. Сергеева опирается в ней как на личный опыт, так и на данные историков, этнографов, психологов, статистиков, приводит сравнения с другими народами. Эта книга – своеобразное зеркало российского менталитета в его традиции и эволюции.
В книге, которая подготовлена в энциклопедическом формате, даются основные понятия междисциплинарной науки на стыке этнографии, психологии народов и теории коммуникаций. В отличие от большинства работ по этнопсихологии, данный труд написан с позиции геополитики и международных отношений – подробно рассмотрены различные теории этносов, школы культурной антропологии и этнографии, феномен этноцентризма, роль религии и традиций в политике и институтах власти. Даны наглядные примеры из различных регионов. Издание представляет интерес как для специалистов, так и для широкого круга читателей. Может использоваться как учебное пособие.
Савин Леонид Владимирович – эксперт в области геополитики, международных отношений и конфликтов. Автор книг «К геополитике», «Сетевая и сетецентричная война. Введение в концепцию», «От шерифа до террориста. Очерки о геополитике США», «Сетецентричные методы в государственном управлении», «Новые способы ведения войны. Как Америка строит империю», «Коучинг война» и др. Главный редактор…
В книге исследуются психологические аспекты этногенеза и ассимиляции. Путем анализа исторических, этнологических и иного характера материалов автор раскрывает целый ряд механизмов и стратегий возникновения и развития этносов, их слияния, распада и гибели. Предлагается ряд гипотез, которые могут стимулировать развитие науки о психологии этногенеза – одной из важных областей этнопсихологии.
Книга адресована этнологам, этнопсихологам, этносоциологам, историкам и представителям других гуманитарных наук. Написанная доступным языком, она может служить учебным пособием для студентов.
Сборник этюдов 2009 года, обсуждающих вопросы, вычеркнутые из моей «Фантасмагории»: в чем причина кризиса Русского мира? Кто мы, русские, и что из себя представляем? Что таится за привычным «загадка русской души»? Почему мы допустили распад великой державы, выбрав в удел нищету и презрение? Каков наш национальный характер и что это такое – государственные интересы России?
В пособии изложены ключевые понятия, методы и история развития этнопсихологии, являющейся сегодня не только прикладной наукой, но и ареной острой идеологической борьбы, что определяет ее особую социальную, психологическую и даже политическую значимость. Знание истинных основ этнопсихологии, причин появления и исчезновения различных этносов, наций, народов поможет существенно изменить взгляды на происходящие события и будет способствовать поиску наиболее благоприятных решений вопросов, возникающих в процессе интеграции мирового сообщества.
Для студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов вузов, специалистов-психологов.
Эта книга рассказывает о тайнах русского Севера и в частности о народе Саами с точки зрения сакральной географии и шаманизма.
Для кого написана эта книга? Для каждого любознательного человека, который не пребывает в счастливой уверенности, что он уже все знает. Эта книга предназначена, прежде всего, жителям России. Она может также помочь иностранцам понимать русских, находить с ними общий язык, быстрее и легче адаптироваться в России. Речь в книге идет о России и русских. Хорошо ли мы, жители России, понимаем самих себя? Кто мы такие, почему и куда идем? Что думают о нас иностранцы? Чем мы их поражаем и привлекаем? В чем секрет загадочной русской души? Что и почему изменяется в нашем национальном характере? Станем ли мы такими же, как американцы или немцы? Можно ли, поняв русский характер, ответить на вопрос, что делать, и предсказать, что нас ждет? Цель этой книги – помочь русским и всем, кто с ними общается, понимать друг друга и сотрудничать.
Автор книги – Александр Томчин, научный работник, преподаватель и переводчик, которому довелось жить за рубежом. С учетом этого опыта многое в собственной стране видится иначе. В основу …
Предлагаемая книга является вторым изданием переработанного и дополненного новыми современными материалами учебного пособия «Этнопсихология», изданного в 1999 г. в Украине. Перевод с украинского языка сделан В.Н. Павленко.
Данный вариант пособия достаточно полно отражает состояние современной отечественной и зарубежной этнопсихологии, проблемы этнопсихологических исследований, стоящие перед учеными в настоящем и поставленные прошлом.
Пособие предназначено для широкого круга читателей – студентов, преподавателей, научных работников, а также всех, кто интересуется вопросами развития этнопсихологии как науки. Книга может представлять интерес не только для психологов, но и учитывая наличие обширных материалов по прикладной этнопсихологии, также для этнографов, культурологов, педагогов, социологов и лингвистов.
В монографии представлена авторская методика «Выявление психологического облика этноса». Другая авторская методика «Выявление особенностей мимики, жестов, телодвижений и контакта глаз у представителей этносов» предлагается для изучения невербальных средств общения. Приведены результаты этнопсихологических исследований различных видов профессиональной деятельности.
