Биологическая систематика - ТОП 50 лучших книг
Настоящая работа посвящена систематике и филогении рода Ononis (стальник) во флоре России и сопредельных государств. В процессе исследования были впервые применены молекулярно-генетический и анатомический методы для познания систематики отечественных
видов рода Ononis. В результате, для всех таксонов исследуемого рода во флоре России и сопредельных государств пересмотрен таксономический статус, составлен ключ для определения таксонов. На основании данных молекулярного анализа участков хлоропластных
генов установлено положение рода в семействе Fabaceae. Также уточнены ареалы всех таксонов рода Ononis флоры России и сопредельных стран, указаны ранее неизвестные местонахождения представителей рода в Крыму.
Для исследователей в научных областях систематики и флористики высших растений, научных работников, преподавателей и обучающихся профильных учреждений.
Предлагаемый учебник – элемент информационно-образовательной среды учебно-методического комплекта по биологии под редакцией Д. К. Беляева и Г. М. Дымшица. Учебник выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) по биологии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Разработанная система заданий предусматривает разные виды учебной деятельности и позволяет отрабатывать широкий спектр необходимых умений и компетенций.
Книга посвящена хомячкам рода Phodopus, относящихся к подсемейству Cricetinae. В ней рассматриваются особенности филогении, филогеографии, систематики, экологии, этологии и физиологии этих видов. В монографии обобщены как собственные данные автора, полученные в результате 17-летних исследований кожных желез, поведения, химической коммуникации, физиологии, особенностей сезонной биологии, размножения и филогеографии представителей данного рода, так и обобщенные литературные данные зарубежных и отечественных авторов.
Книга предназначена для широкого круга зоологов, экологов, этологов и физиологов, студентов биологических вузов.
Научная монография об исследовании причин, тенденций и перспектив живого организма. В книге дается подробное объяснение как устроен человек, человечество, сознание и фантазия. При этом объяснение человека представлено как с точки зрения космической парадигмы, так и с квантовой, что дает наиболее полное и точное понимание его природы, так как все эти три субстанции являются частями одного целого. О том, как космическое пространство и время сформировало человеческое сознание и воображение.
Книга, состоящая из серии очерков, посвящена любопытной теме из истории отечественной зоологии и академических контактов, в том числе и международных, в период с конца 1820-х до начала 1920-х гг. В XIX веке одним из важных методов пополнения коллекций академических музеев был обмен экспонатами между музеями из разных стран, а также покупка экспонатов у частных зарубежных лиц или фирм. Поскольку самостоятельных научных экспедиций Императорская Академия наук проводила немного, преимущественно сконцентрировавшись на своей обширной территории и прилежащих странах, то такие каналы были весьма существенны для получения сборов животных, в том числе экзотических. В этом плане книга представляет существенный познавательный интерес, поскольку эта тема для зоологии практически не разработана. Главными «действующими лицами» стали петербургский Зоологический музей (ныне Зоологический музей ЗИН РАН), около ста лет находившийся в составе Императорской Академии наук, и его орнитологические экспонаты, оказавшиеся весьма и…
Монография посвящена анализу кариотипов 109 видов хирономид (Chironomidae, Diptera) Палеарктики и некоторых других регионов. Приводятся данные, полученные авторами в течение десятилетий работы в области изучения хромосом хирономид. Изученные виды относятся к подсемействам Tanypodinae (5 родов, 6 видов), Diamesinae (3 рода, 11 видов), Prodiamesinae (1 род, 2 вида), Orthocladiinae (4 рода, 12 видов) и Chironominae (18 родов, 78 видов). Кариотипы 9 видов описываются впервые. Для большинства видов приводятся оригинальные цитофотокарты политенных хромосом и морфологические описания личинок.
Монография рассчитана на цитогенетиков, кариологов, гидробиологов, энтомологов, экологов. Она также может быть полезна преподавателям и студентам биологических вузов.
Настоящий атлас-определитель амфипод, населяющих Чёрное море (за исключением понто-каспийских видов), включает таксономические ключи к определению семейств и видов, диагнозы семейств и родов и подробные описания видов, а также 1391 фотографию амфипод со сканирующего электронного микроскопа (320 фотонаборов), 29 цветных макрофотографий и 62 контурных зоологических рисунка. Все фотографии амфипод со сканирующего электронного микроскопа и описания оригинальные.
