Историка Андрея Валентиновича Шмалько (псевдоним Андрей Валентинов составлен из имени и отчества) пойти в литературу побудили Олди (литературный псевдоним Дмитрия Громова и Олега Ладыженского), и отсюда в его произведениях (написанных менее поэтично) постоянная философичность; а вот реаличность (начинал автор с почти полностью реалистичных произведений, в одном из которых с Олди полемизировал, да и сейчас очень много реалистичных мотивов) своя, видимо, вызванная профессией.
Но реалистичность - далеко не одна своя черта... Если переиначивание истории, вскрытие самых разных несоотвествий еще можно сравнивать с "мифологической фэнтези" Олди (одно из последних произведение Валентинова, "Ола", написано по мотивам "Дон Кихота" - сравнение напрашивается), то мистика (и даже фрагменты, похожие на "роман ужасов"), частенько вспарывающие реалистичную картину (вся "Ола" на этом построена) несомненна оригинальна, как оригинален и своеобразный юмор, и отношение к средневековью, из-за которого писателя совершенно справедливо прозвали "русским Эко" (сравните как-нибудь разговоры про инквизицию в "Овернском клирике" Валентинова и "Имени розы" Эко).
При этом со временем писатель все увереннее комбинирует элементы, создавая все более своеобразную картину мира - вначале-то они не слишком накладывались друг на друга...
Кстати : если вы хотите сравнить Валентинова и Олди , прочтите сначала "Герой должен быть один" и "Одиссея" вторых, затем "Диомеда" первого...
Валентинов - интереснейший, своеобразный писатель, которого от всей души рекомендуем всем поклонникам философских произведений, не ограничивающихся жанром фэнтези.
[---]
То, что пишет Андрей Валентинов, - не фэнтези, не темпоральная опера, не альтернативная история и даже не реконструкция мифа. Это "тайная история", жанр сравнительно молодой и малоизученный. Не "что было бы, если?" - а "какие подводные течения повлияли на поступки тех или иных исторических персонажей, из-за чего сама история пошла именно этим путем?". Но Валентинов никогда не был холодным, отстранненым наблюдателем, четко фиксирующим - и не более того - события, мысли и эмоции героев. Он обладает немаловажным для писателя качеством - умением сочуствовать и сопереживать. Боль эпохи - его боль, радости эпохи - его радости. Какие бы выводы ни делал автор из исторических событий, к каким бы выводам ни приходили герои его книг, ни с Валентиновым, ни сего персонажами не происходит самого страшного: они не грубеют душой.
Василий Владимирский
Основная тема и нить писателя Андрея Валентинова - ПОИСК ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ или Человек как он есть - познающий самого себя, отражающий мир и изучающий это отражение. Герой Валентинова мучительно и неустанно ищет и находит смысл существования, ежечасно и непреклонно определяет заново свою судьбу. Впрочем, сюжеты Валентинова в большей мере даоистичны - это повествования о Дороге, о том, что ожидает нас в Пути, чего ждет от нас Путь и чего мы сами ждем от себя.
Александр Лурье