Маргарита Наваррская (Marguerite de Navarre, 11 апреля 1492— 21 декабря 1549) — французская принцесса, сестра короля Франциска I. Происходила из Ангулемской ветви династии Валуа. Была женой принца Карла IV Алансонского, умершего вскоре после битвы при Павии, а в 1527 г. вышла вторично замуж за Генриха дАльбре, короля Наварского, после смерти которого (1543) самостоятельно управляла королевством. Дочь — Жанна дАльбре. Бабушка будущего короля Генриха 4.
Маргарита Наваррская всю жизнь отличалась большой преданностью своему брату, ездила в Мадрид хлопотать об его освобождении после поражения при Павии, составляла при его дворе центр культурного общества. Оставаясь католичкой, но довольно равнодушная к своей вере, Маргарита Наваррская покровительствовала протестантам; двор её был центром духовной жизни тогдашней Франции.
У неё нашёл убежище Эразм Роттердамский; близкими её друзьями были Клеман Маро, Ронсар и другие поэты. Сама Маргарита Наваррская знала древние языки, любила научные занятия и оказывала большое влияние на многих выдающихся людей того времени; в этом отношении она была предшественницей блестящих хозяек литературных салонов XVIII в.
Стихи её, напечатанные при жизни под заглавием «Marguerites de la Marguerite des princesses», очень посредственны; в них господствуют богословские сюжеты, стиль сух, педантичен и риторичен. Несравненно выше сборник новелл Mаргариты «Гептамерон» («Heptameron ou l’histoire des amants fortunes»), написанных в духе Боккаччо, поэтичных и соединяющих лёгкость сюжетов с некоторой поучительностью. Беседы кавалеров и дам, от имени которых ведутся рассказы, полны остроумия и душевной чуткости. «Гептамерон» имел большой успех у публики. Маргарита достоверно и проницательно описала нравы высшего общества своего времени, отобразив новые черты жизни, живые характеры, отстаивая в то же время гуманистический идеал человеческой личности. Главный сюжет книги — любовные истории, но любовь трактуется в духе неоплатонизма, как путь к совершенству и приобщению к божеству. Здесь мистическая, духовная любовь окрашивается уже в трагические тона, чем предвосхищаются в литературе темы позднего Возрождения.
В стиле «Гептамерона» выдержана и обширная корреспонденция Маргариты Наваррской с братом и друзьями. Она собрана и издана была впервые Genin: «Lettres de M. d’A.,» (П., 1841).