Для научных сотрудников, аспирантов и студентов, специализирующихся в морской биологии, гидробиологии и зоологии.
В книге кратко излагаются основные задачи и принципы систематики. Приведены основные теории и гипотезы о происхождении класса птиц и происхождении полёта птиц. Дан краткий очерк становления системы птиц, описываются более распространенные системы класса в XIX-XX веках.
Систематический обзор класса птиц составлен по системе Джарвиса (2014), основанной на полногеномном анализе отрядов птиц. В обзоре приведены краткие характеристики всех подразделений класса, включая семейства (морфологические особенности, экология, распространение, число видов) и новые представления о взаимоотношениях отрядов и семейств птиц. При описании каждого семейства дается перечень входящих в него родов.
Книгу иллюстрирует 258 рисунков: изображения птиц, карты ареалов семейств и филогенетические схемы.
Эта книга рассчитана на специалистов-орнитологов, студентов зоологов и всех, кто любит и интересуется птицами.
Представлены результаты оценки богатства диатомовых бентоса северной части Чёрного моря, основанные на собственных и литературных данных. Приведён список Bacillariophyta, включающий 1100 видов и ввт, 953 вида, 149 родов, 61 семейство, 31 порядок и 3 класса. Свыше 150 видов и 8 родов обнаружены впервые во флоре Чёрного моря, 7 видов описаны как новые для науки. На примере 16 биотопов, подверженных различной степени антропогенного воздействия, показано определяющее влияние на структуру таксоценов диатомовых комбинации ключевых абиотических факторов: глубина, доля алеврито-пелитовой фракции грунта, редокс-потенциал, полихлорбифенилы, общий органический углерод, пестициды и тяжелые металлы (Cd+Mn+Hg+Zn+Pb). Впервые с помощью индекса таксономической отличительности TaxDI проанализировано разнообразие таксоценов диатомовых исследованных полигонов вдоль Крымского прибрежья и выполнено межрегиональное сравнение разнообразия Bacillariophyta у побережья Болгарии, Румынии, Крыма, Северо-Западной и Cеверо-Восточной ч…
Учебное пособие является продолжением издания «Зоология беспозвоночных. Краткое изложение основ» (Борисанова, 2021) и разработано для проведения практических занятий по зоологии беспозвоночных животных со студентами 1-го курса факультета почвоведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, обучающимися по направлению подготовки «Экология и природопользование». В учебном пособии приведена информация по ряду ключевых групп беспозвоночных животных, от простейших до иглокожих. На примере отдельных представителей разбираются детали внешнего и внутреннего строения беспозвоночных разных типов, включая характерных представителей почвенной среды. В приложении к пособию собраны фотографии объектов, изучаемых с помощью оптического микроскопа или стереомикроскопа. Каждая фотография сопровождается подробными подписями, что значительно облегчает знакомство с реальными объектами на практических занятиях.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, допущен Министерством просвещения Российской Федерации и включён в Федеральный перечень учебников.
Существенным преимуществом учебника является его связь с электронным приложением. Данное электронное приложение содержит рисунки, фотографии, схемы, анимированные сюжеты, видеофрагменты, ЗD-модели, виртуальные экскурсии, практические работы, интерактивные задания, тесты, кроссворды и другие объекты. Электронная составляющая не является компонентом, обязательным для использования. Печатный учебник – полная и достаточная версия курса.
Учебник адресован учащимся 5 класса и рассчитан на преподавание предмета 1 час в неделю.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, допущен Министерством просвещения Российской Федерации и включен в Федеральный перечень учебников.
Существенным преимуществом учебника является его связь с электронным приложением, размещенным на интернет-ресурсах. Данное электронное приложение содержит рисунки, фотографии, схемы, анимированные сюжеты, видеофрагменты, ЗD-модели, виртуальные экскурсии, практические работы, интерактивные задания, тесты, кроссворды и другие объекты. Электронная составляющая не является компонентом, обязательным для использования. Печатный учебник – полная и достаточная версия курса.
Учебник адресован учащимся 9 класса и рассчитан на преподавание предмета 2 часа в неделю.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, допущен Министерством просвещения Российской Федерации и включён в Федеральный перечень учебников.
Существенным преимуществом учебника является его связь с электронным приложением. Данное электронное приложение содержит рисунки, фотографии, схемы, анимированные сюжеты, видеофрагменты, ЗD-модели, виртуальные экскурсии, практические работы, интерактивные задания, тесты, кроссворды и другие объекты. Электронная составляющая не является компонентом, обязательным для использования. Печатный учебник – полная и достаточная версия курса.
