Уэллс Герберт Джордж (21.9.1866, Бромли, = 13.8.1946, Лондон), английский писатель. Происходил из мелкобуржуазной среды. Окончил Лондонский университет (1888). К 1891 получил два ученых звания по биологии, с 1942 доктор биологии. В 1893 опубликовал учебники биологии и физиографии, в 1930 = популярную книгу "Наука жизни" (т. 1=3, совместно с Дж. Хаксли). Романом "Машина времени" открыл историю научной фантастики 20 в., опираясь на естественно-научные концепции. Литературными источниками для У. послужили произведения Дж. Свифта, Вольтера, амер. и нем. романтиков. Полемизируя с позитивистами, У. доказывает, что развитие общества в рамках буржуазного строя закончится вырождением и гибелью человечества. В "Острове доктора Моро" (1896) аллегорически представлена история цивилизации = процесса необходимого, но чудовищно жестокого. Роман "Человек-невидимка" (1897) направлен как против косности мещан, так и против ницшеанского "сверхчеловека". "Война миров" (1898) рассказывает о нашествии с Марса, заставившем людей усомниться в совершенстве своей общественной организации. Сцены народной революции, потрясшей капиталистическое общество в 21 в. нарисованы в романе"Когда спящий проснется" (1899). Ранний цикл завершается романами "Первые люди на луне" (1901) и "Пища богов" (1904). "Колеса фортуны" (1896) открывают список бытовых романов У.: "Любовь и мистер Люишем " (1900), "Киппс" (1905), "История мистера Полчи" (1910), "Билби" (1915). Сенсацию вызвал роман "Анна-Вероника" (1909), посвящены вопросу эмансипации женщины. Самый значительных из нефантастических романов У. "Тоно-Бенге" (1909) был попыткой в традициях О. Бальзака дать "поперечный разрез" англ. общества. Претерпевает изменения и манера У. - фантаста: "В дни кометы" (1906) = бытовой роман с вкраплением фантастического элемента; роман "Война в воздухе" (1908) написан в духе "технической" фантастики Жюля Верна, фантастического элемента лишен роман "Освобожденный мир" (1914), посвящена военному и мирному использованию атомной энергии.
[---]
С 1900 У. выступает с прогностическими и утопическими произведениями: трактат "Предвиденья" (1901), ряд статей. В романе-трактате "Современная утопия" (1905) выдвинут проект переустройства мира на основах государственного социализма с широким допущением частного предпринимательства. Основу идеологии У. составляет просветительство (см. Просвещение), истолкованное применительно к 20 в. и приобретшее характер буржуазного реформизма порою весьма радикального толка (трактат "Новые миры вместо старых", 1908). Однако в романе-трактате "Мир Вильяма Клиссольда" (1926) и трактате "Легальный заговор" (1928) У. резко противопоставляет свои теории марксизму. В 1903=09 У. состоял член "Фабианского общества" и, хотя острокритически воспринимал политический оппортунизм фабианцев, его собственное мировоззрение было лишь одной из форм фабианства.
В годы 1-й мировой войны 1914=18 У. = деятельный участник военной пропаганды (книга "Война, которая покончит с войнами", 1914). В 1916 опубликовал антивоенный роман "Мистер Бритлинг пьет чашу до дна", но официально своих позиций не изменил. Наметившиеся здесь богостроительские теории были развиты У. в повестях "Бог = невидимый король" (1917), "Душа епископа" (1917) и др. Пропаганде новой религии как средства перевоспитания человечества посвящен также "Очерк истории" (1920), "Краткий очерк истории" (1922) и др. работы по истории и педагогике. В 1923 У. опубликовал просветительский роман-утопию "Люди как боги". Начиная с романа "Накануне" (1927) занял активную антифашистскую позицию (роман "Самодержавие мистера Паргема", 1930; повесть "Игрок в крокет", 1936). Незаурядное сатирическое мастерство У. выявилось в романах "Мистер Блетсуорси на острове Ремпол" (1928), "Бэлиингтон Блепский" (1932) и "Необходима осторожность" (1941). В 1933 был избран президентом Пен-клуба.
У. трижды (в 1914, 1920 и 1934) посетил Россию. Его беседа с В. И. Лениным (6 октября 1920) получила широкую известность благодаря книге "Россия во мгле" (1920). Несмотря на то, что У. не верил в способность Советской России восстановить и развить народное хозяйство без помощи Запада, "Россия во мгле"
Сыграла большую роль в распространении правды о Советской России и Коммунистической партии. Во время 2-й мировой войны У. выступал в поддержку Сов. Союза. Родоначальник научно-фантастической литературы 20 в., У. = крупнейший мастер критического реализма, внесший значительный вклад в общелитературный процесс.