Монография может быть полезна для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, занимающихся проведением эмпирических исследований по этнической психологии и разработкой прикладных рекомендаций, а также практических работников, использующих результаты исследований по этнопсихологии в различных видах профессиональной деятельности.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
В пособии рассматриваются способы и приемы эффективного освоения дисциплины «Этнопсихология». На основе субъектного и контекстного подходов трактуются основные понятия этнопсихологии, вводятся новые темы для обсуждения и дискуссий, используется оригинальный наглядный способ усвоения материла – схемы, модели, рисунки, таблицы, к которым даны задания, помогающие понять сложные темы этнопсихологии. Развернутые конспекты лекций снабжены интересными иллюстрациями и примечаниями. Содержание лекций соответствует стремлению автора высветить дискуссионный характер современного этнопсихологического знания, обозначить новые тенденции осмысления предмета этнопсихологии.
Адресовано бакалаврам, магистрантам психолого-педагогических направлений и профилей.
В монографии предпринята попытка представить синергетическую парадигму самоорганизации российской государственности этноса на основе исследования его самосознания. Синергетика этнического самосознания отражает динамику противоречивых тенденций традиционализма и модернизации. Исследование диалектики этих тенденций, по мнению авторов, является ключевым звеном оптимизации самоорганизации российской государственности в динамике внешних и внутренних противоречий.
Для всех, кто интересуется проблемами роли этнического самосознания в процессе национально-государственной самоорганизации российского общества.
В основу книги «О состояниях сознания» положен курс из шести лекций под названием «Человек и его Этнос». Эти лекции Сергей Магид прочитал весной 2015 г. в Доме национальных меньшинств в Праге. Речь шла об истории «русского этнического менталитета». Присутствующие хотели понять – и, можно предположить, что это был вопрос жизни как для слушателей, так и для лектора, – почему Россия такая, какая она есть. Для этого надо было прояснить человеческую историю как историю сознания, как историю его структур, этапов его развития, его возможностей и перспектив, – как историю его состояний. Без такого прояснения – в как можно более детальной теоретической и в то же время конкретной историко-прикладной форме – кажется, нельзя осознать, что происходит с Россией и что с ней надо делать. Т. е. что надо делать ныне живущим. Понять это умом – цель книги, родившейся из пражских лекций.
Настоящая хрестоматия посвящена в основном теоретическим проблемам психологии этнических сообществ. Наступающая эпоха глобализации сводит на нет приоритеты этноцентрических государств и выдвигает на первый план полицентрические страны, международные альянсы и многонациональную кооперацию. Поэтому, если раньше психологические особенности народов изучали лишь дипломаты, торговцы да путешественники, то теперь любой человек обязан ориентироваться в особенностях национальной психологии тех, с кем он взаимодействует.
Хрестоматия полезна как профессиональным психологам и специалистам в области практического человековедения, так и всем тем, кому интересна и дорога культура своего народа.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
В книге впервые приведены результаты применения этнофункциональной парадигмы в области пенитенциарной психологии, а именно – метода этнофункциональной коррекции образной сферы личности осужденных за насильственные преступления с целью профилактики рецидивов. Экспериментально доказана возможность снижения с его помощью выраженности ряда эмоциональных и когнитивных особенностей личности, способствующих возникновению криминального поведения. В процессе этнофункциональной коррекции у осужденных формируется положительное отношение к заповедям Закона Божьего, к праву.
Существенную методологическую и методическую особенность данного исследования составляет сочетание номотетического и идиографического подходов. Приведены идиографические описания и анализ психологических изменений, происходивших с конкретными испытуемыми в период проведения психологической коррекции. Обоснование детерминирующего характера воздействия образов родной природы (этноинтегрирующих) на нравственную и другие сферы личности подкреплено не …
В учебном пособии представлена современная методология кросс-культурной и этнической психологии.
Проанализированы основные подходы, направления, требования к исследованиям. Детально описаны экспериментальные методы в области социальной перцепции, межгрупповых и межэтнических отношений, предубеждений, предрассудков, дискриминации. Особое внимание уделено психологии терроризма. Представлен широкий набор психологических методик.
Учебное пособие предназначено для студентов – психологов, социологов, этнологов, культурологов, специалистов в области межкультурных коммуникаций.
В этом учебном пособии доступным языком излагаются проблемы двух взаимосвязанных дисциплин – этнической социологии и этнической психологии, показана значительная степень влияния этнических процессов на состояние общества и государства. Дан краткий очерк зарубежных теоретических концепций этничности. Актуальность изучения этнического самосознания и этнических отношений иллюстрируется посредством рассмотрения специфики формирования русского народа, начиная с периода Древнерусского государства, а также национальной политики в различные периоды российской истории. Особое внимание уделяется теории этнического конфликта, вероятности его возникновения и разрешения на конкретных примерах подобных конфликтов как на постсоветском пространстве, так и в странах Европы и Америки. Отдельно рассматриваются особенности украинского кризиса, его исторические и ценностные предпосылки. Соответствует современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профе…