Учебник адресован учащимся 6 класса и рассчитан на преподавание предмета 1 или 2 часа в неделю.
Учебник 10 класса начинает известную линию УМК по биологии (базовый уровень) «Классический курс».Курс построен по принципу уровневой организации жизни. В этот Учебник включены разделы: клетка, размножение и развитие организмов, основы генетики и селекции. В предлагаемом курсе биологии реализуется общая цель образования – формирование и развитие качеств личности, отвечающих потребностям современного общества. Содержание построено на предметном материале, отвечающем современному научному уровню. Не входящий в программу базового уровня материал выделен как дополнительный. В начале параграфов перечислены понятия, подлежащие усвоению. Разносторонний и ёмкий методический аппарат стимулирует формирование познавательных потребностей учеников. Приведённые после параграфов вопросы и задания предусматривают самопроверку учащихся, а также актуализируют основные знания перед изучением нового материала.
Содержит пропедевтический курс к линии учебников «Живая природа» для 5-9 классов, материал которого рассчитан на 35 часов учебного времени.
Учебник реализует концептуальные идеи программы (авт. Т.С. Сухова), направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира и уникальности жизни на планете Земля. Особое внимание уделено экологическим аспектам взаимосвязи живой и неживой природы.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010).
Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Учебник является надёжным инструментом, помогающим в достижении образовательных результатов по биологии. Основной материал параграфов расширяет рубрика «Для любознательных», а методическая составляющая содержит систему заданий, которая позволяет отрабатывать широкий перечень умений и компетенций.
В основу учебника положен системно-структурный подход, являющийся необходимым условием развивающего обучения. Авторы вводят учащихся 5-6 классов в мир общебиологических понятий через установление общих признаков жизни с учётом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Методический аппарат учебника предлагает школьникам деятельное участие в учебном процессе.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Учебник для 5 класса начинает новую линию УМК по биологии для 5-9 классов, созданную авторским коллективом под руководством Сивоглазова В.И. Он отвечает базисному учебному плану по биологии (в объеме по 1 ч/нед.) и авторской рабочей программе. В нем рассмотрены общие вопросы введения в курс биологии (биология как наука, методы изучения живой природы, среды обитания организмов, природные сообщества). Сочетание традиционного подхода в последовательности изучения биологических курсов (растения, животные, человек) и концентрического принципа структурирования материала (с основами общей биологии в 9 кл.) позволило объединить лучший опыт отечественной школы. Учебник является надёжным инструментом, помогающим в достижении образовательных результатов по биологии и обеспечивает: • систематизацию полученных знаний в ходе изучения предмета «Окружающий мир» 1—4 классы и дальнейшее углубление знаний о живой природе в 5—9 классах; • расширение познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихс…
Учебник является основной составляющей часть учебно-методического комплекса по биологии В.И. Сивоглазова, А.А. Плешакова издательства «ДРОФА». Учебник дополняет электронное приложение, размещенное на интернет-ресурсах корпорации «Российский учебник». Приложение содержит рисунки, фотографии, схемы, анимированные сюжеты, видеофрагменты, 3D-модели, виртуальные экскурсии, практические работы, интерактивные задания, тесты, кроссворды и другие объекты. Электронная составляющая не является компонентом, обязательным для использования. Печатный учебник – полная и достаточная версия курса. Соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования, рекомендован Министерством просвещения Российской Федерации и включен в Федеральный перечень учебников.
Учебник предназначен для изучения курса биологии в 9 классе общеобразовательных организаций. Написан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Посвящен изучению организма человека и включает главы: «Место человека в системе органического мира», «Общий план строения организма человека», «Нейрогуморальная регуляция», «Опора и движение», «Внутренняя среда организма», «Кровообращение», «Дыхание», «Питание и пищеварение», «Обмен веществ и превращение энергии», «Выделение», «Органы чувств и сенсорные системы», «Поведение и психика», «Размножение и развитие», «Человек и окружающая среда».
Входит в учебно-методический комплект наряду с авторской рабочей программой, электронной формой учебника, авторской мастерской на сайте издательства.
Учебник предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Естествознание».
В состав учебно-методического комплекта входит рабочая тетрадь.
