КИКУТИ Кан (1888-1948) - писатель, сценарист, издатель. Настоящее имя Кикути Хироси. Родился в Такамацу в семье небогатого школьного канцеляриста. Окончив среднюю школу, он поступил в Токийское педучилище, откуда, правда, вскоре был исключен. Кикути Кан примыкает к журналу "Синситё". Его сотоварищами становятся Акутагава Рюноскэ и другие представители неореализма. С перерывами он учился в разных учебных заведениях, а также в университетах Мэйдзи и Васэда, но по-прежнему главным источником получения знаний для него было самообразование. Последним местом учебы был Киотоский университет, который он оканчивает в 1916 г.
Известность к Кикути Кану приходит в 1918 г., когда он опубликовал "Дневник безвестного литератора" и "Летопись подвига князя Таданао". Однако еще раньше вышли в свет новеллы "Спасительница утопленников" (1916), "Осмеяние мертвых" (1918), "Поручик Жерар" (1918), пьеса "Возвращение отца" (1917).
Творчество Кикути Кана принято делить на два периода - произведения в жанре "чистой" литературы и произведения в жанре "массовой" литературы.
Для первого периода творчества писателя характерна критика догматов феодальной морали. Этим, вероятно, может объясняться неоднократное обращение писателя к темам кровной мести и самоубийства.
Часть "просветительских" новелл Кикути, написанных в первый период творчества, близка по характеру к историческим произведениям. Характерен рассказ "Начало голландской учености" (1921), который посвящен деятельности двух видных ученых эпохи Эдо - Сугита Гэмпаку (1733-1817) и Маэно Рётаку (1723-1803).
Роман "Портрет дамы с жемчугами" (1921) - одно из лучших произведений Кикути. Роман поднимает проблему эмансипированной женщины в 20-е гг. XX столетия.
В 1923 г. Кикути Кан стал издавать собственный журнал "Бунгэй сюндзю", на страницах которого яростно выступал против пролетарской литературы, может быть, это отчасти и обусловило необыкновенную популярность журнала в те годы. Кикути Кан завоевывает репутацию не как писатель, а как комментатор и критик, арбитр литературных споров, спонсор и ментор начинающих литераторов, наконец, как издатель и предприниматель. Этот период творчества характеризовался созданием произведений в жанре "массовой" литературы. Цель и задачи Кикути Кана и других представителей литературных кругов в те годы заключались в том, чтобы расширить рамки "чистой" литературы, сделав ее достоянием широких масс.
Кикути Кан явился инициатором учреждения двух литературных премий - имени Акутагавы и имени Наоки в 1935 г., лауреатами которых становятся писатели и по сей день.