Марсель Пруст (фр. Valentin Louis Georges Eugene Marcel Proust; 10 июля 1871 — 18 ноября 1922) — французский писатель.
Основное произведение Пруста — цикл «В поисках утраченного времени» (т. 1-16, 1913—1927, последние 6 томов опубликованы посмертно), состоящий из семи романов.
Марсель Пруст родился в Париже 10 июля 1871 года в состоятельной семье: его отец, Адриан Пруст — сын коммерсанта, профессор медицинского факультета, а мать, Жанна Вейль — дочь еврейского биржевого маклера. Марсель получил образование в лицее Кондорсэ, где познакомился с Жаком Бизе, сыном композитора Жоржа Бизе, и Люсьеном Доде, сыном романиста Альфонса Доде. Затем он учился на юридическом факультете Сорбонны, но курса не окончил. В молодости Пруст вёл отдел салонной хроники в газете «Фигаро». В 1894 он публикует книгу стихов в прозе в декадентском стиле. Книга проходит почти незамеченной и стоит Прусту репутации светского человека и дилетанта. В 1896 году он издаёт сборник новелл «Утехи и дни», предисловие к которому написал Анатоль Франс, а в 1904—1906 годах — переводы книг английского художественного критика Джона Рёскина «Библия Амьена» и «Сезам и лилии». Пруст был бисексуалом, и как полагают, имел продолжительную связь с с пианистом и композитором Реинальдо Ан. В сентябре 1903 умер отец, а в сентябре 1905 горячо его любившая мать. Пруст получает богатое наследство, но тяжёлая форма астмы вынуждает его вести с 1906 года затворнический образ жизни. В годы Первой мировой войны субсидировал содержание публичного дома для гомосексуалистов. Около 1907 года он начал работу над основным своим произведением — «В поисках утраченного времени». В ноябре 1913 года вышел первый роман прустовской эпопеи «По направлению к Свану», который был встречен прохладно читателями и критикой, но второй роман писателя «Под сенью девушек в цвету» принёс ему известность и был удостоен Гонкуровской премии за 1919 год.
Марсель Пруст скончался от астмы в Париже 18 ноября 1922 года. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Принято считать, что Марсель Пруст явился начинателем нового направления в литературе. Свои произведения он рассматривает как инструмент по изучению конструирования реальности человеческим сознанием во времени, но не линейно, а согласно эмоциональным всплескам памяти. Идеи Пруста во многом совпадают с учением интуитивиста Анри Бергсона, высказанные в книге «Материя и память» (1896 год). Сознание проявляется в двух формах: oдна связана с практической деятельностью человека, формируется общественным воздействием на индивидуума, другая относительна и не позволят проникнуть в подлинную сущность реальности, к которой человека приводит интуиция, проявляющиеся в самых незначительном с точки зрения практического сознания восприятии.