В данной книге представлена оригинальная учебно-методическая разработка, соответствующая учебному плану Биологического института Томского государственного университета. В пособии представлен развёрнутый план лекций.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 020200 Биология, преподавателей университетов, медицинских, педагогических и сельскохозяйственных вузов.
В данной книге представлена оригинальная учебно-методическая разработка, соответствующая учебному плану Биологического института Томского государственного университета. В пособии представлены развёрнутый план лекций, экзаменационные вопросы и рекомендуемая литература.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 020200 Биология, преподавателей университетов, медицинских, педагогических и сельскохозяйственных вузов.
В данной книге представлена оригинальная учебно-методическая разработка дисциплины «Эволюционная биология» на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 «Биология» (уровень бакалавриата), утверждённого приказом Министерства образования и науки № 944 от 7 августа 2014 года, соответствующая учебному плану Биологического института Томского государственного университета (ТомГУ). В пособии представлены: развёрнутый план лекций, экзаменационные вопросы и рекомендуемая литература.
Для студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 020200 Биология, преподавателей и научных сотрудников университетов, медицинских, педагогических и сельскохозяйственных вузов.
В пособии представлена оригинальная учебно-методическая разработка дисциплины «Эволюционная биология» на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 «Биология» (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки № 944 от 07 августа 2014 г., соответствующая учебному плану Биологического института Томского государственного университета. В пособии представлены развернутый план лекций, экзаменационные вопросы и рекомендуемая литература.
Для студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений, преподавателей и научных сотрудников университетов, медицинских, педагогических и сельскохозяйственных вузов.
26. Ветвистоусые ракообразные (Crustacea: Cladocera) Северной Евразии. Том II. Систематическая часть
Во втором томе монографии, представляющей собой первую в мировой практике полную сводку по фауне ветвистоусых ракообразных (Crustacea: Cladocera) Северной Евразии, дается обзор классификации группы. В её состав на данной территории входят 287 известных таксонов видовой группы, относящиеся к 74 родам, 16 семействам и 4 отрядам. Приводятся определительные ключи, иллюстрированные описания таксонов, синонимия, а также сведения о современном состоянии разработанности их систематики, географическом распространении и биологии.
Монография представляет собой первую в мировой практике полную сводку по фауне ветвистоусых ракообразных Северной Евразии, представители которых нередко играют ведущую роль в сообществах континентальных и морских вод. В первом томе описывается история их изучения на данной территории, внешнее и внутреннее строение, биология питания и размножения, экологические и поведенческие особенности, в том числе взаимоотношения с беспозвоночными и позвоночными хищниками. Также затрагиваются вопросы изучения их генетики, физиологии, остатков в донных отложениях, происхождения, систематики, фауногенеза и географического распространения.
В пособии рассмотрены основные вопросы биологии, этапы развития науки и ее взаимосвязь с другими дисциплинами естественнонаучного цикла. Отдельное внимание уделено жизненному циклу и процессам метаболизма живых организмов, а также рассмотрены основные положения современной генетики и молекулярной биологии. Кроме теоретического материала в пособии представлены методические указания к лабораторным работам, позволяющим закрепить знания по основным разделам дисциплины и овладеть навыками работы с микропрепаратами.
Учебное пособие предназначено для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Биотехнология», а также может быть рекомендовано для бакалавриата направления подготовки «Технология продукции и организация общественного питания» при изучении отдельных разделов биохимии и микробиологии.
Большая часть статей написана в рамках основных направлений школы Серебряковых. Кроме этого, отдельные материалы отражают новые тенденции в развитии анатомии и морфологии растений, применение биоморфологических признаков в систематике, популяционной биологии, а также посвящены вопросам школьного и вузовского ботанического образования.
Большая часть статей написана в рамках основных направлений школы Серебряковых. Кроме этого, отдельные материалы отражают новые тенденции в развитии анатомии и морфологии растений, применение биоморфологических признаков в систематике, популяционной биологии, а также посвящены вопросам школьного и вузовского ботанического образования.
Большая часть статей написана в рамках основных направлений школы Серебряковых. Кроме этого, отдельные материалы отражают новые тенденции в развитии анатомии и морфологии растений, применение биоморфологических признаков в систематике, популяционной биологии, а также посвящены вопросам школьного и вузовского ботанического образования.
