Мераб Константинович Мамардашвили (1930–1990) – советский философ, доктор философских наук (1968), профессор (1972). Родился в г. Гори (Грузия), в семье военнослужащего. В 1955 году окончил философский факультет Московского государственного университета.
Один из основателей Московского логического кружка (с 1952 г.; в Кружок также входили Б. Грушин, А. А. Зиновьев и Г. П. Щедровицкий; позднее --- Московский методологический кружок).
Работал в Москве; с 1987 г. – в Грузии. «Сократический» характер философствования Мамардашвили наиболее полно отразился в его многочисленных лекциях (в т. ч. о Декарте, И. Канте, М. Прусте, сознании и др.), которые он читал в вузах Москвы и других городов. Читал лекции в университетах Франции, Германии и других стран.
Как философ Мамардашвили настаивает на том, что имеется "реальная философия" и имеются философские системы.
Реальная философия - это те проблемы, которыми занимается философия, перечисленные в определениях ниже.
Философия - это:
* одно из орудий самоконструирования человека. По Мамардашвили, человек - это вне-природная, сверхприродная сущность. Сущность, которая к известным природным силам не сводится, не может быть выражена в терминах известных сил природы. Главное заключается в том, что человек саморазвивается, ему никакая природа для развития не нужна. Природа является предметом для его деятельности;
* учение о бытии. Это объяснение того, почему мир таков, почему существует человек, почему существует именно такое отношение между человеком и миром;
* учение о мышлении. У Мамардашвили между бытием и мышлением разницы, по существу, нет. Поскольку человек - мыслящее существо, а бытие - это то, где находится и действует мыслящее существо, то никакого различия нет, бытие - это и есть существование мыслящего человека;
* учение о тайне бытия. Основная тайна бытия, по Мамардашвили, - это совесть, наличие этических отношений. Различение добра и зла составляет ядро философии;
* учение о свободе и об условиях свободы;
* гигиена, которую надо соблюдать при занятиях незнанием, способ, который позволяет человеку в условиях колоссального окружающего его незнания не сходить с ума;
* машина переживания, объясняющая смысл;
* учение о вечных проблемах. Предметом философии является философия.
Сочинения
* "Формы и содержание мышления" (1968)
* "Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке" (совместно с А. М. Пятигорским, Иерусалим, 1982)
* "Классические и неклассические идеалы рациональности" (1984)
* "Как я понимаю философию" (издание избранных работ М.К.Мамардашвили: доклады, выступления, интервью, статьи. 1990)
* "Картезианские размышления" (издано в 1997)
* "Кантианские вариации" (фрагменты лекций, прочитанных в 1982 году в Москве; изданы в 1997)
* "Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии." (издано в 1997)
* "Лекции по античной философии" (изданы в 1997)
* Анализ сознания в работах Маркса (1968)
* Проблема объективного метода в психологии (1977)
* Сознание и цивилизация (idem, idem)(1984)
* "Лекции о Прусте (Психологическая топология пути)" (издано в 1995)
* "Грузия вблизи и на расстоянии" (издано в 1995)
* "Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки" (издано в 1996)
* "Эстетика мышления" (лекции, прочитанные в 1986-1987 гг. в Тбилисском университете, изданы в 2000)