Елена Петровна Блаватская (31 июля (12 августа) 1831, Екатеринослав (сейчас Днепропетровск), Украина, тогда часть Российской Империи) — умерла 8 мая 1891, Лондон, урождённая Ган) — религиозный философ немецко-русского происхождения, основная деятельность которой происходила в США, Англии и британской Индии, основательница базирующегося на индийской философии Теософского общества, основанного в 1875 (место пребывания — г. Адьяр, около Мадраса, Индия).
Дочь писательницы Е. А. Ган, двоюродная сестра политика С. Ю. Витте, младшая сестра Блаватской — писательница В. П. Желиховская.
По словам Блаватской, свои духовные знания они получила от Махатм - группы бессмертных духовных Мастеров, проживающих в скрытых обителях в Гималаях. Главными учителями Блаватской были Махатма Мория, Махатма Кутхуми и Джвал Кхул. Содержание своих главных работ - "Разоблаченная Изида" и "Тайная Доктрина" - Блаватская, по ее утверждениям, получила от Махатм телепатически, как и множество писем, адресованных А.П. Синнету и другим теософам.
Она переподала мистическо-философское учение, основанное на Индийских и Тибетских традиционных учениях, которое она называла Теософия. Из основных ее достижений можно перечислить следующие:
* Она дала популярное объяснение понятий кармы и реинкарнации (перевоплощения) в Европе и Америке.
* В своих работах она стремилась показать, что все основные религии происходят из одного первоначального источника (имеют общий корень).
* Она объясняла важность Морали и Братства для эволюции и развития человека и человечества и доказывала их необходимость. (Братство без разделения на расы, касты, верования и пол, — она считала и объявила основой существования Теософского общества).
Созданное ей Теософское общество набрало во многих странах (в первую очередь в Англии, Франции, США, Индии) десятки тысяч сторонников[3]. Общество проповедовало идеи всечеловеческого братства и терпимости ко всем религиям, в каждой из которых скрыта единая божественная сущность, стремление создать на этой основе универсальную религию.
Деятельность Теософского общества привела к повышению интереса к индуизму и буддизму, возникновению впоследствии серьёзных научных исследований, и распространению буддизма в западных странах.
Учение Блаватской осуждалось Русской Православной церковью.