Эта книга для тех, кто уже завел или еще только собирается завести у себя дома хомячка, морскую свинку, крысу, шиншиллу или другого грызуна. Вы узнаете о том, как правильно содержать их в домашних условиях. В этой книге вы найдете полезные рекомендации и советы по уходу за грызунами; мы расскажем вам об особенностях питания и разведения этих животных. Издание хорошо иллюстрировано.
В предлагаемой монографии с новых методологических позиций рассматриваются общие проблемы таксономии, систематики и морфологии. На примере нескольких семейств жуков исследуется понятие архетипа, его внутреннее устройство из отдельных частей – меронов, связь архетипа и биологического стиля, конкретные проблемы систематики и функциональной морфологии. Впервые предлагаются четкие универсальные критерии таксономического ранга на основании сходства уровней меронов. Приведен огромный фактический материал с большим количеством иллюстраций. Заключает монографию общий обзор применения типологического метода в естественных науках. Сделана попытка классифицировать различные современные направления биологии в зависимости от мировоззренческих установок авторов.
Книга представляет интерес для биологов-систематиков, эволюционистов, морфологов, интересующихся теоретическими и методологическими проблемами науки, а также для преподавателей и студентов биологических и философских факультетов.
Книга знакомит читателей с жизненной историей и профессиональной деятельностью биологов, причастных к организации и становлению в Петроградском университете кафедры генетики и экспериментальной зоологии – первой в российских университетах кафедры подобного типа, основанной в 1919 году. Десять глав книги посвящены основателю и руководителю этой кафедры Юрию Александровичу Филипченко и его ближайшим сотрудникам и соратникам – И. И. Соколову, В. М. Исаеву, Д. М. Дьяконову, Я. Я. Лусу, Ф. Г. Добржанскому и А. П. Владимирскому, активно участвовавшим в организации и работе кафедры в 1920–1930-е годы, а также судьбе младшего брата Ю. А. Филипченко – А. А. Филипченко – врача и паразитолога. Большинство из упомянутых ученых окончили Зоотомический кабинет ИСПбУ, где их учителем был известный протозоолог и деятель высшего образования России профессор В. Т. Шевяков, которому тоже посвящена отдельная глава. В приложении приводятся выписки из дневника Ю. А. Филипченко (1918–1923), письма 1906–1930 годов и выдержки из н…
Настоящий четвертый том «Определителя птиц по перу и его фрагментам», созданный сотрудниками Института проблем экологии и эволюции Российской Академии наук, продолжает серию публикаций и развивает новое направление в птилологии – таксономические исследования на основе морфологии пера. В этой серии уже вышли три «Определителя птиц по перу и его фрагментам», посвященные семейству Врановых (Corvidae) отряда Воробьинообразных (Pаsseriformes) (2012), отрядам Курообразных (Galliformes), Голубеобразных (Columbiformes) и Рябкообразных (Pterocliformes) (2013) и отряду Гусеобразных (Anseriformes) (2015).
Четвертый том посвящен отряду Ржанкообразных, включающему довольно разнородных птиц, разбитых на три подотряда. Некоторые представители этого отряда существенно влияют на безопасность полетов авиации, а также служат источником биоповреждений и в других сферах человеческой деятельности. Однако в этой группе птиц немало редких видов, подлежащих охране. Для 47 видов отряда описаны макро- и микроструктурные особенности…
В книге приводятся данные по морфологии, биологии, систематике, географическому распространению, особенностям локализации в насекомом-хозяине, жизненным циклам экто- и эндопаразитических нематод отрядов Tylenchida и Aphelenchida. Представлены подробные диагнозы и ключи для определения этих нематод. Издание иллюстрировано многочисленными рисунками, таблицами и схемами.
Книга предназначена для специалистов в области паразитологии, почвенной зоологии и биоценологии, нематологии, энтомологии, специалистов в области защиты растений и растениеводства, студентов, аспирантов и преподавателей вузов.
В книге приводятся данные по морфологии, биологии, систематике, географическому распространению, особенностям локализации в насекомом-хозяине, жизненным циклам экто- и эндопаразитических нематод отрядов Tylenchida и Aphelenchida. Представлены подробные диагнозы и ключи для определения этих нематод. Издание иллюстрировано многочисленными рисунками, таблицами и схемами.
Книга предназначена для специалистов в области паразитологии, почвенной зоологии и биоценологии, нематологии, энтомологии, специалистов в области защиты растений и растениеводства, студентов, аспирантов и преподавателей вузов.
Учебное пособие служит для идентификации насекомых по морфологическим признакам с помощью определительных таблиц от отряда до вида; разработано на основе нескольких российских определителей. Черно-белые иллюстрации представляют собой классические рисунки отдельных морфологических структур насекомых, на основе которых ведется определение.
Пособие предназначено для использования студентами на учебной практике по зоологии беспозвоночных.
В основе биологической систематики лежат представления об иерархии и рангах. Развитие шло от народных взглядов на названия и систему живого, через логическое упорядочивание системы частей у последователей Аристотеля к построению таксономической системы. Для создания таксономических понятий потребовалось существенное изменение логического аппарата, использование идеи полного списка природных объектов, изменение концепта наблюдателя. Развитие концепта ранга включено в историю научной революции XVI–XVII вв. и является одной из ключевых идеаций новой рациональности. Рассмотрено возникновение фиксированных рангов в биологии у Чезальпино, Линнея и в систематике XIX в. Сравнение понятий ранга в систематике и разряда в системах счисления позволяет понять закономерности развития этих концептов в культуре до появления науки и их изменения с возникновением научного знания.
Приведен аннотированный список жесткокрылых (Coleoptera) Национального парка «Мещера» (Владимирская область) по результатам исследований 2007–2008 гг., включающий 1390 видов из 78 семейств. С учетом литературных данных, на территории парка к настоящему времени зарегистрировано 1434 вида Coleoptera. Обнаружено 15 видов, подлежащих охране на территории Владимирской области. Philonthus wuesthoffi Bernhauer, 1939 (Staphylinidae) впервые отмечен в Европейской фауне.
В книге в систематической форме изложено содержание основных положений таксономии, ее важнейших результатов и наиболее значимых проблем. Автор отошел от традиционного порядка рассмотрения материала через анализ классификаций и сосредоточил внимание на понятии естественной системы, видя в нем ключ к решению большинства таксономических проблем. В числе этих проблем, рассмотренных в книге, отметим следующие: разграничение таксономических и нетаксономических групп, соотношение таксона и системы, онтологическая характеристика таксонов в рамках теоретико-множественного языка или альтернативных приближений, связанных с изучением естественных родов, индивидов и мереологических объектов, проблема монотипических групп и концепция ранга, сходство и родство и разграничение используемых для их описания деревьев, проблема парафилии, объективный статус систематических групп и их иерархий. На основе проведенного анализа основных понятий таксономии формулируется представление о композиционной структуре , определяемой двух…
Монография включает определительные таблицы и обширные сведения по экологии и таксономии почти 500 видов булавоусых чешуекрылых, обитающих в России восточнее Урала. В их числе впервые описанные в качестве новых для науки описано 9 видов и 6 подвидов, в том числе: Korshunov et Nikolaev, sp.n.; Korshunov et Nikolaev, sp.n.; Korshunov, sp.n.; Korshunov et Nikolaev, sp.n.; Korshunov et Nikolaev, sp.n.; Korshunov et Nikolaev, sp.n.; Korshunov et Nikolaev, sp.n.; Korshunov et Nikolaev, sp.n.; Korshunov et Nikolaev, sp.n.; Korshunov et Nikolaev, ssp.n.; Korshunov et Nikolaev, ssp.n.; Korshunov et Nikolaev, ssp.n.; Nikolaev et Korshunov, ssp.n. и Nikolaev et Korshunov, ssp.n. (все из семейства Satyridae); Korshunov, ssp.n. (из семейства Lycaenidae). Книга иллюстрирована 106 таблицами оригинальных рисунков.
Для широкого круга читателей – зоологов, географов, студентов естественных факультетов и специальностей, работников системы охраны природы, натуралистов-любителей.
В книге обсуждаются теоретические основы биологической классификации. В ней нет готовых ответов. Её роль, скорее, в постановке вопросов и обозначении путей их решения.
Современная биологическая классификация находится в глубоком кризисе, которому она обязана эволюционной, исторической методологии мышления, вопреки типологическому характеру всего остального научного знания, господствующему в биологии. Выход из возникшего положения возможен только через типологическое определение основных таксономических категорий. Предлагается рассматривать тип как символическое выражение серий форм, объединённых единым принципом (законом) трансформации.
Первый в отечественной литературе обзор теоретических оснований, принципов, понятий, методов и приложений современной филогенетики (главным образом её кладогенетического аспекта). Даны представления об элементах научной эпистемологии, составляющих основу познавательной деятельности в филогенетике: взаимосвязь онтологии и эпистемологии, познавательные ситуации, основные схемы аргументации, базовые принципы (познаваемости, рациональности, экономии, общей причины и некоторые др.). Кратко изложена история формирования филогенетики, охарактеризованы её основные современные школы. Рассмотрены онтологические и эпистемологические предпосылки самой филогенетики: охарактеризованы лежащие в её основе эволюционные модели, описана структура филогенеза и филогенетического паттерна, дано представление о ключевых метафорах филогенетики (филогенетическое дерево, филогенетический сигнал и др.). Изложены её базовые методологические принципы: соответствия, неопределённости, филогенетического единства и некоторые др. Подробно…
Первая в мировой литературе сводка, содержащая исчерпывающий обзор таксономической номенклатуры, рассматриваемой в теоретико-историческом ключе как важный раздел профессионального языка биологической систематики. Кратко охарактеризованы основные этапы и направления исторического развития ключевых идей и школ в систематике. В контексте этого развития изложена история формирования описательного языка систематики: фолк-номенклатура, язык прото-систематики (от Античности до Возрождения), схоластической систематики (XVI–XVIII века), пост-схоластической систематики (XIX–XX века). Сжато изложены и прокомментированы все номенклатурные своды правил и кодексы, появившиеся на этом последнем этапе. Охарактеризованы основные концепции и понятия номенклатуры, показана их связь с таксономической теорией. Рассмотрена структура номенклатурной деятельности, суммированы основные номенклатурные задачи. Дана сводка ключевых принципов номенклатуры, сгруппированных в пять базисных блоков: регуляторные, когнитивные, лингвистичес…
В.Н. Беклемишев (1890–1962) – известный русский зоолог и паразитолог, автор знаменитого труда «Основы сравнительной анатомии беспозвоночных». Предлагаемая читателю книга представляет собой методологическое основание специальных работ автора.
Написанная В.Н. Беклемишевым в 1928 году «Методология систематики» выходит впервые. В книге освещены проблемы общей морфологии и теории систематики. Работа является значительным вкладом в разработку теоретической биологии.
Книга адресована научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам биологических и философских факультетов и медицинских институтов.
Монография посвящена таксономическому и молекулярно-филогенетическому исследованию родов семейства бобовых (Fabaceae Lindl.) подсемейства мотыльковых (Papilionoideae), объединяемых под названием "базальных мотыльковых". Автором проведен критический
анализ коллекционного материала крупнейших ботанических учреждений Европы (LE, K, P, BR, L, C, S, COI, LISC). Проведена таксономическая ревизия ряда малоизученных родов, составлены карты ареалов, ключи для определения видов, родов и триб базальных
мотыльковых, на основании результатов морфолого-таксономического и молекулярно-филогенетического анализа пересмотрены объем и систематическое положение ряда таксонов. По результатам исследования представлена новая система базальных мотыльковых.
Настоящая работа посвящена систематике и филогении рода Ononis (стальник) во флоре России и сопредельных государств. В процессе исследования были впервые применены молекулярно-генетический и анатомический методы для познания систематики отечественных
видов рода Ononis. В результате, для всех таксонов исследуемого рода во флоре России и сопредельных государств пересмотрен таксономический статус, составлен ключ для определения таксонов. На основании данных молекулярного анализа участков хлоропластных
генов установлено положение рода в семействе Fabaceae. Также уточнены ареалы всех таксонов рода Ononis флоры России и сопредельных стран, указаны ранее неизвестные местонахождения представителей рода в Крыму.
Для исследователей в научных областях систематики и флористики высших растений, научных работников, преподавателей и обучающихся профильных учреждений.
Большая часть материалов, представленных в данном издании, написана в рамках направлений школы А. Г. Еленевского «Региональные флоры СНГ и биологическое разнообразие таксонов». Кроме этого, отдельные материалы отражают новые тенденции в развитии анатомии и морфологии растений, применения биоморфологических признаков в систематике.
Большая часть материалов, представленных в данном издании, написана в рамках направлений школы А. Г. Еленевского «Региональные флоры СНГ и биологическое разнообразие таксонов». Кроме этого, отдельные материалы отражают новые тенденции в развитии анатомии и морфологии растений, применения биоморфологических признаков в систематике.